Приказ от «31» декабря № 384

В целях развития и совершенствования системы образования городского округа «Город Йошкар-Ола», обеспечения стабильного функционирования муниципальной системы оценки качества образования, повышения качества образовательных услуг путем в ведения единой муниципальной системы оценки качества образования,

п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить Положение о муниципальной системе оценки качества образования (Приложение №1).

2. Утвердить План мероприятий (дорожную карту) по развитию муниципальной системы оценки качества образования управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (Приложение №2).

3. Утвердить План мероприятий (дорожную карту) повышения качества образования для школ с низкими результатами обучения, функционирующих в сложных социальных условиях в г.Йошкар-Ола (Приложение №3).

3. Руководителям образовательных учреждений в осуществлении деятельности по внутренней системе оценки качества образования управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

4. Отделу информационно-методического обеспечения (Попова О.Б.) разместить материалы о муниципальной системе оценки качества образования  управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на официальном сайте управления образования в сети Интернет.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника управления образования Никандрова В.Г.

 

Начальник управления образования  В.В. Усков


 

 

Приложение №1

к приказу управления образования

администрации городского округа

«Город Йошкар-Ола»

           от «31» декабря № 384

 

 

 

Положение о муниципальной системе оценки качества образования

 

  1. Общие положения
  1. Настоящее Положение о муниципальной системе оценки качества образования (далее – МСОКО) устанавливает единые требования к муниципальной системе оценки качества образования (далее - МСОКО) и определяет ее цели, задачи, принципы функционирования, организационную и функциональную структуры, организацию и технологию оценки качества образования на территории администрации городского округа «Город                  Йошкар-Ола».
  2. МСОКО представляет собой совокупность нормативных правовых материалов и диагностических, оценочных и аналитических процедур, обеспечивающих оценку образовательных результатов обучающихся, деятельности образовательных организаций (далее - ОО).
  3.  Положение МСОКО разработано в соответствии c:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года №204         «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597                   «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года №474                      «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

Паспортом национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 года №16);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа                 2013 №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября                 2014 года №1202 (редакция от 29 ноября 2018 года) «О порядке осуществления координации деятельности по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования и общего методического обеспечения проведения указанной оценки»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря               2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года №462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»;

Приказом Министерства образования и науки        Российской Федерации от 10 декабря 2013 года №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 №276«Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22сентября 2017 года №955 «Об утверждении показателей мониторинга   системы образования»;

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07 ноября                  2018 года №190/1512 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07 ноября                 2018 года №189/1513 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»;

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 года №114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по общеобразовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 6 мая 2019 года №219/590 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качеств подготовки обучающихся»;

Законом Республики Марий Эл от 01 августа 2013 года №29-3 «Об образовании в Республике Марий Эл»;

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября                   2012 года №452 «О государственной программе Республики Марий Эл       «Развитие образования» на 2013 - 2025 годы»;

Распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 28 марта                  2016 года №117-р «О независимой оценке качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны                   здоровья, образования и спорта в Республике Марий Эл»;

Приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл               от 01 марта 2013 года №312 «Об осуществлении комплексного электронного мониторинга развития системы общего образования»;

Приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл                  от 17 сентября 2014 года №972 «Об автоматизированной информационной системе «Мониторинг системы образования в Республике Марий Эл»;

и иными нормативными правовыми актами, относящимися к вопросам управления и оценки качества образования.

1.4. В Положении используются следующие понятия:

Качество образования - качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Система оценки качества образования - совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образования требованиям к образованию со стороны личности, государства и общества как основных «заказчиков» и «потребителей» образовательных услуг.

Комплексная оценка качества образовательных результатов обучающихся - структурный элемент региональной системы оценки качества образования, представляющий собой систематическое стандартизированное (в части критериев и групп основных показателей) наблюдение за структурой и динамикой изменений интегрального показателя (индекса) образовательных результатов обучающихся образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования - показателя, формируемого с учетом результатов совокупности оценочных процедур в отношении учебных и внеучебных достижений обучающихся за отчетный период (год), базируется на принципах открытости, объективности,  прозрачности, общественно-профессионального участия.

Ежегодный региональный мониторинг оценки качества общего образования - сбор и обработка информации по результатам участия общеобразовательных организаций, государственных образовательных организаций в процедурах оценки качества подготовки обучающихся, связанные с развитием современных инструментов оценки качества образования и проводимые в течение календарного года.

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Обучающиеся - физические лица, осваивающие образовательную программу.

Педагогические работники - физические лица, состоящие в трудовых отношениях с образовательной организацией и выполняющие служебные обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Измерение - оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

Критерии - признаки, на основании которых производится оценка (доступность, качество, эффективность).

Показатели - количественная характеристика свойств оцениваемогообъекта или процесса.

Экспертиза - процедура комплексного изучения состояния образовательных процессов, условий и образовательной деятельности как целостной системы, в отношении которых отсутствуют надежные и достоверные методики оценки и разработанная система объективных измерителей.

1.5. Объектами оценки качества образования являются: учебные и внеучебные достижения учащихся; продуктивность, профессионализм и квалификация - педагогических работников и администрации образовательной организации; образовательные программы и условия их реализации.

1.6. Предмет оценки качества образования:

качество образовательных результатов (степень соответствия результатов освоения учащимися основной образовательной программы Федеральному государственному образовательному стандарту);

качество организации образовательного процесса, включающее условия организации образовательного процесса, доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-технического обеспечения образовательного процесса, организация питания.

 

  1. Цели, задачи и принципы МСОКО
  1.  Целью МСОКО является получение, изучение, анализ, интерпретация и оценка актуальной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, причинах, влияющих на уровень качества образования, тенденциях его развития для формирования основы принятия управленческих решений.
  2.  МСОКО направлена на:

совершенствование образовательной деятельности муниципальных образовательных организаций г.Йошкар-Олы;

оптимизацию взаимодействия образовательных учреждений МСОКО на муниципальном уровне;

формирование единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования, факторов, влияющих на повышение качества образования и подходов к его измерению;

развитие системы исследований качества общего образования, позволяющей оценивать качество общего образования, включая сбор контекстных данных;

функционирование системы мониторинга оценки качества общего образования на муниципальном уровне;

совершенствование фонда оценочных средств и процедур за счет создания и апробации комплекса объективных измерителей, внедрение современных технологий оценки качества образования, обеспечения современного уровня надежности и технологичности процедур контроля и оценки качества образования, формирования экспертного сообщества, участвующего в различных формах профессиональной и независимой оценки качества образования.

2.3. Основными задачами МСОКО являются:

Управленческие:

нормативное обеспечение оценочной деятельности и деятельности структур МСОКО;

формирование экспертного сообщества, в том числе из представителей общественности, участвующих в различных формах внешней независимой оценки качества образования;

определение перечня критериев качества образования с учетом социально-экономических особенностей администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»;

анализ результатов оценочных процедур, подготовка аналитической информации;

обеспечение принятия управленческих решений и определение направлений совершенствования МСОКО на основе анализа результатов оценочных процедур;

анализ эффективности принятых управленческих решений.

Организационно-технологические:

проведение оценки качества образования и образовательных достижений обучающихся образовательных организаций;

проведение оценки результативности педагогической и управленческой деятельности в муниципальной системе образования;

технологическое сопровождение процедур оценки качества образования;

повышение вовлеченности общественности в процессы и процедуры управления в системе образования, а также качества работы органов государственно-общественного управления в сфере образования.

Информационно-методические:

обеспечение сбора объективной и достоверной информации;

информационно-методическое сопровождение МСОКО;

разработка адресных рекомендаций на основе анализа полученных данных;

повышение квалификации педагогических кадров в области оценки качества

образования;

создание модели повышения квалификации кадров системы образования в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур;

информирование широкого круга общественности о состоянии качества образования, обеспечение информационной открытости оценочных процедур.

2.4. В основу МСОКО положены принципы:

объективности, достоверности, полноты и системности информации;

открытости обеспечения формирования первичных данных для

образовательных организаций и информационной безопасности;

учета текущих и перспективных потребностей системы образования;

ориентации на потребности и интересы обучающихся, педагогов;

возрастной психолого-педагогической адекватности оценочных процедур и показателей качества;

оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);

соответствия содержания разных процедур оценки качества образования ФГОС;

выявление и распространение позитивных управленческих практик, касающихся значимых аспектов деятельности системы образования;

минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования, иерархичности системы показателей;

сопоставимости системы показателей с международными и общероссийскими аналогами;

единства создаваемого пространства оценки качества образования и подходов на всех уровнях системы образования;

соблюдения морально-этических норм при осуществлении процедур оценивания;

сочетания процедур профессиональной оценки с независимой оценкой качества образования;

повышения роли независимой системы оценки качества образования;

общественно-профессионального участия, организации публичного обсуждения основных подходов (методики) проведения Комплексной оценки качества образовательных результатов обучающихся;

информатизации процессов сбора, обработки и анализа данных с учетом принципов необходимости и достаточности;

получения сравнимых результатов за счет использования единого инструментария и единых критериев оценивания для всех оценочных процедур;

контекстности – учет контекстных данных при формировании списков образовательных организаций при оценке деятельности образовательных организаций и распределении организаций по группам в зависимости от образовательных результатов: групп школ с высокими, средними, низкими образовательными результатами и школ «зоны риска»;

адресного информирования участников образовательных отношений, разъяснение целей, принципов методов и других аспектов оценки качества образования.  

 

  1. Структура МСОКО
  1.  МСОКО включает в себя следующие составляющие:

нормы соответствия федеральным и региональным требованиям к качеству образования;

субъекты МСОКО (организации, осуществляющие общеобразовательную деятельность)

объекты МСОКО (образовательные программы, реализуемые муниципальными образовательными организациями дошкольного, общего, дополнительного образования (в том числе их структура, условия и результаты их реализации); уровень и динамика изменений кадрового потенциала образовательных организаций и условия для его развития; индивидуальные образовательные достижения обучающихся).

системы оценивания: внутренняя и внешняя;

уровни организации деятельности по обеспечению функционирования МСОКО;

оценочные процедуры (источники сбора и анализа информации);

оценочные средства (инструментарий оценивания);

системы оценивания (критерии, критерии, шкалы и т.п.);

управленческие решения, обеспечивающие требуемый уровень качества образования.

  1.  МСОКО осуществляется в системе внутренней и внешней оценки качества образования.

Внутренняя оценка качества образования предполагает проведение процедур по оценке качества образования образовательными организациями самостоятельно. Данные, полученные в ходе внутренних оценочных процедур, используются образовательной организацией для выработки оперативных решений и лежат в основе принятия управленческих решений руководством образовательной организации в соответствии с полномочиями.

Внешняя оценка качества образования инициируется и проводится управлением образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», общественными организациями, инициативными гражданами.

Внешняя оценка качества образования управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» состоит из следующий направлений:

оценки качества подготовки обучающихся;

обеспечения объективности процедур оценки качества образования;

мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций автономного округа;

мониторинга качества повышения квалификации педагогов;

методической работы;

работы со школами с низкими образовательными результатами;

развития таланта;

профориентации;

иные направления и механизмы управленческого воздействия, предусмотренные федеральным законодательством в области образования, в том числе учитывающие актуальный уровень развития системы образования в Российской Федерации.

Государственная регламентация процедур внешней оценки образовательной деятельности направлена на установление и поддержание единых требований осуществления образовательной деятельности, а также контроль соблюдением образовательными организациями этих требований.

Общественные организации, работодатели, профессиональные сообщества принимают участие в оценке качества образования, в том числе с использованием доступной информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в сети «Интернет».

Целевые группы граждан, являющиеся основными получателями услуг от образовательных организаций, выражают свою позицию в части удовлетворенности условиями обучения детей и их пребывания в образовательных организациях (комфортность, личная безопасность и т.д.), состоянием материально-технической базы учреждений и т.п.

С целью обеспечения гласности и прозрачности процедур оценивания для участия в проведении независимой оценки качества образования могут привлекаться представители общественных институтов и профессиональных объединений.

  1. Муниципальный и институциональный уровни МСОКО предусматривают:

разработку и выполнение муниципальных программ развития образования;

создание условий для эффективной деятельности образовательных организаций;

развитие независимой системы оценки качества образования;

стимулирование образовательной и педагогической деятельности.

Образовательные организации проводят самообследование и обеспечивают функционирование внутренней системы оценки качества образования, которая нацелена на выявление степени соответствия требованиям ФГОС деятельности образовательной организации (при их наличии) и строится с учетом основных составляющих образовательного процесса:

организация и осуществление образовательной деятельности;

ресурсное обеспечение реализации основных образовательных программ;

достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ.

Образовательная организация планирует и проводит текущий контроль учебных достижений обучающихся, промежуточную аттестацию обучающихся, осуществляет комплексный подход к выявлению реальных результатов освоения образовательных программ путем проведения специальных диагностических, социально-педагогических и социологических исследований, итоговой аттестации обучающихся, организации мониторинговых исследований, проведения экспертизы достижений обучающихся и другие мероприятия.

  1. Индивидуальный уровень МСОКО предусматривает:

проведение обучающимися самооценки, самоанализа (рефлексии) и взаимооценки;

проведение педагогическими и руководящими работниками стартовой и текущей диагностики, оценки образовательных достижений на рубежных этапах обучения с определением уровня индивидуальных образовательных достижений и причин низких или невысоких образовательных результатов и дальнейшим информированием обучающегося, его родителей (законных представителей).

  1.  Деятельность МСОКО предполагает проведение следующих процедур (источники сбора и анализа информации):

государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования;

международных, национальных и региональных исследований, в том числе всероссийских проверочных работ, региональных и муниципальных диагностических работ;

исследований компетенций учителей и руководителей образовательных организаций;

исследований качества дошкольного образования;

мониторинговых исследований удовлетворенности участников образовательного процесса;

комплексной оценки качества образовательных результатов обучающихся, педагогической деятельности;

олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, входящих в перечень, утверждаемый Министерством просвещения Российской Федерации;

анализа состояния образования, инновационных процессов;

информатизации результатов участия в оценочных процедурах международного, федерального, регионального уровней.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

к приказу управления образования

администрации городского округа

«Город Йошкар-Ола»

           от «31» декабря № 384

 

 

 

 

Дорожная карта повышения качества образования для школ с низкими результатами обучения,

функционирующих в сложных социальных условиях в г.Йошкар-Ола на 2020-2023 г.г.

 

 

№ п/п

Направление деятельности

Цели, задачи

Ожидаемый результат

Ответственные

1

Дорожная карта повышения качества образования

Обеспечение доступности качественного общего образования, повышение эффективности использования средств, вкладываемых в образование, повышение качества образовательного процесса на основе индивидуальной работы с его участниками

  • повышение качества общего образования;
  • увеличение оснащенности школьной библиотеки информационной литературой;
  • улучшение оснащенности компьютерной техникой;
  • улучшение материально-технической базы ОУ

Директор

Зам. директора школы по УВР

Учителя-предметники

Классные руководители

2

Распределение обязанностей и полномочий в системе управления качеством образования для достижения поставленных целей и решения задач

Достижение необходимого информационного обеспечения, педагогического анализа, планирования, организации, контроль и регулирование всей образовательной деятельности школы

Должностные обязанности

Директор

3

Проведение мониторинга

 

 

Зам. директора школы по УВР

3.1

Мониторинг учебного процесса

1. «Общая и качественная успеваемость»

- Анализ текущего учебного процесса и подготовка отчетной документации, анализ динамики успеваемости воспитанников школы. Проведение мониторинга по классам, ступеням обучения и по школе;

- Сбор, обработка представление информации по классу. Составление карты успеваемости класса по текущему учебному году с использованием четвертных, полугодовых, итоговых и экзаменационных оценок.

- Составление таблиц, графиков успеваемости по четвертям, полугодиям, году. Обсуждение полученной информации на классных часах, родительских собраниях и сдача ее зам. директора школы по УВР для анализа и принятия решений. Классный руководитель начальной школы передает карту успеваемости класса новому классному руководителю

  1. Выявить уровень усвоения темы, раздела, учебного предмета и рассмотреть динамику его усвоения от ступени к ступени.
  2. Определить типичные ошибки в знаниях, умениях учащихся по предмету и проследить влияние данных ошибок на результативность обучения на последующих ступенях.
  3. Определить факторы, влияющие на уровень обученности обучающихся.
  4. Определить типологию профессиональных проблем учителей и на этой основе организовать методическую помощь.

Систематическая диагностика и оценка конечных результатов образовательной деятельности по теме, разделу, предмету

 

Зам. директора школы по УВР

Классные руководители 2-11 классов

 

  1. «Уровень обученности учащихся по отдельным предметам»

Регулярное отслеживание усвоения учащимися знаний и умений в 1-4 кл., 5-9 кл., 10-11 кл. Проведение систематического мониторинга обученности по предметам: математике, русскому языку.

 

 

 

  1. «Качество знаний учащихся»
  • отслеживание качественной успеваемости по предметам;
  • отслеживание качественной успеваемости по классам;
  • результативность государственных экзаменов

Обеспечит возможность контроля достижения учащихся необходимого уровня в овладении конкретным содержанием обязательного минимума образования по курсам основных предметов на том или ином этапе обучения и объективной сравнительной картины обученности учащихся по отдельным предметам по классам, по школе и в динамике за несколько лет

 

Зам. директора школы по УВР

Руководители ШМО

Учителя-предметники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зам. директора школы по УВР

Учителя-предметники

Классные руководители

4

Постоянное развитие профессиональной компетентности учителя

Мотивация всех участников образовательного процесса на его качество

Курсы повышения квалификации, мастер-классы, семинары, ШМО, родительские собрания.

Зам. директора по УВР

Классные руководители

5

Наличие в школе «копилки» передового опыта педагогов

Раскрытие конкретного опыта работы по достижению более высоких показателей качества, востребованных учеником, родителями, учителем

Методический совет ШМО

Зам. директора школы по УВР

Учителя-предметники

6

Применение в процессе обучения информационных технологий

Совершенствование методической системы обучения общеобразовательных предметов. Обучение школьников умению добывать информацию из различных источников, анализировать, критически осмысливать и умело использовать ее; осуществлять исследовательскую деятельность. Умелое применение школьниками информационных технологий, компьютерных программ.

Методический совет ШМО

Зам. директора школы по УВР

Учителя-предметники

 

Работа учителей – предметников школы с учащимися по повышению качества образования:

 

а) Годовая циклограмма работы с обучающимися по повышению их уровня обученности

Месяц

Проблема и ее причина

Меры по устранению проблемы

Прогнозируемый результат

Сентябрь

Недостаточная готовность учащихся к продолжению обучения в школе

Беседы по организации режима подготовки д/з. Своевременный контроль УУД

Безболезненное привыкание детей к учебному труду

Октябрь

Возможные пробелы в знаниях и трудности в освоении отдельных тем у некоторых учащихся, в том числе и по новым предметам.

Проведение консультаций для учащихся, имеющих пробелы и испытывающих трудности в освоении отдельных тем, в том числе и по новым предметам

Устранение пробелов, ликвидация трудностей в освоении тем. Привыкание к обучению новым предметам

Ноябрь

Возможная неблагоприятная оценочная ситуация для отдельных учащихся в связи с предстоящей аттестацией в I полугодии

Индивидуальная работа с учащимися

Значительное повышение уровня обученности в I полугодии по сравнению с предыдущими годами

Декабрь

Недостаточное внимание к учащимся, успешно справляющимся с учебой

Проведение олимпиад, конкурсов

Возрастание престижа знаний

Январь

Наличие неуспевающих и слабоуспевающих учащихся по итогам полугодия

Формирование групп взаимной помощи из учащихся.

Повышение мотивации учения у слабоуспевающих. Ликвидация пробелов. Формирование духа взаимопомощи и поддержки в коллективе учащихся

Февраль

Возможная неблагоприятная оценочная ситуация отдельных учащихся

Влияние групп детей с неблагоприятной оценочной ситуацией. Постановка задачи «исправления» текущих оценок. Консультирование, дополнительный опрос, индивидуальные задания

Создание максимальной ситуации успеха в аттестации. Снижение количества неуспевающих учащихся и учащихся, успевающих с одной «3»

Март

Наличие большого числа учащихся, испытывающих утомление от учебных нагрузок

Подвижные перемены. Анализ объема д/з.

Возможное облегчение учебного труда для быстро утомляющихся учащихся

Апрель

Недостаточно прочное освоение учебного материала, пройденного за год

Организация текущего повторения материала, пройденного за год

Восстановление в памяти учащихся тем, пройденных за год. Более прочное закрепление материала

Май

Проблема успешного проведения итоговой аттестации

Знакомство учащихся с нормами и правилами аттестации, продолжение повторения, тренировочные и контрольные работы

Четко организовывается успешная итоговая аттестация

Июнь

Проблема итоговой аттестации, проблема занятий с детьми, неуспевающими за год

Консультирование учащихся, организация индивидуальных занятий с неуспевающими

Успешно сданные выпускные экзамены. Более прочное закрепление материала.

 

 

б) Возрастная циклограмма работы с обучающимися по повышению их уровня обученности

Классы

Проблема и ее причина

Меры по устранению проблемы

Прогнозируемый результат

1-е

Недостаточная адаптированность учащихся к обучению в школе

Игры, система поощрительных мер, усвоение школьных правил

Быстрое привыкание первоклассников к школе, повышение учебной мотивации

2, 3-е

Наличие трудностей у отдельных учащихся

Индивидуальные занятия, усиленный контроль за деятельностью ученика

Своевременное устранение трудностей в учебе

4-е

Проблема перехода в среднюю школу. Проблема успешного выпуска

Знакомство с режимом работы в средней школе и с будущими учителями. Индивидуальная работа с детьми по ликвидации пробелов и улучшению успеваемости

Более безболезненное привыкание к учебе в будущем году. Хороший результат по итоговой аттестации в 1-й ступени

5-е

Проблема преемственности при переходе из 1 -й во 2-ю ступень обучения

Повышенное внимание к учащимся. Сбор информации от испытываемых трудностях. Строгое соблюдение режима организации контрольных работ. Создание ситуации успеха в учебе

Быстрое и безболезненное привыкание пятиклассников к учебе

6-е

Трудности, вызванные изучением новых предметов. Снижение учебной мотивации

Организация щадящего режима в начале изучения школьных предметов. Разработка комплекса мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания, система поощрения и др.

Быстрое и безболезненное привыкание к новым предметам. Повышение учебной мотивации учащихся

7-е

Трудности, вызванные изучением новых предметов. Снижение учебной мотивации

Организация щадящего режима в начале изучения новых предметов. Разработка комплексных мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания, система поощрения и др.

Быстрое и безболезненное привыкание к новым предметам. Повышение учебной мотивации учащихся

8-е

Накопление пробелов знаний у отдельных учащихся. Снижение престижа активной познавательной деятельности

Организация системы индивидуальных консультаций со слабоуспевающими

Увеличение числа хороших учащихся либо сохранение их числа постоянным

9-е

Проблема успешной итоговой аттестации

Организация планомерной подготовки к экзаменам: уроков повторения, практических занятий, консультаций

Четкая и успешная сдача экзаменов

10-е

Проблема привыкания учащихся к условиям обучения в 3-й ступени

Разумное планирование объема д/з. Беседы по организации режима д/з. Сбор информации о трудностях в учебе. Консультирование учащихся

Быстрое и безболезненное привыкание 10- классников к обучению в 3-й ступени

11-е

Проблема подготовки к итоговой аттестации. Проблема успешной аттестации

Своевременная информация о порядке аттестации. Занятия по повторению учебного материала. Консультирование, практические занятия

Успешное завершение учащимися обучения в школе

 

в) Работа учителей школы с родителями по повышению качества образования обучающихся.

Месяц

Проблема и ее причина

Меры по устранению проблемы

Ожидаемый результат

Сентябрь

Недостаточная адаптированность учащихся к началу занятий

Проведение родительских собраний, знакомство с новыми учителями

Четкость в организации режима занятий, привыкание учащихся к учебному году

Октябрь

Появление у учащихся неудовлетворенности оценок и оценок ниже обычного уровня знаний

Индивидуальные встречи с родителями, посещение семей, проведение бесед по контролю знаний и помощи в выполнении

д/з

Определенная мера «исправления» неудовлетворительных и нежелательных оценок

Ноябрь

Необходимость знакомства родителей с морально-психологическим климатом класса и состоянием воспитательной работы

Родительское собрание по этим проблемам

Активизация деятельности родителей по проведению воспитательных мероприятий

Декабрь

Недостаточная информация о накопляемости и качестве оценок. Необходимость знакомства родителей с итогами полугодия

Оперативная связь с родителями посредством контроля за дневниками, индивидуальная работа с родителями

Более пристальное внимание родителей к успеваемости детей.

Январь

Наличие у отдельных учащихся, имеющих отставание в учебе и резервы в повышении успеваемости

Индивидуальные беседы учителя с родителями и детьми о способах повышения успеваемости.

Работа учащихся совместно с родителями под контролем учителя

Февраль

Недостаточная информация о накопляемости и качестве оценок

Проведение родительского собрания (О мерах по улучшению итогов III четверти»

Исправление учениками неудовлетворительных и нежелательных четвертных оценок

Март

Наличие неуспевающих

Индивидуальные собеседования с родителями и учащимися

Повышение уровня знаний учащихся, ликвидация пробелов

Апрель

Недостаточное знание родителями специфики работы учителей

Проведение недели открытых уроков для родителей

Более осмысленное представление родителей о деятельности учителей, проблемах учащихся

Май

Проблема организации окончания учебного года и итоговой аттестации

Проведение заседания родительских комитетов по поводу организационного окончания учебного года, родительские собрания

Организация награждения и поощрения как можно большего числа учащихся за учебный год, организация помощи родителей в проведении экзаменов

Июнь

Проблема организации летних занятий с «отстающими»

Проведение индивидуальных бесед с родителями об организации летних занятий с детьми

Положительная оценка после летних занятий

 

 

 

 

 

В соответствии с результатами реализации данной Дорожной карты в нее могут быть внесены изменения.

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

к приказу управления образования

администрации городского округа

«Город Йошкар-Ола»

           от «31» декабря № 384

 

 

 

 

Дорожная карта по развитию муниципальной системы оценки качества образования управления образования

администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на 2020-2023 г.г.

 

п/п

 

Мероприятие (содержание деятельности)

Сроки

Ответственные

Формирование нормативно-правового обеспечения развития муниципальной системы оценки качества образования и

муниципальных механизмов управления качеством образования на территории города Йошкар-Олы

1.

Утверждение дорожной карты по развитию муниципальной системы оценки качества образования и муниципальных механизмов управления качеством образования

декабрь 2019

управление образования

2.

Утверждение муниципальных показателей:

  • эффективности деятельности руководителей образовательных организаций с учетом специфики образовательной организации;
  • мониторинга эффективности системы повышения квалификации педагогов;
  • мониторинга эффективности системы методической работы

ежегодно

управление образования, образовательные организации

3.

Утверждение дорожной карты повышения качества образования для школ с низкими результатами обучения, функционирующих в сложных социальных условиях

декабрь 2019

управление образования

Система оценки качества подготовки обучающихся

1.

Участие в региональных и федеральных процедурах по оценке качества подготовки обучающихся (предметных и метапредметных результатов)

ежегодно

управление образования, образовательные организации

2.

Проведение муниципальных оценочных процедур по оценке качества подготовки обучающихся

по потребности

управление образования, образовательные организации

3.

Участие образовательных учреждений в международных сравнительных исследованиях качества образования в составе общероссийской выборки

в соответствии с графиком проведения

управление образования, образовательные организации

4.

Участие образовательных учреждений во Всероссийских проверочных работах в штатном режиме (обязательное участие)

ежегодно

управление образования, образовательные организации

5.

Проведение мониторинга достижения показателей оценки качества подготовки обучающихся (по базовой подготовке (минимальный уровень), по подготовке высокого уровня, по индивидуализации обучения)

ежегодно

управление образования, образовательные организации

6.

Проведение независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность

1 раз в 3 года

управление образования, образовательные организации

7.

Оказание адресной помощи в сопровождении педагогов и 00 в межаттестационный период

постоянно

управление образования

8.

Обеспечение выполнения требований информационной безопасности на всех этапах сбора и обработки информации о качестве образования

постоянно

управление образования, образовательные организации

9

Отчет о системе развития образования управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»

август

ежегодно

управление образования

10.

Анализ результатов ГИА. Анализ результатов ВПР и др. диагностических процедур. Размещение на сайте управления образования

ежегодно

управление образования

Система обеспечения объективности процедур оценки качества образования

1.

Реализация Программы повышения объективности оценки образовательных результатов в образовательных организациях по направлениям:

Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной

оценочной процедуры в ОО:

  • обеспечение видео наблюдения на процедурах оценки качества образования (ГИА-11);
  • обеспечение общественного наблюдения на процедурах оценки качества образования (ВПР, ИС(И) - 11, ИС -9, ГИА-11, ГВЭ -9) с соблюдением требований к общественным наблюдателям;
  • привлечение квалифицированных специалистов на всех этапах процедуры (проведение инструктажей и учеб с организаторами, техническими специалистами, экспертами);
  • применение мер защиты информации (использование ЗКС для передачи материалов процедур оценки).

Выявление ОО с необъективными результатами и профилактическая работа с выявленными ОО:

  • индекс не подтверждения результатов медалистов;
  • индексы необъективности ВПР и ОГЭ;
  • анализ признаков необъективности;
  • разработка комплекса мер по устранению причин необъективности.

Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов:

- реализация в приоритетном порядке программ помощи ОО с низкими результатами, программ помощи учителям, имеющим профессиональные проблемы и дефициты, руководителям ОО, в которых есть проблемы с организацией образовательной деятельности и т.п.;

  • использование для оценки деятельности педагога результаты, показанные его учениками, только по желанию педагога;
  • проведение разъяснительной работы с руководителями ОО, педагогами по вопросам повышения объективности оценки образовательных результатов;
  • экспертиза образовательных программ ОО в части системы оценивания, подготовка рекомендации;
  • деятельность муниципального методического объединения по разработке модели критериального оценивания по всем учебным предметам на всех уровнях обучения;

- проведение учителями и методическими объединениями аналитической экспертной работы с результатами оценочных процедур.

2020-2023 г.г.

управление образования, образовательные организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Анализ результатов мониторинга оценки результатов обучения

ежегодно

управление образования, образовательные организации

3.

Подготовка адресных рекомендаций по итогам анализа результатов мониторинга оценки результатов обучения (внутреннего / внешнего)

ежегодно

управление образования, образовательные организации

4.

Проведение мероприятий по повышению объективности оценки результатов в образовательной организации

ежегодно

управление образования, образовательные организации

Система мониторинга эффективности руководителей муниципальных ОО

1.

Конструирование муниципальных показателей эффективности деятельности руководителей образовательных организаций с учетом специфики образовательной организации

2020

управление образования

2.

Проведение мониторинга показателей эффективности деятельности руководителей образовательных организаций

ежегодно

управление образования, образовательные организации

3.

Подготовка адресных рекомендаций по итогам анализа результатов мониторинга показателей эффективности деятельности руководителей образовательных организаций

ежегодно

управление образования, образовательные организации

4.

Принятие управленческих решений по результатам анализа мониторинга показателей эффективности деятельности руководителей образовательных организаций

ежегодно

управление образования, образовательные организации

Система мониторинга качества повышения квалификации педагогов

1.

Создание условий для организации диагностики профессиональных компетенций педагогов

ежегодно

управление образования, образовательные организации

2.

Выявление круга проблем через аналитическую информацию по итогам независимых оценочных процедур на основе данных муниципальных предметных комиссий, методических объединений и рабочих групп

ежегодно

управление образования, образовательные организации

 

Мониторинг системы повышения квалификации педагогов: учет диагностики профессиональных дефицитов

ежегодно

управление образования, образовательные организации

3.

Анализа результатов мониторинга показателей системы повышения квалификации

ежегодно

управление образования, образовательные организации

4.

Использование адресных рекомендаций по результатам анализа (своего и/или внешнего) итогов мониторинга показателей системы повышения квалификации педагогов для принятия управленческих решений по организации повышения квалификации

ежегодно

управление образования, образовательные организации

5.

Оказание адресной помощи в сопровождении педагогов ОО в межаттестационный период

постоянно

управление образования, образовательные организации

6.

Расширение горизонтальной сети повышения квалификации педагогических кадров. Ресурсы:

-сетевое взаимодействие через деятельность муниципальных методических объединений, проблемных и рабочих групп, сетевых профессиональных сообществ;

-распространение педагогических и управленческих инноваций;

-осуществление взаимосвязи учреждений общего, профессионального и высшего образования;

-трансляция опыта образовательных учреждений

постоянно

управление образования, образовательные организации

Система методической работы

1.

Организация работы и разработка плана методической службы

2020 г.

управление образования

2.

Организация работы и разработка плана методической службы по осуществлению поддержки молодых педагогов и/или наставников

2020 г.

управление образования

3.

Организация работы и разработка плана методической службы по поддержки муниципальных и школьных методических объединений

2020 г.

управление образования

4.

Участие в мероприятиях с различными категориями специалистов системы образования (специалистами УО, руководителями ОО, педагогами и т.д.) по организации методической работы

постоянно

управление образования, образовательные организации

5.

Осуществление мониторинга показателей системы методической работы по поддержке молодых педагогов и/или системы наставничества; по учету специфики образовательной организации

ежегодно

управление образования, образовательные организации

6.

Анализ результатов мониторинга показателей системы методической работы

ежегодно

управление образования, образовательные организации

7.

Принятие управленческих решений по результатам анализа системы методической работы

ежегодно

управление образования, образовательные организации

8.

Развитие сайтов муниципальных методических объединений как системы сетевого комплексного взаимодействия, направленного на поддержание единого методического пространства, повышение результативности деятельности, стимулирования инновационных подходов к организации методической работы и развития профессионализма педагогических работников

с 2020 г.

управление образования, образовательные организации

Система работы со школами с низкими результатами обучения, функционирующими в сложных социальных условиях

1.

Выявление школ с низкими образовательными результатами на основе региональных показателей

ежегодно

управление образования, образовательные организации

2.

Проведение мониторинга состояния школ с низкими образовательными результатами, в том числе состояния качества образования

ежегодно

управление образования, образовательные организации

3.

Анализ результатов мониторинга состояния школ с низкими образовательными результатами, в том числе состояния качества образования

ежегодно

управление образования, образовательные организации

4.

Разработка методов корректировки затруднений при принятии эффективных управленческих решений, позволяющих повышать качество образования и сокращать отставание наименее благополучных групп учащихся

ежегодно

управление образования, образовательные организации

5.

Внесение изменений в дорожную карту помощи школам с низкими образовательными результатами и школам, функционирующим в неблагоприятных социальных условиях

ежегодно

управление образования, образовательные организации

Система развития таланта

1.

Разработка и реализация плана работы, направленного на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи

2020-2023 г.г.

управление образования, образовательные организации

2.

Мониторинг показателей по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи

ежегодно

управление образования, образовательные организации

3.

Принятие управленческих решений по результатам анализа мониторинга показателей по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи

ежегодно

управление образования, образовательные организации

4.

Организация и  проведение Всероссийской олимпиады школьников (школьный, муниципальный)

ежегодно

управление образования, образовательные организации

5.

Организация повышения квалификации (профессиональной переподготовки) преподавателей для работы с одаренными и талантливыми детьми

постоянно

управление образования, образовательные организации

6.

Обеспечение профессионального роста педагогических кадров через организацию и проведение научно-практических конференций, семинаров, мастер-классов, творческих лабораторий, иных мероприятий

постоянно

управление образования, образовательные организации

7.

Организация интеллектуальных и творческих конкурсов, направленных на выявление одаренных и талантливых детей и молодежи

постоянно

управление образования, образовательные организации

8.

Организация профессиональных конкурсов, направленных на выявление одаренных и талантливых детей и молодежи

постоянно

управление образования, образовательные организации

9.

Мониторинг результативности участия обучающихся в конкурсных мероприятиях муниципального, регионального, федерального  и международного уровней

ежегодно

управление образования, образовательные организации

Система профориентации

1.

Разработка и реализация плана работы по развитию системы профориентационной работы

2020-2023 г.г.

управление образования, образовательные организации

2.

Проведение мероприятий по вопросам развития системы профориентационной работы

постоянно

управление образования, образовательные организации

3.

Организация профориентационного тестирования

ежегодно

управление образования, образовательные организации

4.

Осуществление профориентационной подготовки, предпрофильного  и профильного обучения при реализации ООП ООО и СОО

постоянно

управление образования, образовательные организации

5.

Построение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов

постоянно

управление образования, образовательные организации

6.

Участие в проектах «Билет в будущее», «Проектория»

постоянно

управление образования, образовательные организации

7.

Реализация дополнительных образовательных программ в объединениях по интересам (кружках, клубах, секциях, студиях и т.д.)

постоянно

управление образования, образовательные организации

8.

Развитие форм временной занятости обучающихся ОО, в том числе включения их в деятельность добровольческих (волонтерских) объединений

постоянно

управление образования, образовательные организации

9.

Создание условий для развития трудовых навыков обучающихся ОО (работа трудовых бригад) в период летних каникул

июнь-август

ежегодно

управление образования, образовательные организации

10.

Выявление и распространений лучших моделей профориетационной деятельности с обучающимися

ежегодно

управление образования, образовательные организации

11.

Информационно-методическое сопровождение деятельности педагогических и руководящих работников образования в системе профессиональной ориентации обучающихся

постоянно

управление образования, образовательные организации

12.

Участие в Днях открытых дверей профессиональных образовательных организаций

ежегодно

управление образования, образовательные организации

13.

Организация и проведение экскурсий, социальных практик для обучающихся на предприятия и в учреждения

ежегодно

управление образования, образовательные организации

14.

Организация профориентационных встреч для информирования обучающихся о ситуации и тенденциях развития рынка труда, профессиях, востребованных на рынке труда, предприятиях ведущих отраслей экономики РМЭ и РФ

ежегодно

управление образования, образовательные организации

15.

Ознакомление с площадками профессионального мастерства на базе профессиональных ОО, в том числе в рамках международного движения World Skills International

ежегодно

управление образования, образовательные организации

16.

Проведение мониторинга развития системы профориентации в системе образования по следующим направлениям:

- программно-методическое обеспечение профориентационной работы;

- выявление профессиональной направленности обучающихся;

- обеспечение преемственности общего и профессионального образования;

- взаимодействие с ЦЗН и работодателями;

- реализация профориентационных программ, проектов в сетевой форме;

- профориентационная работа при изучении учебных предметов, курсов внеурочной деятельности;

- повышение квалификации педагогов по данному направлению

ежегодно

управление образования, образовательные организации

17.

Анализ мониторинга развития системы профориентации в системе образования

ежегодно

управление образования, образовательные организации

18.

Подготовка адресных рекомендаций по результатам анализа мониторинга развития системы профориентации в системе образования

ежегодно

управление образования, образовательные организации

Система воспитания и социализации обучающихся

1.

Разработка и реализация плана работы по развитию системы воспитания и социализации обучающихся

2020 г.

управление образования

2.

Проведение мероприятий по вопросам развития системы воспитания и социализации обучающихся

ежегодно

управление образования, образовательные организации

3.

Подготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся

ежегодно

управление образования, образовательные организации

4.

Организация диагностики обучающихся по определению уровня воспитанности

 

 

5.

Проведение мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся, по профилактике девиантного и делинквентного поведения обучающихся

ежегодно

управление образования, образовательные организации

6.

Обобщение и распространение лучших практик по воспитанию и социализации обучающихся

ежегодно

управление образования, образовательные организации

7.

Проведение мероприятий, направленных на повышение уровня мотивации обучающихся к участию в волонтерском движении

ежегодно

управление образования, образовательные организации

8.

Организация каникулярного отдыха детей, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья

ежегодно

управление образования, образовательные организации

9.

Информационно-методическое сопровождение деятельности руководящих и педагогических работников образования в системе воспитания и социализации обучающихся

ежегодно

управление образования, образовательные организации

10.

Проведение мониторинга развития системы воспитания и социализации в системе воспитания и социализации обучающихся

ежегодно

управление образования, образовательные организации

11.

Анализ результатов мониторинга развития системы воспитания и социализации в системе воспитания и социализации обучающихся

ежегодно

управление образования, образовательные организации

12.

Подготовка адресных рекомендаций по результатам анализа итогов развития системы воспитания и социализации в системе воспитания и социализации обучающихся

ежегодно

управление образования, образовательные организации

 

 

Примечание: В соответствии с результатами реализации данной Дорожной карты в нее могут быть внесены изменения.

Информация
  • Размещено 16.06.2021 19:20
  • Просмотры: 80

Теги