1. Характеристика проблемы

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.


При создании благоприятных условий проявить свои способности сможет большая часть детей.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. С реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
В настоящее время в системе основного общего образования городского округа «Город Йошкар-Ола» достигнуты определенные результаты по выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей, сложились следующие направления работы с одаренными детьми:

  • предметные олимпиады, предметные декады (недели)
  • школьные научные общества
  • научно-практические конференции учащихся
  • участие в массовых международных конкурсах-играх
  • участие в творческих конкурсах различного уровня
  • участие в спортивных мероприятиях
  • создание и функционирование профильных отрядов и лагерей.

     Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что работа по  выявлению, сопровождению и поддержке одарённых детей в сфере общего образования ведется. Необходимо, сохранив достигнутые результаты, систематизировать работу по выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей, объединив и скоординировав усилия общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, методических объединений учителей – предметников.
При организации работы с одаренными детьми необходимо опираться на следующие принципы:
доступность условий и услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одаренностей для всех детей независимо от территории проживания, социального положения и состояния здоровья;
личностная ориентация образовательных услуг, способствующих максимальному раскрытию и развитию личностного потенциала  одаренных детей;
многоуровневость и многофункциональность  профессионально организуемой деятельности, обеспечивающей включенность в нее каждого ребенка с целью выявления его задатков и создания необходимых условий для их развития;
открытость и информированность образовательного сообщества о системе работы с одаренными детьми на разных уровнях;
адекватность предоставляемых образовательных услуг уровню развития способностей детей, непрерывность и преемственность в их психолого-педагогическом сопровождении. 

2. Основные направления

Реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности работы с одаренными детьми в городском округе «Город Йошкар-Ола» включает себя:

  • Создание многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды для выявления и развития одаренных детей, для реализации их интеллектуальных и творческих способностей в процессе учебной и научно-исследовательской деятельности;
  • Организация базовой школы по работе с одаренными детьми;
  • Развитие системы сопровождения одаренных детей;
  • Развитие материально-технической базы образовательных учреждений, обеспечение современных комфортных условий для обучения и развития одаренных детей;
  • Внедрение инновационного научно-методического обеспечения процесса обучения одаренных детей;
  • Обеспечение социального партнерства органов местного самоуправления, образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта, общественных формирований в работе с одаренными детьми;
  • Развитие кадрового потенциала образовательных учреждений, внедрение новых педагогических технологий и принципов организации образовательного процесса.

3. Ожидаемые результаты

Социальными и экономическими эффектами, последствиями, результатами реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности работы с одаренными детьми в городском округе «Город Йошкар-Ола», станут:

  • выстраивание системы взаимодействия педагогов и руководителей образовательных учреждений и учреждений культуры, спорта, преподавателей средних специальных и высших учебных учреждений по проблемам обучения и развития одаренных обучающихся;
  • увеличение доли школьников, участвующих в разнообразных видах и формах деятельности состязательного и творческого характера, организуемых на уровне образовательного учреждения, на муниципальном, региональном  уровне; увеличение числа участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников, открытых олимпиад, интернет-олимпиад;
  • положительная динамика количества победителей и призеров регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников, творческих конкурсов, соревнований, игр;
  • наличие в каждом общеобразовательном учреждении специальных программ и условий для развития индивидуальных возможностей и способностей обучающихся;
  • наличие постоянно обновляемого пакета (сборников) научно-методических разработок, заданий, рекомендаций для работы с одаренными детьми; создание и развитие информационно-образовательной среды для интеллектуально одаренных детей;
  • увеличение доли педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с одаренными детьми;
  • информационное наполнение муниципальной базы данных «Одаренные дети»;
  • широкое освещение работы с одаренными детьми в СМИ;
  • расширение форм поддержки одаренных учащихся и педагогов, работающих с одаренными детьми; повышение статуса одаренных детей и педагогов, работающих с одаренными детьми, через систему мероприятий по поощрению их достижений, освещению через средства массовой информации;
  • организация деятельности профильных лагерей, отрядов для одаренных детей;
  • наличие целевых направлений одарённых детей в ВУЗы от учреждений и администрации района;

закрепление выпускников ВУЗов из числа одарённых детей, обучающихся по целевым направлениям, в образовательные учреждения города (выполнение заказа);

  • увеличение числа научных ученических обществ и количества детей, охваченных научно-исследовательской деятельностью;
  • увеличение количества и разнообразия интеллектуальных, творческих конкурсов и конференций.

4. Мероприятия по повышению эффективности работы с одаренными детьми

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Показатели

 

Разработка нормативно-правовых актов по развитию системы работы с талантливыми детьми

Управление образования

Комплексное планирование работы с одарёнными детьми

  •  

Координация работы ОО с одаренными детьми

Управление образования
Образовательные учреждения

Соответствие содержания образования задачам Программы работы с одарёнными детьми (ОУ)

  •  

Формирование пакета нормативно-правовой документации по обеспечению деятельности образовательных учреждений и Управления образования по созданию многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды для выявления, развития и сопровождения одаренных (талантливых) детей  

Управление образования,
Образовательные организации

Разработка школьных программ (планов) работы по выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей.
Составление программ работы по учебным предметам, утверждение тематических планов

  •  

Создание и поддержка банка информационно-методических материалов по работе с одаренными (талантливыми) детьми, включая диагностический инструментарий, материалы по выявлению, развитию и сопровождению одаренных детей

Управление образования,
Образовательные организации

Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности, психорегуляции, творческого саморазвития. Тренинги. Разработка программы педагогического и психологического сопровождения одаренных детей

  •  

Проведение мониторинга состояния работы с одаренными (талантливыми) детьми в муниципальных образовательных учреждениях

ИМЦ Управление образования,
Образовательные организации

- информационное наполнение муниципальной базы данных «Одаренные дети»,
-расширение форм поддержки одаренных учащихся,

  •  

Расширение связей общеобразовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры и спорта

Управление образования,
Образовательные организации

Образование  кружков, клубов, творческих объединений, секций, направленных на развитие различных видов одаренности, на базе образовательных организаций  и учреждений  дополнительного образования. Создание площадок по развитию техносферы.

  •  

Организация и проведение семинаров, круглых столов, организация работы творческих групп, мастер-классов и других форм по проблемам детской одаренности

Управление образования,
Образовательные организации

Представление опыта работы педагогов, работающих с одаренными детьми, на семинарах, конференциях.

  •  

Освещение работы с одаренными детьми в СМИ, на официальных сайтах УО и ОО

Управление образования
Образовательные организации

Создание системы общественного контроля за организацией и проведением различных конкурсных мероприятий в целях обеспечения объективности и гласности конкурсных процедур

5. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей

Одним из важных условий развития одаренности детей и подростков является организация их психолого-педагогического сопровождения. 
Исследователи указывают на то, что у многих одаренных детей возникают учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, которые могут стать причиной школьной и социальной дезадаптации.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе – это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития, воспитания, социализации и адаптации ребенка.
Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическая помощь учащимся в профессиональном самоопределении, сохранение психологического и физического здоровья; создание оптимальных условий для гармоничного развития одаренных детей.
К задачам психолого-педагогического сопровождения одаренных детей относят:
- определение критериев и признаков одаренности детей;
- осуществление профилактических мероприятий по предупреждению возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании одаренных детей;
- оказание помощи одаренным учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута.

Сопровождение одаренных детей может осуществляется на 4-х уровнях:

Индивидуальный – индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия).
Групповой – психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных школьников (групповые консультации, тренинги).
Уровень класса – деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками.

Программа сопровождения разрабатывается совместно всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса.

1. Диагностический этап


педагогическая диагностика;
психологическая диагностика;
специальная диагностика (углубленная);
диагностический мониторинг (анализ динамики развития).


2. Информационный этап


подбор литературы по тематике;
создание банка информации по работе с одаренными детьми;
подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности;
просветительская работа со всеми субъектами образовательного процесса.


3. Подготовительный этап


определение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса;
составление индивидуальной программы развития для каждой категории специальной одаренности;
разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.


4.Развивающий этап


организация и проведение индивидуальных и групповых занятий с обучающимися (по индивидуальному плану);
организация мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников;
организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных детей, с включением в них всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагоги, воспитатели, администрация, психолог, родители и др.).

5. Мероприятия психолого-педагогического сопровождения талантливых детей

№№

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

1

Подбор и апробация пакета диагностических методик

Управление образования
Педагог-психолог образовательной организации

2

Изучение индивидуальных особенностей и интересов учащихся

Педагог-психолог образовательной организации

3.

Изучение личности педагога

Педагог-психолог образовательной организации

4.

Консультирование педагогов и родителей (законных представителей)

Управление образования
Педагог-психолог образовательной организации

5.

Выступление на родительских собраниях, семинарах, Городских методических объединениях и т.д.

Управление образования
Педагог-психолог образовательной организации

6.

Мониторинг эмоционального настроя учащихся в учебное и внеурочное время

Педагог-психолог образовательной организации

7.

Психологическая подготовка учащихся к интеллектуальным олимпиадам, конкурсам, конференциям и т.д.

Педагог-психолог образовательной организации

8.

Мониторинг эффективности работы

Управление образования
Педагог-психолог образовательной организации

 

 

Информация
  • Размещено 16.06.2021 21:31
  • Просмотры: 97

Теги