Актуальность создания системы профориентационной деятельности в школе определяется необходимостью формирования личностной готовности и способности обучающихся к непрерывному образованию, формированию допрофессиональных и предпрофессиональных компетенций, созданию условий осознанного выбора профессии при получении основного общего образования. Профориентационная работа в образовательном процессе является важнейшим этапом в целостном процессе профессионального самоопределения личности.


Формирование системы профориентационной деятельности в школе связано с решением задач позитивной социализации обучающихся и равных возможностей для получения качественного образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается, что личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечить готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду и развития опыта участия в социально значимом труде. Результаты профориентационной деятельности зафиксированы в основной образовательной программе в портрете выпускника основной школы и предполагают способность ориентироваться в мире профессий и понимать значение профессиональной деятельности для человека и общества.

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определена возможность сетевой формы реализации образовательной программы (ст.15), которая предполагает новые форматы сетевого взаимодействия различных организаций и появление таких прецедентов, как сетевые образовательные программы и программы сетевого взаимодействия. Это положение актуально при создании сетевых моделей организации профориентационной деятельности обучающихся на основе такого пока еще недостаточно используемого ресурса, как система среднего профессионального образования. В области организации профессиональной подготовки учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Йошкар-Олы» заключила договор сотрудничества (сетевого взаимодействия)  с  ГБПОУ Республики Марий Эл «Марийский лесохозяйственный техникум» по программам профессиональной подготовки по профессии «Рабочий зеленого строительства». Для организации профессиональной ориентации детей МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Йошкар-Олы» имеет партнерские отношения с учреждениями среднего профессионального и высшего образования: Торгово-технологическим колледжем, Йошкар-Олинским техникумом сервисных технологий, Марийским лесохозяйственным техникумом, Марийским политехническим техникумом, Автодорожным техникумом, Марийским государственным университетом, ПГТУ, Бизнес – инкубатором.

 

Комплекс современных практикоориентированных форматов со школьниками достаточно широк. Он включает в себя: организацию профориентационных практических и исследовательских проектов; конкурсы профессионального мастерства для школьников; интерактивные профориентационные экскурсии или экспедиции; ученические фирмы и бизнес-инкубаторы; программы предпрофессионального и профессионального обучения школьников; профессиональные пробы.

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Йошкар-Олы» работает система предпрофильного обучения - «школа-техникум» для обучающихся 9 классов, которые  совместили  обучение в школе и  ССУЗах города. Общеобразовательное учреждение взаимодействует с ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар - Олинский строительный техникум» - по программе профессиональной подготовки «Маляр», с ГБОУ СПО Республики Марий Эл «Автодорожный техникум» -   по  программе профессиональной  подготовки  профессии «Слесарь по ремонту автомобиля», с ГБПОУ РМЭ «Торгово-технологический колледж» - по программам профессиональной подготовки «Пекарь» и «Кондитер».

Стартовал проект и МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Йошкар – Олы». Учащиеся  7 классов до окончания 11 класса будут обучаться азам компьютерного 3 D моделирования, проектированию  объектов, графики, моделирования и живописи, по окончании курса ребята получат  сертификаты "помощника архитектора», это поможет им сделать  свой  профессиональный  выбор  по  окончании  11  классов.

С целью   учета интересов, склонностей и способностей обучающихся, создания условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования в общеобразовательных учреждениях города реализуются программы  профильного обучения, а так же осуществляется углубленное изучение отдельных предметов. В 8-ми общеобразовательных учреждениях осуществляется индивидуальный отбор, в связи с созданием условий для углубленного и профильного изучения отдельных предметов.

Общеобразовательные учреждения города участвуют в реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по ранней профессиональной ориентации. Обучающиеся 6-11 классов проходят  онлайн-диагностику и профессиональные пробы. Муниципальные общеобразовательные учреждения участвуют в профориентационных онлайн-мероприятиях Всероссийский открытый урок «ПроеКТОриЯ».

Налажено взаимодействие с образовательными организациями СПО, проводятся встречи с представителями колледжей, осуществляется посещение профориентационных событий: Дни открытых дверей (МОСИ –  компьютерная диагностика по методике «Карта интересов», МарГУ - тест-драйв МарГУ), анкетирование выпускников 9-х,11-х классов (ГКУ РМЭ «Центр занятости населения города Йошкар-Олы»), конкурсы на базе учреждений СПО (Межрегиональный открытый  чемпионат по парикмахерскому искусству «Модный образ»), участие в Едином дне профессионального самоопределения «Мир профессий».

В рамках реализации мероприятий регионального проекта «Популяризация предпринимательства», входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» организована деятельность Центра школьного  предпринимательства на базе ГБУ Республики Марий Эл  «Дворец Молодежи Республики Марий Эл».

Модель профориентации обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Йошкар-Олы для профессионального самоопределения подростков включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты:

  • Профориентационная работа в 5-6 классах охватывает различные уровни

образовательной деятельности: учебную, дополнительное образование, внеурочную, воспитательную работу, психолого-педагогическое сопровождение и др.

  • В 7-8 классах при сохранении направлений появляются новые формы

работы: профориентационные квесты и социальные пробы и т.д.

  • Основное содержание деятельности предполагается с выпускниками

школы, поскольку этот этап обучения чрезвычайно важен для профессионального самоопределения, так как обеспечивает выбор дальнейшего образовательного маршрута. По окончании 9 класса часть обучающихся поступает в колледжи, поэтому организация совместной профориентационной работы предполагает совместную реализацию элективных курсов и организацию предпрофессиональных проб на базе учреждений СПО.

Несмотря на традиционность профориентационной работы, модель профориентации обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Йошкар-Олы в рамках реализации программы профориентационной работы можно назвать инновационной, так как

  • направлена на индивидуализацию и системность образовательных

траекторий профессионального самоопределения подростков;

  • предлагает поэтапные решения в зависимости от стержневых задач: формирование сферы интересов (5-6 классы), активную деятельность по формированию универсальных допрофессиональных компетенций (7-8 классы и 8-9 классы) на основе профориентационно ориентированной проектной деятельности и профориентационных игр, организацию предпрофессиональной подготовки - предпрофессиональных проб (социальных, технических, творческих) и практик - совместно с партнерами (8-9 классы);
  • ориентирована на реальные условия развития рынка труда с учетом возможностей обучающихся и потребностями кадрового обеспечения высокотехнологичных и иных рабочих специальностей;
  • позволяет комбинировать и тиражировать инструменты организации профориентационной деятельности.

Несмотря на всестороннюю профориентационную деятельность мниципальных общеобразовательных учреждений города Йошкар-Олы, имеются ряд проблем:

  • недостаточная  активизация профориентационной работы на уровне 5-6

классов согласно возрастным особенностям;

  • недостаточная включенность в процесс профессионального

самоопределения учащихся 5-8 классов;

  • низкая мотивация большинства школьников и их родителей (законных

представителей) в выборе профессий;

  • ограниченность возможностей получения информации о потребности

городских предприятий в кадрах;

  • отсутствие системного комплекса диагностических методик, используемых

в профориентационной работе, включающих также интеллектуальные и  личностные психодиагностики;

  •  нескоординированность работы учителей-предметников по выявлению, развитию способностей обучающихся;
  • нескоординированность работы классных руководителей по преемственности профориентационной работы, по организации индивидуальной работы с учащимися и их родителями (законными представителями) для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции;
  • однообразность системы профинформирования;
  • обеспечения определения учащихся в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе;
  • обеспечения развития навыков: разбираться в содержании профессиональной деятельности,  соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами, анализировать свои возможности и способности, формировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности.

Таким образом, модель профориентации обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Йошкар-Олы, в том числе на основе партнерства с образовательными организациями СПО, направлена на формирование у обучающихся личностных и метапредметных результатов образования, достижение социально-педагогических эффектов, обеспечивающих эффективность пропедевтического профессионального самоопределения подростков и осознанный выбор дальнейшего образовательного маршрута.

Информация
  • Размещено 16.06.2021 20:39
  • Просмотры: 36

Теги