Памятка наставнику

Велик тот учитель,
который исполняет делом то, чему учит.
Катон Старший

 

Памятка для наставника молодого педагога

1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.

2. Помогите составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.

3. Оказывайте помощь в подготовке к урокам. Наиболее трудные темы разрабатывайте вместе.

4. Вместе готовьте и подбирайте дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.

5. Посещайте уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашайте его на свои уроки, совместно их обсуждайте.

6. Помогите в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.

7. Делитесь опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.

8. Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывайте отмечать положительное в работе.

9. Учите не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк.

Ролевые типы наставников

«Навигатор» – помогает молодому учителю ознакомиться с деятельностью всех структурных подразделений образовательного учреждения; дает возможность осознать ему свое место в системе школы; осуществляет пошаговое руководство процессом профессионального становления.

«Эталон» – для молодого учителя наставник становится примером для подражания в организации педагогической деятельности, что позволяет стимулировать процесс профессионального становления начинающего педагога.

«Консультант» – участвует в процессе профессионального становления молодого учителя эпизодически, когда он об этом попросит.

«Контролер» – постоянно контролирует процесс профессионального становления молодого учителя, предоставляя ему возможность самостоятельно осуществлять педагогическую деятельность.

«Активист» – считает, что «жизнь научит», поэтому свою роль сводит к тому, чтобы создать ситуации для молодого учителя максимального получения опыта. Нужно отдать ему должное – он весьма изобретателен в том, чтобы каждый раз находить разные способы «бросить в воду» и предоставить возможность «выплыть самому». Именно с таким наставником можно стать по-настоящему «бывалым». Однако количество набитых шишек при этом может быть больше, чем это необходимо.

Конечно, наибольший вклад в развитие процесса профессионального становления молодого учителя вносил наставник, выполнявший ролевую функцию «навигатора». Осуществляя пошагово руководство этим процессом, он своевременно выявлял трудности, с которыми сталкивался начинающий учитель в педагогической деятельности, помогал анализировать и проектировать ее дальнейшее развитие. Наставник, выполнявший роль «эталона», не только стимулировал процесс профессионального становления начинающего педагога, но и способствовал укреплению мотивации к выбранной специальности, успешной адаптации молодого учителя. Ролевые функции наставников «консультант» и «контролер» задерживали профессиональный рост молодого учителя, так как эпизодическая помощь или чрезмерный контроль негативно влияли на процесс адаптации начинающего педагога, на качество преподавания и воспитания обучаемых им школьников, а также создавали «текучесть» молодых педагогических кадров.

Типы молодых учителей

«Неудовлетворенные». Им характерна известная самоизоляция в педагогическом коллективе. Они не стремятся к контактам с коллегами, ссылаясь на отсутствие общих интересов. Для большинства из них товарищи по работе – люди малоинтересные, либо вовсе не интересные. Молодые педагоги нередко высказывают критические суждения в адрес администрации, упрекая ее в недостаточном внимании к проблемам, волнующим молодых специалистов.

Подробно

Теги

Нет тегов