методические рекомендации для ведения профориентационной работы в образовательной организации

Полный текст доступен в прикреплённом файле docx.png

 

 

Современный рынок  труда  предъявляет все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи
и обучающихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Можно констатировать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям,  принятия решения о выборе профессии или ее смене, коррекции карьеры,
а иногда анализа собственных профессиональных достижений.

    Выбор профессии не может быть процессом стихийным, зависящим от случайных факторов. Он должен строиться так, чтобы возможности выбирающего профессию соответствовали и соотносились с потребностями общества. Таким образом, основная роль в подготовке молодежи
к сознательному и обоснованному выбору профессии принадлежит   общеобразовательной  организации.

Заметим, что общеобразовательная организация при фактическом отсутствии системы профориентационной помощи подросткам могла бы выступить главным интегратором и инициатором ее создания. Поэтому социально-психологическая служба образовательных организаций должна вести работу в этом направлении.

 

Профессиональная ориентация - система научно обоснованных мероприятий, направленных на оказание помощи личности в профессиональном самоопределении. 

Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.

Цели:

  • оказание профориентационной помощи обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.  
  • выработка у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями
     и с учетом требований рынка труда.  

Задачи:

  • формирование адекватного личного отношения к выбору профессии; устойчивых интересов к профессиональной деятельности;
  • изучение личностных особенностей старшеклассников, таких как темперамент, склонности, возможности, предпочтения (разработанные карты, которые заполняют обучающиеся 9,11 классов);
  • оказание дополнительной поддержки обучающимся, испытывающим затруднения при выборе профессии.
  • получение  данных о предпочтениях, склонностях
    и возможностях обучающихся для разделения их по профилям обучения;
  •  рекомендации и помощь в выборе наиболее предпочтительных профессий для обучающихся (рекомендации после обработки данных);
  • предоставление более полной информации о выбираемой профессии (через оформление стенда, классные часы, приглашение специалистов);
  • дополнительная поддержка некоторых групп обучающихся, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – обучающихся коррекционных классов и общеобразовательных организациях и др.

Вышеперечисленные задачи решаются не только через систему практических занятий, диагностирование личностных особенностей, индивидуальное консультирование, совместной работы с семьей  
и функционирования кабинета по профориентации.

        С учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в общеобразовательной организации:

1-4 классы: формирование у обучающихся младших классов ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности;

5-7 классы: развитие у обучающихся познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта
в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение обучающимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью  человеку;

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое
и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям;

10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

На каждом этапе профориентационной работы рекомендуется обязательное проведение классных часов по профориентационной тематике
с учетом возрастных особенностей обучающихся (Приложение № 1)

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности обучающихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). Если говорить
о классных часах в работе с обучающимися, то очень значим их уровень коммуникативной культуры, ведь сегодня успешен тот, кто является профессиональным коммуникатором. Профессиональная деятельность чаще ориентирована (сопоставима) на общение с людьми, поэтому надо целенаправленно работать  над расширением возможностей в познании мира, себя, окружающих, над повышением социальной компетентности,
по овладению старшеклассников искусством самопрезентации.

Одними из ключевых являются темы: «Самооценка. Самоценность», «Десять шагов уверенности в себе» (Приложение №2,3). На этих занятиях говорится об умении принимать себя и других такими,  какие есть, об уважении и любви к себе и к окружающим как важных составляющих позитивного мышления и развития личности. Уверенный человек открыт для общения, для восприятия нового опыта, в том числе и профессионального.

На уроках обучающиеся знакомятся с более конкретными советами безошибочного устройства на работу, это и как составить резюме, обретение навыков делового общения по телефону, а также условий прохождения собеседования. Также старшеклассников знакомят с  конкретными профессиональными образовательными организациями, специальностями,  которые там предлагают, а также условиями приема. Ребята анализируют объявления в газетах и знакомятся с описанием профессиональных требований к той или иной специальности. Хорошо воспринимается информация о реальной ситуации на рынке труда и образовательных услуг.

Заключительное упражнение «Чемодан в дорогу» (Приложение №4), вызывает особый интерес. Учащиеся «собирают» каждому однокласснику рекомендации по профессиональной направленности на основе его личностных ресурсов. Эта удачная форма обратной связи на занятии позволяет углубить самопознание, обобщить полученные знания, подвести итоги.

Ежегодно составляются планы работы по профориентации
в общеобразовательных организациях (Приложение №5). Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в общеобразовательных организациях являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации профориентационной работы оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя «Технологии». Необходимы тесные контакты  общеобразовательных организаций со всеми заинтересованными партнерами, предприятиями, образовательными профессиональными  организациями, органами службы занятости населения и другими.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности обучающихся 7-9 классов (Приложение № 6,7), которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и обучающимися проводят классные руководители.

Информация
  • Размещено 11.04.2017 01:12
  • Просмотры: 49

Загрузить

Файл Организация профориентационной работы в образовательной организации

  • Размер файла: 0.3125Кб
  • Загружено: 0

Теги