Психологическая помощь несовершеннолетним с суицидальным поведением

В целях профилактики суицидального поведения психолог проводит индивидуальную и групповую работа по снятию негативных эмоций у подростков; помогает разобраться в  чувствах и отношениях подростка с окружающими, обучает социальным навыкам и  умениям преодоления стресса, оказывает подросткам социальную поддержку с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д.


При необходимости организуются группы социально-психологического тренинга, а также психокоррекционные занятия, направленные на повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности, эмпатии и др.

Раскрытию суицидальных тенденций во многом может помочь наблюдение за поведением детей, специально организованные опросы или тестирования.

Для предотвращения суицидальных попыток при наличии суицидального поведения

необходимо:

  • снять психологическое напряжение в психотравмирующей ситуации,
  • уменьшить психологическую зависимость от причины, повлекшей суицидальное поведение,
  • формировать компенсаторные механизмы поведения,
  • формировать адекватное отношение к жизни и смерти.

В работе с суицидальными детьми очень важно быть уверенными, что вы в состоянии помочь. Необходимо сделать всё от вас зависящее, но не брать на себя персональную ответственность за чужую жизнь.

Методика проведения индивидуальной профилактической беседы

Главным в преодолении кризисного состояния индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом.

При ее проведении необходимо принять во внимание следующее:

  • в беседе важно уделить достаточно внимания активному выслушиванию;
  • активный слушатель — это человек, который слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает ему возможность выговориться без боязни быть прерванным;
  • активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя;
  • активный слушатель будет способствовать тому, чтобы его собеседник был Рекомендации по проведению беседы:
  • разговаривать в спокойном месте, чтобы исключить возможность быть прерванным;
  • уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно расположившись напротив, но не через стол;
  • пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей;
  • дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он;
  • говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства; произносить только позитивно-конструктивные фразы («мгновенный рефрейминг»);
  • оказывать первичную психологическую помощь подростку, используя рекомендации таблицы. 
Оказание первичной психологической помощи в беседе с подростком

 

Если вы слышите

Обязательно скажите

 Не говорите

«Ненавижу

учебу, класс...»

«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем

возрасте... да ты просто лентяй!»

«Все

кажется таким

безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай

подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Не говори глупостей. Давай  поговорим

о  чем-нибудь

другом»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, как

ты себя чувствуешь.

Я действительно хочу это знать»

«Кто же может понять

молодежь в наши дни?»

«Я совершил ужасный поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то

и  пожнешь!»

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все

возможное»

«Если не получится

значит, ты недостаточно

постарался!»

 

Помимо этого, при проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:

  • при выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался);
  • желательно спланировать встречу в свободное время, с большим временным потенциалом;
  • в процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать подростку, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

Этапы профилактической беседы

Профилактическая беседа должна включать в себя следующие этапы:

Начальный эта - установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». Важно выслушать подростка терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (то есть необходимо дать ему возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.

Второй этап — установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы: «преодоление исключительности ситуации»; «поддержка успехами» и др.

Третий этап — совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются: «планирование», то есть побуждение подростка к словесному оформлению планов предстоящих поступков; «держание паузы» — целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.

Завершающий этап — окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка подростка.

Целесообразно использовать следующие приемы:«логическая аргументация»; «рациональное внушение уверенности».

Если у подростка есть конкретный план совершения самоубийства, но что-то его останавливает, то такого подростка нельзя отпускать и конфиденциальность здесь неуместна. Чем больше людей вовлечено, тем больше деталей будет проработано.

Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно отправить в ближайшее лечебное учреждение. Если такой возможности нет, то суицидента необходимо убедить в том, что тяжелое эмоциональное состояние явление временное, что его жизнь нужна родным, близким друзьям. Его уход из жизни станет для них ударом, что он имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из жизни, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время и спокойно всё обдумать.

Информация
  • Размещено 12.11.2019 12:55
  • Просмотры: 2752

Теги