Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.


Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» осуществляет воспитательную деятельность в рамках подпрограммы 3.«Развитие дополнительного образования и воспитательной системы в городском округе «Город Йошкар-Ола» муниципальной программы «Развитие образования и реализация молодежной политики городского округа «Город Йошкар-Ола». Основные цели Подпрограммы – это создание единого воспитательного пространства на основе взаимодействия общего и дополнительного образования, развитие воспитательного потенциала и создание условий для самореализации молодежи в интересах общества.

 Согласно Стратегии  развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года основное внимание в воспитательном процессе уделяется следующим направлениям:

- гражданско-патриотическое воспитание;

- духовно-нравственное развитие;

-развитие деятельности социально-значимых объединений и движений;

- физическое развитие и культура здоровья.

- профилактика правонарушений среди несовершеннолетних;

- поддержка семейного воспитания;

- трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;

- расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов.

  • в образовательных учреждениях города  реализуются патриотические программы и проекты. Уже третий год, совместно с клубом коллективно-творческих дел «Остров» проводится социальный проект «Эстафету приняли МЫ!», в котором принимают участие 24 городские школы. В ходе реализации проекта учащиеся проходят несколько этапов: «Эстафета добра», «Эстафета мужества», «Эстафета гражданской активности» и «Эстафета единства». С декабря 2016 года по январь 2017 года участники проекта принимали «Эстафету добра» погрузившись в атмосферу новогодних и рождественских событий, организовали праздничные поздравления для младших школьников и педагогов своей школы. В рамках «Эстафеты единства» в апреле 2017 года состоялись дискуссионные площадки, посвященные 95-летнему юбилею Пионерской организации и развитию Российского движения школьников в нашей стране. 9 мая 2017 года в рамках акции «Свеча памяти» прошло заключительное мероприятие  этапа. В ходе акции все участники проекта исполнили песни, посвященные героям Великой Отечественной войны, скандировали обещания хранить мир на земле, зажгли свечи в память о погибших воинах. И еще раз с гордостью заявили, что готовы принять эстафету славных исторических событий нашей великой страны. История нашей страны и ее завтрашний день в надежных руках.

Результатом реализации патриотических проектов стало увеличение количественных и качественных показателей в рамках патриотического воспитания в муниципальных общеобразовательных учреждениях, возрастание социальной активности детей, подростков и молодежи в городе.

Формирование патриотических ценностей у современного школьника является целенаправленным и адресным процессом, главная цель которого – моральная и психологическая подготовка к защите Отечества, служению ему. Воспитательные мероприятия патриотического характера способствуют не только формированию патриотических понятий, но и совершенствованию интересов и идеалов. Ежегодно в образовательных организациях  проводятся: городской  фестиваль «Героям слава!»; Месячник оборонно-массовой работы;  конкурсы детского творчества,  классные часы, посвященные Дню неизвестного героя и Дню Героев Отечества, Уроки Мужества, шефская работа с ветеранами.

С 2 по 6 сентября в школах г.Йошкар-Олы прошли мероприятия, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом. 9 декабря состоялся патриотический фестиваль «Героям слава!». Более 300 участников пели, танцевали, читали стихи. Совместно с МУП «РИА «Йошкар-Ола» впервые в 2017г. проведен конкурс сочинений «Я-патриот!».

Одним из наиболее значимых мероприятий в ходе подготовки и празднования Великой Победы стала социально-патриотическая акция «Вахта Памяти». В рамках акции  прошел городской смотр строя и песни, где приняли участие обучающиеся из 24 муниципальных учреждений г.Йошкар-Олы. Победителем стала команда лицея № 11. Уже пятый год в средней школе № 17 проводится городской фестиваль – конкурс «Весна. Победа. Юность». Цель фестиваля - духовное обогащение и культурное развитие молодого поколения, патриотическое воспитание подрастающего поколения. Учащиеся с 1 по 11 классы представили на фестиваль свои творческие работы (стенгазеты, рисунки, открытки, плакаты, поделки), художественные фотографии, звуковые открытки, авторские стихи, сочинения, исследовательские работы, доклады, посвящённые событиям Великой Отечественной войны. Более 100 семей приняли участие в городском конкурсе сочинений «Моя Родина через 10 лет глазами моей семьи». Лучшие сочинения опубликованы в газете «Ваш новый день». 9 мая учащиеся школ приняли активное участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк», в городских концертах и митингах, несли почетный караул у мемориального комплекса Воинской Славы и Знамени Победы, кадетские классы школ № 3,4,24,29,21, Семеновской школы принимали участие в Параде Победы. В школах прошли тематические классные часы, Уроки мужества, поздравления Ветеранов локальных войн. Обучающиеся посещали выставки Музея истории г.Йошкар-Олы, в музеях школ города работали экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне. Одним из значимых событий этого года стало открытие, в канун Дня Победы, стенда памяти войнам Афганцам, выпускникам средней школы № 10 и мемориала памяти войнам и труженикам тыла 1941-1945 годов в средней школе № 29.

С целью возрождения традиций проведения военно-спортивных игр и соревнований среди школьников, формирования высокой социальной активности и патриотизма, верности своему Отечеству, готовности к защите своей Родины, привития интереса к военной службе, в городе Йошкар-Оле стало традиционным проведение муниципальной военно-спортивной игры «Зарница». В 2017 году в игре приняло участие 21 школа. Победители игры, команда средней школы № 24, заняла 3 место в республиканском этапе игры «Зарница Поволжья».

Данные мероприятия дали возможность обучающимся муниципальных общеобразовательных учреждений нашего города не только узнать историю великих событий, но и быть полезными в реализации социально-значимых акций.

В настоящее время особое значение приобретает приобщение обучающихся к истории и духовным ценностям  Отечества, формирование у них гражданской позиции, основанной на знании доблестей и побед своего народа. Краеведение позволяет глубже понять происходящие события современности и принять участие в изучении и сохранении культурного наследия,  повышает общекультурный уровень обучающихся и способствует организации их активного участия в общественной жизни.

По данным отчёта  по ТКД в 2016-2017 учебном году постоянно действуют 40 туристско-краеведческих объединений в школах и учреждениях дополнительного образования, которые посещают  662 обучающихся.

Управлением образования совместно с МОУДО «ДЮЦ «Азимут», МБУК «Музей истории города Йошкар-Олы» проведено 12 мероприятий: ежегодная муниципальная краеведческая конференция обучающихся г.Йошкар-Олы «Край Родной Марийский», II муниципальная поисково-исследовательская игра «Открой свой город заново», муниципальный семинар-практикум учителей - краеведов и руководителей школьных музеев и т.д.

Развитие воспитания в системе образования предполагает обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов. В школах города педагоги в целях духовно-нравственного развития детей и молодежи организуют свою деятельность, основываясь на  многолетних традициях. Они имеют немалый опыт работы, свои методики и индивидуальный подход к ученикам, внедряют современные педагогические технологии, выстраивают инновационное содержание образования.  Ежегодно педагоги города  принимают активное участие в мероприятиях по направлению духовно-нравственного воспитания, представляют опыт работы на республиканском конкурсе «За нравственный подвиг учителя», на Международных Глинских и Рождественских образовательных чтениях, проходящих в Московской Духовной Академии,  учредителями которых является Московская Патриархия и  Министерство образования и науки России. В этом учебном году впервые на базе Православного центра был организован православный лекторий для социальных педагогов. Школы приняли участие в Межрегиональной книжной выставке-форуме православной детской, образовательной и классической литературы «Радость Слова».

Впервые в январе 2017 года совместно с театром им. М. Шкетана, в рамках реализации проекта «Культурная мозаика», в целях приобщения учащихся к историческим и духовным ценностям русского народа, воспитания уважения к культурным и национальным традициям, проведены конкурсы: «Рождественская сказка», «Театр им. М. Шкетана глазами детей». Для всех собравшихся  артистами театра были организованы мастер-классы: «Танцевальные элементы марийского народного танца», «Национальные музыкальные инструменты», «Калейдоскоп марийских народных игр», «Молодецкие забавы с «Царевым городом».  Для победителей и участников конкурса был показан музыкальный спектакль «В некотором царстве» по мотивам русской народной сказки «Царевна-лягушка».

Под руководством учителей обучающиеся города принимают участие в  конкурсах и конференциях всех уровней:

- международный конкурс детских рисунков «Красота Божьего мира» (200 участников);

- Всероссийский конкурс эссе «Святые заступники земли Русской»;

- Всероссийский конкурс «Одаренные дети»;

- Республиканские конкурсы в рамках Дней славянской письменности и культуры;

-Муниципальные конкурсы «Пасхальная открытка», «К истокам отечественных ценностей»;

-Олимпиада по основам православной культуры. В этом году количество участников олимпиады возросло до 140 человек (2015-2016 учебный год – 74 человека).

Традиционными стали в образовательных учреждениях Рождественские чтения, которые проводятся в рамках Международных Рождественских образовательных чтений для развития межкультурного диалога, определения единой стратегии развития общества в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения, а также обмена практическим опытом в вопросах воспитания и образования. В ходе Рождественских образовательных чтений проходят: семинары, круглые столы, практикумы, мастер-классы, выставки, работа по секциям, педагогические конференции. Кроме того, в рамках чтений – 12 декабря,  впервые было проведено общегородское родительское собрание на тему «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании школьников» и парламентские слушания «Роль образования в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи».

В рамках работы, по духовно-нравственному воспитанию в течение учебного года организовано взаимодействие учреждений светской системы образования с Йошкар-Олинской и Марийской епархией через встречи обучающихся с закрепленными за школами священниками.

Особая роль в учебно-воспитательном процессе отводится предметам гуманитарной направленности, прежде всего истории, литературе, родному языку, краеведению. Постигая знания по этим предметам, обучающиеся соприкасаются с духовным укладом своего народа, с его традициями и обычаями, знакомятся с историческим прошлым Отечества, учатся оценивать насущные вопросы, связанные с политическим, экономическим и культурным развитием страны.

Необходимо отметить, что большой воспитательный потенциал в учебно-воспитательном процессе имеет образовательная программа  «Социокультурные истоки». В 2016-2017 учебном году занимались по данной программе 1135 обучающихся, преподавали 34 педагога. Создано городское методическое объединение учителей, реализующих программу «Истоки». Управлением образования совместно с сотрудниками Йошкар-Олинской и Марийской епархии по данному вопросу проведены семинары, совещания, открытые уроки по обмену опытом работы среди педагогов. В целях распространения и развития положительного педагогического опыта по данной программе при МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10   г. Йошкар-Олы» создана экспериментальная площадка. Ученики 1-7 классов с большим интересом приобщаются к вечным истинам через самые простые понятия -  имя, род, семья, вера, честь, храм и другие. Результатом реализации программы «Воспитание на социокультурном опыте» является - Первая книга, которую ребята создают   своими усилиями и с помощью родителей по итогам проведённых мероприятий. 

Сегодня в России широко распространилась практика преподавания в общеобразовательных учреждениях основ религиозной культуры. С целью совершенствования и повышения профессионального мастерства, организации взаимопомощи для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию подрастающего поколения создано городское методическое объединение учителей, ведущих курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Данный курс включает в себя следующие модули:

  1. Основы православной культуры;
  2. Основы исламской культуры;
  3. Основы буддийской культуры;
  4. Основы иудейской культуры;
  5. Основы мировых религиозных культур;
  6. Основы светской этики.

Преподавание учебного курса в школах города осуществляется в 4-х классах. Выбор модуля подтверждался личным заявлением родителей каждого ученика и зафиксирован протоколом родительского собрания. Модуль «Основы светской этики» выбрали 60,4 % семей (1524 чел.), «Основы православной культуры» - 24,5 % (619 чел.), «Основы мировых религиозных культур» - 15,1 % (382 чел.).

Принципами апробации стали соблюдение конституционных основ светского характера государства, сотрудничество органов власти с религиозными организациями, содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению, а также обеспечения учета запросов граждан.

В городе Йошкар-Оле имеется положительный опыт деятельности детских объединений по различным направлениям: творческого развития личности, здорового образа жизни, патриотического и гражданского воспитания. Детские и молодёжные общественные объединения на деле доказали свою значимость в процессе социализации подрастающего поколения. С 1992 года в г.Йошкар-Оле действует местная общественная организация «Союз детских и подростковых объединений г.Йошкар-Олы «Радуга» (далее СДПО «Радуга»). Базой детских объединений являются муниципальные общеобразовательные учреждения.

В течение 2016-2017 учебного года детские объединения участвовали в городских конкурсах и мероприятиях:

- фестиваль творческих команд старшеклассников (ноябрь 2017г.)

- выездная школа Актива для членов детских объединений (март 2017)

- участие в Весенней неделе добра (апрель 2017 г.)

- городской конкурс «Книжкин день» (апрель 2017 г.)

- городской конкурс «Мой семейный архив» (апрель 2017 г.)

- городской конкурс «Лидер детского объединения» (май 2017г.)

- Слёт детских объединений школ города (июнь 2017г.)

29 октября 2015 года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее – РДШ). В рамках реализации данного Указа определены две пилотные школы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 29 г.Йошкар-Олы» и МБОУ «Гимназия № 14 г.Йошкар-Олы». Хочется отметить деятельность средней школы № 29. В течение всего года в школе велась активная работа по реализации акций и мероприятий РДШ. 18 марта в средней школе № 29 состоялся День Российского движения школьников. Учащиеся 6, 7 классов смогли познакомиться с направлениями деятельности движения и получить новые навыки. В апреле старшеклассники школы приняли участие в флешмобе, посвященному Дню космонавтики и выходу в прокат фильма «Время первых». Далее по всей России был дан старт Всероссийской акции "Сила РДШ". Акция прошла под девизом «МЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЛЯ ВСЕХ!». В 2017-2018 учебном году планируется организация муниципального штаба РДШ и охват всех школ города данным движением.

В муниципальных общеобразовательных учреждениях г.Йошкар-Олы с 2008 года развивается волонтерское движение, в 22 школах действуют волонтерские отряды, руководителями которых являются старшие вожатые, заместители директоров по воспитательной работе, классные руководители, педагоги-психологи. В данном движении состоит более 300 волонтеров-активистов, которые ведут пропаганду здорового образа жизни среди сверстников, участвуют в профилактических мероприятиях городского уровня, а затем проводят их в своих школах. Силами волонтеров выпускаются информационно-профилактические буклеты и листовки, плакаты, сценарии, презентации, что является хорошим наглядным материалом для работы.

  25 октября 2016 года во Дворце Молодёжи состоялся Слёт волонтеров города, который прошёл в формате «Фестиваля игры», посвященного здоровому образу жизни. Вместе собрались команды из 24 школ, более 240 участников. 3 декабря 2016г. состоялась I городская школа актива, на которой волонтёры знакомились, играли, учились работать в командах, участвовали в тренинге на сплочение, познакомились с российским движением школьников, узнали о волонтёрстве и добровольцах. В марте 2017 года на II городской Школе актива началась реализация городского проекта «Зарядка 100%». Данный проект был запущен детским объединением «Пламадет» средней школы № 10 в 2016 году, а в 2017 году к нему подключились все школы города. Итоговым мероприятием 2017 года стало участие в акции «Йошкина зарядка». Традиционно по данному направлению проводятся муниципальные конкурсы программ деятельности и сценариев школьных мероприятий,  конкурсы рисунков и плакатов. Отряды ЗОЖ и детские объединения становятся победителями муниципального конкурса "Волонтер года". 29 ноября 2016г. в ДК ХХХ-летия Победы состоялся гала-концерт и награждение победителей и участников муниципального конкурса "Волонтер года". Победителями добровольческих дел среди школьников стали воспитанники городских организаций СДПО "Радуга". В номинации «Экологическое волонтерство" – лидер ДО «Город звёзд» средней школы № 30, в номинации «Пропаганда здорового образа жизни» - лидер ДО «Пламадет» средней школы № 10, в номинации «Социальное партнёрство» - лидер ДО «Наше время» средней школы № 29. Победители представили на конкурс проекты, реализованные в своих школах. С 2014 года детское объединение «Город звёзд» реализуют проект «Парк, Живи!», который направлен на благоустройство территории лесопарковой зоны Тархановского парка. Детское объединение «Наше время»  средней школы № 29, уже третий год реализуют проект «Поколение вместе», благодаря которому большое внимание и забота оказывается престарелым людям в доме инвалидов «Сосновая роща».

Третий год подряд на базе ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский медколледж», в рамках Республиканской антинаркотической  акции  «Бей в набат»,  проходит конкурс агитбригад по пропаганде здорового образа жизни, который  включил  в себя  многие виды искусства: театр малых форм, инсценировку, литературно-музыкальные композиции, танцевальные  флешмобы, театр теней. В 2016-2017 учебном году 1 место в конкурсе заняло детское объединение «Пламадет» средней школы № 10, 3 место – детское объединение «Радуга добрых дел» средней школы № 7.

Деятельность детских объединений направлена на приобретение учащимися практического опыта, усиливающего предрасположенность к социально-значимой деятельности, их участие в улучшении окружающей жизни. Ребенок сам делает выбор форм и видов доступной для него деятельности, способов ее реализации и совместно с другими переживает удовлетворение от результата своих усилий, развивает свои способности и сохраняет традиции своего объединения и народа. Поэтому необходимо развитие детского движения в муниципальных общеобразовательных учреждениях г.Йошкар-Олы.

Физическое развитие и культура здоровья несовершеннолетних являются основными направлениями воспитательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений г.Йошкар-Олы.

Организация внеурочной деятельности  учащихся, широкое вовлечение их  в занятия спортом, работу кружков  способствует  полезному проведению досуга и формированию законопослушного поведения. Количество учащихся в возрасте от 7 до 18 лет, занимающихся в спортивных, технических и творческих объединениях составляет 17052 чел. – это 77% от общего числа учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений.

На 31 мая 2017 г. Общее количество учащихся в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования г. Йошкар-Олы  составляет -2911  человек.

Число объединений  174. Из них: технической направленности-6; спортивно-технической - 22; эколого-биологической – 2;уристико-кравеведцеской – 15;

спортивной- 94; художественной -21; др-14.

За 2016-2017 учебный  год управлением образования совместно с учреждениями дополнительного образования проведено 42 городских мероприятия художественно-эстетический, краеведческой, спортивно-технической направленности. Наиболее значимыми можно считать:

II городской фестиваль учреждений дополнительного образования «Я талантлив!»,

Туристические соревнования среди учащихся общеобразовательных школ г. Йошкар-Олы,

Городские соревнования по развитию авиамодельного спорта,

Городской фестиваль модельных видов спорта «Молодёж и техника»,

Городские соревнования по судомодельному спорту среди обучающихся муниципальных образовательных учреждений г. Йошкар-Олы,

Муниципальная  интеллектуально – познавательная игра «Брейн-ринг» посвящённая Дню защитника Отечества,

Муниципальный конкурс прикладного творчества «Подарок любимой маме»,

Легкоатлетический кросс среди обучающихся муниципальных образовательных учреждений г. Йошкар-Олы «Весенняя капель»,

Городской конкурс - выстовка декоративно прикладного творчества «Волшебная страна Мастеров»,

Открытое Первенство города Йошкар-Олы по авиамодельному спорту в классе радиоуправляемых гоночных моделей Квик 500 Стандарт,

Открытый городской  турнир по греко-римской борьбе, посвящённый памяти мастера спорта международного класса А.И. Селяева и.тд

Ежегодно учащиеся учреждений дополнительного образования принимают участие во Всероссийских, Международных  мероприятиях.

ОУ

ГОРОДСКОЙ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ

ВСЕРОССИЙСКИЙ

Азимут

1171участников 203 призера

396 участников

142 призера

201 участник

94 призера

Олимп

203 участника

85 призера

386 участника

165 призеров

472 участника

164 призера

СЮТ

74 участника

60 призеров

52 участника

38 призеров

134 участника

5 призёров

ЦДОД

389 участника

42 призера

235 участников

148 призеров

189 участников

70 призёров

Дубинина

25 участников

10 участников

-

 

С 2010 года на основании указа Президента РФ в г.Йошкар-Оле ежегодно проходит муниципальный этап Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания». Особенность соревнований в том, что в них участвует почти весь класс (16 человек). 25 марта в городских школах № 7, 14, 28, 29, 30 учащиеся с 5 по 10 классы состязались в спортивном многоборье. Свои силы и умения 92 класс-команды показали в подтягиваниях и отжиманиях, в поднимании туловища и прыжках в длину, в челночном беге и наклонах вперёд. 8 апреля проведён второй этап – легкоатлетическая эстафета, которая состоялась в новом легкоатлетическом манеже «Арена Марий Эл». Благодаря соревнованиям у школьников Йошкар-Олы появилась замечательная возможность реализовать в полной мере свои силы, скорость и выносливость.

В канун Нового года одновременно в пяти школах: № 7, 19, 24, 30, лицей № 28  стартовал городской конкурс семейных команд «Мама, папа, я – здоровая семья!». 23 семьи показали свои спортивные навыки, поделились своей энергией, оптимизмом и активным образом жизни. В результате соревнований в каждой группе определились победители: семья Кирилловых (лицея № 28); семья Петровых (средней школы № 7); семья Семеновых (средней школы № 24);  семья Ивановых (средней школы № 29); семья Петровых (средней школы № 19). Благодаря конкурсу происходит сплочение и укрепление семьи, оптимизация детско-родительских отношений.

В рамках организации массовых мероприятий управлением образования г.Йошкар-Олы используются такие формы работы, как проведение фестивалей, концертов, форумов, реализация социально-активных проектов направленных на приобщение детей и молодежи к здоровому образу жизни. С 11 по 14 апреля 2017 года состоялся городской фестиваль детского эстрадного творчества «Танцуй и пой, город мой!». Фестиваль объединил более 700 участников. Творческие программы посвящены родному городу. В своих песнях, танцах и стихах учащиеся городских школ воспевали красоту родного города, родной природы. Победители конкурса определены в 3 возрастных категориях: 10-12, 13-14, 15-17 лет. Вручение дипломов, кубков и призов победителям состоялось 17 мая на итоговом Гала-концерте.

С целью профилактики наркомании и табакокурения, в течение года  проходят различные акции: «За здоровье и безопасность наших детей», «Призывник», «Бей в набат» и др. Они включают в себя организацию и проведение спортивных соревнований, мероприятий по формированию негативного отношения к употреблению психоактивных веществ, мотивации к ведению здорового образа жизни и распространение печатных материалов профилактической направленности. Ежегодно, в мае-июне совместно с муниципальными образовательными учреждениями, подведомственными управлению образования организуется проведение антинаркотических мероприятий, приуроченных к Всемирному дню отказа от курения и Международному дню борьбы с наркоманией.

Согласно Плану проведения мероприятий в рамках реализации пилотного проекта «Йошкар-Ола без наркотиков» на территории 8 муниципальных общеобразовательных учреждений (МБОУ СОШ №№ 4, 7, 13, 17, 19, 21, 26, 29) функционируют ящики для анонимных сообщений с целью сбора информации о местах распространения наркотиков и наркопритонах, фактах бездействия и коррупции в правоохранительных органах. Все общеобразовательные учреждения города с информацией о местоположении ящиков для сбора сведений ознакомлены.

С целью формирования у учащихся негативного отношения к наркопотреблению, разъяснения действующего законодательства об уголовной и административной ответственности в сфере незаконного оборота наркотиков были проведены мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, а так же  встречи представителей субъектов системы профилактики.

В целях раннего выявления детей, склонных к асоциальному поведению, организована работа по осуществлению более тесного взаимодействия социально-психологической службы не только с субъектами системы профилактики по борьбе с наркоманией, но и внутри образовательного учреждения. В МОУ города формируются группы динамического наблюдения (ГДН). В ГДН входят учащиеся, не совершившие противоправных действий, но нуждающиеся в дополнительном психолого-педагогическом воздействии.    

Разработан следующий алгоритм для организации работы социально-психологической службы школы по выявлению и оказанию помощи детям, требующим повышенного педагогического внимания:

1. Выявление классными руководителями учащихся,  которые нуждаются в психологической помощи и наблюдении.

2. Психологическая диагностика учащихся.

3. Изучение социальным педагогом социального окружения, семьи и существующих в ней проблем.

4. Включение обучающегося в состав группы динамического наблюдения (ГДН).

Критерии постановки на ДУ психологом:

-низкие адаптивные способности;

-низкий уровень нервно-психической устойчивости;

-склонность к депрессивным состояниям; агрессивность, замкнутость;

-наличие акцентуаций характера;

-изменение поведения;

-резкое снижение успеваемости;

-вновь появившаяся неблагоприятная семейная ситуация:   гипо/гиперопека, частые    семейные конфликты и др.

5. Взаимодействие с родителями.

6. Работа с учащимися (организация коррекционных занятий и др.)

7.Осуществление межведомственного сотрудничества (взаимодействие с субъектами системы профилактики).

Разработан так же алгоритм действий педагогов и администрации учебного заведения при подозрении на то, что подросток находится на территории образовательного учреждения в состоянии наркотического опьянения.

Сверка количественного состава ГДН проводится ежеквартально. В течение квартала психологи образовательных учреждений осуществляют диагностическую и коррекционную деятельность относительно данной категории учащихся.

На начало учебного года численность группы динамического наблюдения составляла 1030 чел. На начало календарного 2017 года  численность группы динамического наблюдения составляла 1075  учащихся. В результате сверки, выявлено  уменьшение количественного состава группы динамического наблюдения во втором квартале 2017 года до 1064 чел. Положительная динамика  обусловлена коррекционным воздействием. 

В 2016-17 учебном году в рамках реализации ФГОС организовано проведение диагностических исследований с октября 2016г. по май 2017г. В качестве инструмента для определения уровня сформированности УУД обучающихся 1-х, 2-х, 3-х, 4-х, 5-х, 6-х классов МОУ г.Йошкар-Олы был использован метод экспресс-диагностики, рекомендованный авторами журнала «Школьный психолог», вышедшего в январе 2015 года. Данный метод использовался как вспомогательное средство и не заменял глубинной диагностики УУД психолого-педагогическими методами.

По результатам диагностических исследований уровень общего развития универсальных учебных действий (УУД) соответствует возрастной норме и выше нее у 70% первоклассников, 76% второклассников, 76,5% третьеклассников, 78% четвероклассников, 92% пятиклассников, 92% шестиклассников.

Сравнивая результаты изучения уровня сформированности общего развития универсальных учебных действий учащихся, полученные в разных возрастных промежутках, констатируем, что в результате обучения и развития происходит  увеличение количества детей, имеющих уровень развития УУД в пределах возрастной нормы и выше.

На основании результатов диагностического изучения  осуществлена углубленная психологическая диагностика детей, имеющих трудности в развитии и общении с целью выявления и устранения причин их возникновения.

С января по май 2016г. и 2017г. проведена профилактическая и коррекционно-развивающая работа с группами учащихся, у которых УУД  сформированы недостаточно.

С целью развития в общеобразовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения в восьми МОУ г.Йошкар-олы (№ 2,4,13,17,19,21,28,29) организована работа по созданию школьных служб примирения (медиации), согласно приказу управления образования № 357 от 13.10.2016. Для осуществления деятельности школьной службы примирения назначены кураторы из числа педагогов  и школьники из числа учащихся старших классов.

  В течение января - декабря 2016 года представители муниципальных образовательных учреждений приняли участия в 4-х  заседаниях (март, июль, сентябрь декабрь) антинаркотической комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола». Два  из них были выездные  и состоялись 16 июля в МБУК «Дворец культуры им. 30-летия Победы» и 23 сентября в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Йошкар-Олы».  В марте 2017 года представители муниципальных образовательных учреждений приняли участие в первом заседании антинаркотической комиссии.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 21 декабря 2015г. № 2049 «О социально-психологическом тестировании в 2016 году обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Республики Марий Эл, направленном на выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ», управлением образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», в марте  2016 года организовано проведение социально-психологического тестирования 306 учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений  г. Йошкар-Олы №: 1, 9, 24, 28, 29 на предмет немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.       Бланки ответов и акт по результатам проведения социально-психологического тестирования направлены в министерство образования и науки Республики Марий Эл на имя первого заместителю министра Гусаковой Т.М.

С целью подведения итогов о проделанной работе ежеквартально проводится   анализ информации о состоявшихся мероприятиях по профилактике наркомании, организованных в рамках подпрограммы 3.4. «Профилактика асоциального поведения, наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних» муниципальной программы «Развитие образования и реализация молодежной политики городского округа «Город Йошкар-Ола»

Таким образом, состоялась реализация профилактических мероприятий для учащихся и их родителей – лекториев, круглых столов, классных часов, спортивных мероприятий, конкурсов плакатов, презентаций, тематических выставок по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни.

Основное внимание в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних уделяется координированию деятельности социальных педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений.

На муниципальном уровне функционирует методическое объединение социальных педагогов. Регулярно проводятся заседания и рабочие семинары по вопросам профилактической работы с неблагополучными семьями, профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних: 29 августа, 16 ноября 2016г., 22 марта, 17 мая 2017г.

На 15 сентября 2016 года и 15 января 2017 года обновлены социальные паспорта муниципальных общеобразовательных учреждений.

На 1 февраля 2017года собраны сведения о количестве детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ежеквартально обновляются сведения о несовершеннолетних обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, и их внеурочной занятости.

Ежемесячно формируется и предоставляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании «Город Йошкар-Ола» информация об обучающихся, злостноуклоняющихся от учебной деятельности, и принятых к ним и их родителям мерах.

Ежемесячно информация о злостноуклоняющихся, а также информация о проделанной работе в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних направляется в прокуратуру г.Йошкар-Олы.

За отчетный период фактов жестокого обращения с детьми в семье не выявлено. Зафиксирован 1 факт попытки суицида. По выявленному факту проведены профилактические мероприятия: беседы и индивидуальные консультации педагога-психолога с родителями и несовершеннолетней.

Продолжается работа по реализации индивидуальных программ реабилитации.

За прошедший период комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждено 71 индивидуальных программ реабилитации и адаптации на несовершеннолетних и 38 программ на семьи, находящиеся в социально-опасном положении.

По данным муниципальных общеобразовательных учреждений на 1 апреля 2017 года количество несовершеннолетних, находящихся на внутришкольном учете – 296 человек. Из них подростков, состоящих на профилактическом учете в отделах полиции по делам несовершеннолетних, - 107 человек, на внутришкольном контроле – 93 человек.   87 семей находятся в социально-опасном положении, в них 164 ребенка, из них обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, – 103 человека. Обучающихся, злостноуклоняющихся от учебной деятельности, - 13 человек.

отчетный период

ВШУ

СОП

ОПДН

ВШК

злостноуклон.

семей

всего детей

обучающ. в ОУ

на 15.09.2016г.

255

82

160

101

84

84

12

на 15.01.2017г.

328

94

179

112

109

123

15

на 01.04.2017г.

321

91

178

109

107

110

14

на 15.06.2017г.

296

87

164

103

107

93

13

 

Вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений находятся на постоянном контроле и в течение года рассматриваются на разных уровнях: на заседаниях Центра взаимодействия по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности городского округа «Город Йошкар-Ола»; на заседаниях круглого стола и расширенных совещаниях субъектов системы профилактики; на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в городском округе «Город Йошкар-Ола»; на заседаниях антинаркотической комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола»; на заседаниях комиссий по законности Собрания депутатов ГО «Город Йошкар-Ола», на коллегиях управления образования, на совещаниях с заместителями директоров по воспитательной работе, социальными педагогами и педагогами-психологами МОУ.

В период 2016-2017 учебного года вопросы деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений по организации профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в рамках исполнения ФЗ от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и программных мероприятий муниципальной программы «Развитие образования и реализация молодежной политики городского округа «Город Йошкар-Ола» дважды рассматривался на заседаниях коллегии управления образования: 26 сентября 2016 года и 24 апреля 2017 года. На заседании Центра взаимодействия по обеспечению общественного порядка в городского округа «Город Йошкар-Ола» 28 апреля 2017г.

12 октября 2016 года состоялось расширенное заседание субъектов системы профилактики в форме круглого стола на тему «Взаимодействие субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городском округе «Город Йошкар-Ола». В работе круглого стола приняли участие специалисты управления образования  администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», заместители директоров по воспитательной работе, социальные педагоги муниципальных общеобразовательных учреждений, сотрудники и инспектора ОПДН УМВД России по городу Йошкар-Оле, представители ГБУ РМЭ «Республиканский наркологический диспансер», ГКУ РМЭ «Йошкар-Олинский центр социальной помощи семье и детям», ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская детская городская больница», ГКУ РМЭ «Центр занятости населения г.Йошкар-Олы», Марийской Епархии, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании «Город Йошкар-Ола», прокуратуры г.Йошкар-Олы, Собрания Депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола». На заседании были подняты такие вопросы, как причины роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, работа с обучающимися, злостно уклоняющимися от учебной деятельности, вовлечение учащихся в криминальные группировки. В процессе обсуждения выработаны согласованные действия субъектов системы профилактики по предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, а также в рамках предупреждения вовлечения учащихся в криминальные группировки. Очевидной стала проблема родительской ответственности за совершение преступлений и правонарушений несовершеннолетними обучающимися.

С целью совершенствования работы по профилактике асоциальных явлений среди обучающихся несовершеннолетних управлением образования проводятся совещания, семинары для педагогов, городские конкурсы профессионального мастерства. Организуются совместные проекты.

С 23 сентября по 28 октября  2016 года социальные педагоги МОУ города Йошкар-Олы приняли участие в совместном с ГБУ РМЭ «Республиканский наркологический диспансер» проекте «Профилактика употребления психоактивных веществ в образовательной среде». После обучающего семинара среди участников проекта был организован конкурс на лучшее профилактическое мероприятие. Победители (МОУ № 14, 29, 7) были награждены грамотами и призами.

В целях повышения профессионального уровня педагогических работников в области профилактики употребления ПАВ, внедрения эффективных методик 7 ноября 2016г. в рамках совместного с ГБПОУ РМЭ «Марийский радиомеханический техникум» проекта состоялся семинар «Уроки Трезвости в образовательных организациях г. Йошкар-Ола», в котором приняли участие социальные педагоги МОУ города в количестве 21 человек.

16 ноября 2016 года педагоги воспитательных и социально-психологических школ города приняли участие в межрегиональном семинаре на тему «Молодежные субкультуры: методы и формы профилактической работы в условиях современного образования», который организован в МБОУ «Гимназия им. А.С.Пушкина».

17-18 февраля и 21-22 апреля 2017 года в рамках нового социально значимого проекта «Общественный корпус детских правозащитников» педагоги муниципальных общеобразовательных учреждений г. Йошкар-Олы приняли участие в правозащитной мастерской «Права ребенка: правозащитные и просветительские практики». В семинаре приняли участие педагоги муниципальных общеобразовательных учреждений г.Йошкар-Олы. Каждый участник правозащитной мастерской после обучения при поддержке организаторов проекта и уполномоченных ведомств сможет разработать и провести мероприятия на своей территории по правовому просвещению в области защиты прав детей в партнерстве.

12 мая 2017г. на базе МОУ СОШ № 1 г.Йошкар-Олы состоялся семинар на тему «Безопасность жизнедеятельности обучающихся в рамках взаимодействия с социально-психологическими службами школ г.Йошкар-Олы».

17 мая в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Детство» проведен семинар на тему профилактики самодеструктивного поведения среди детей и подростков.

23 мая Республиканским центром психолого-педагогической и социальной помощи населению «Доверие» организован круглый стол на тему «Актуальные вопросы межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних».

Также в течение 2016-2017 учебного года в муниципальных общеобразовательных учреждениях г.Йошкар-Олы осуществлялись выходы с целью проверки состояния нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность воспитательной системы.

Совместно с субъектами системы профилактики ведется работа по организации и проведению общегородских родительских собраний, различных акций, проводятся совместные рейды по семьям, состоящим на учете. 

За отчетный период общегородские родительские собрания состоялись 1 декабря 2016 года и 18 апреля 2017 года.

Муниципальные общеобразовательные учреждения принимают участие в оперативно-профилактических мероприятиях и различных акциях, направленных на предупреждение противоправных деяний несовершеннолетних, выявление фактов неготовности детей к учебному году, а также оказание благотворительной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, по подготовке к школе.

За период 2016-2017 учебного года в совместных рейдовых мероприятиях (12 ноября, 9 декабря 2016г., 20-21 апреля 2017г.) осуществлялась работа по выявлению несовершеннолетних лиц, находящихся в ночное время без сопровождения законных представителей.

В течение всего учебного года управлением образования и муниципальными общеобразовательными учреждениями создаются условия для развития дополнительного образования в городском округе «Город Йошкар-Ола» с целью увеличение числа несовершеннолетних, охваченных организованными формами занятости и отдыха в свободное от учебы время. Наиболее действенным средством по формированию здорового образа жизни, профилактики противоправного поведения и безнадзорности в подростковой и молодежной среде является организация досуговой и трудовой занятости, а также вовлечение в социально ориентированную деятельность.

С этой целью управление образования, осуществляя профилактическую работу, направленную на предупреждение противоправных проявлений среди несовершеннолетних, действуют в рамках реализации мероприятий подпрограммы №6 «Профилактика правонарушений и повышение безопасности дорожного движения в городском округе «Город Йошкар-Ола» муниципальной программы городского округа «Город Йошкар-Ола» «Формирование системы эффективной муниципальной власти на 2014-2021 годы».

В рамках реализации мероприятий подпрограммы за отчетный период 2016 года в предпраздничные дни и в зимние каникулы для обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе и для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, были организованы посещения мероприятий и новогодних представлений в учреждениях культуры г.Йошкар-Олы.

31 мая 2017 года на территории школьного стадиона МБОУ СОШ № 29 совместно с МОУ ДО «ДЮЦ «Азимут» состоялся фестиваль по спортивному туризму и ориентированию «Выбери свой ориентир» среди обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений г.Йошкар-Олы, состоящих на учете в правоохранительных органах. В фестивале приняло участие 105 обучающихся МОУ.

Вопрос организации занятости несовершеннолетних во внеурочное время находится под контролем  управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола». Особого внимания требует категория детей, состоящих на различных видах учета. Информация о занятости  обучающихся данной категории обновляется ежеквартально.

В период сентября-декабря 2016 года управлением образования и муниципальными общеобразовательными учреждениями была продела большая работа в оказании помощи в сборе необходимых документов для получения в ГКУ «Йошкар-Олинский центр социальной помощи семье и детям» санаторно-курортных путевок в лагеря отдыха в осенне-зимний период в целях осуществления отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ежегодно перед летними каникулами муниципальные общеобразовательные учреждения до 25 мая предоставляют информацию о предварительной занятости обучающихся, состоящих на внутришкольном контроле, на учете в правоохранительных органах, и детей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Неотъемлемую роль в воспитании своих несовершеннолетних детей играют родители. Управление образования ведет целенаправленную работу с родительской общественностью. Традиционными стали общегородские родительские собрания, цель которых заключается в том, чтобы еще раз обратить внимание родительской общественности на проблемы, существующие в детской и подростковой среде. На собрания приглашаются педагоги общеобразовательных учреждений, председатели родительских комитетов, родители. Перед аудиторией выступают представители субъектов системы профилактики, таких как, УФСКН России по Республике Марий Эл, управления МВД России по г.Йошкар-Оле, Республиканского наркологического диспансера, ГКУ РМЭ «Йошкар-Олинский центр социальной помощи семье и детям», ГБУ РМЭ «Республиканский центр психолого-педагогической помощи населению «Доверие», Республиканского психоневрологического диспансера, медицинских учреждений города, прокуратуры.

Для активизации работы с родителями-отцами в 2016 году  проведен ряд мероприятий с привлечением родительской общественности и родителей-отцов МОУ г.Йошкар-Олы (родительские собрания, круглые столы, конференции и другие мероприятия). В 2017г. проведено родительское собрание на тему «Твоя жизненная позиция определяет,  в каком городе ты живешь!». На собрании обсуждались организационные вопросы по проведению первого семейного субботника,  в результате родители совместно с детьми (560 человек) вышли на уборку городских территорий.

Наиболее действенным средством по формированию здорового образа жизни в подростковой и молодежной среде является организация досуговой и трудовой занятости, а так  же вовлечение в социально-ориентированную деятельность.

В целях реализации государственной политики в области защиты детства, создания необходимых условий для организации отдыха и оздоровления детей и подростков, обеспечения их занятости в период школьных каникул,  ежегодно проводится работа по подготовке организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков. Летом 2017 года организованными формами отдыха и занятости будет охвачено 22718 обучающихся, что составляет 98,3 % (2016г. – 98,3%). В течение летнего периода на базе муниципальных образовательных учреждений г. Йошкар-Олы организовано 66 лагерей (2016г. – 65)  с использованием средств из бюджета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» для 3812 детей. Через службу занятости будет трудоустроено более 200 несовершеннолетних.

В формировании системы воспитательной работы важное место отводится информационному сопровождению, использованию  информационного ресурса Интернет. На сайте управления образования организовано освещение проводимых мероприятий и материалов, направленных на развитие воспитательной деятельности в образовательных учреждениях города.

 

Информация
  • Размещено 11.07.2017 23:45
  • Просмотры: 29

Теги