В любом обществе во все времена нет, не было и не будет более подвижной возрастной группы, чем подростки. Возраст между 12 и 18 годами называют трудным, переходным, опасным. Все эти эпитеты уместны, но они не отражают сути явления. Подростки вовсе не ставят перед собой задачу осложнять жизнь и быт взрослых. Они просто живут в другом мире, редко переходя границу, отделяющую понятие «наше» от понятия «их».


Подростковое «наше» может иметь довольно широкие границы как в пространственном, так и в личностном плане. Нам, взрослым, иногда кажется, что ребята вкладывают в него только те понятия, которые касаются школы, клуба, кружка, лагеря, «тусовки». Нет! При всем своем нигилизме, юношеском максимализме, космополитизме современные подростки в глубине души патриоты. Позитивные чувства к малой и большой Родине для них весьма значимы. И эта возрастная особенность иногда используется представителями различных черносотенных, националистических, профашистских организаций, но редко учитывается теми, кто по долгу службы должен заниматься гражданским воспитанием.

Как помочь подросткам не стать жертвами собственной и чужой агрессии, не быть втянутыми в криминальные и террористические группировки?

Какие особенности подросткового сообщества должны находиться в сфере внимания широких слоев педагогической общественности, чтобы она смогла помочь личности в процессе взросления?

  1.  Возрастной психофизиологический кризис и связанные с ним процессы определения себя в обществе.
  2. Осознанная или неосознанная маргинальная, отличная от общественного мнения позиция, которую можно кратко выразить следующей фразой: «Я уникален и веду себя так, как хочу». Здесь необходимо отметить, что многие подростки принимают конвенционную (соглашательскую) мораль общества и не проявляют прилюдно свое неформальное «Я». Они ведут себя так, как принято в обществе, но делают это с определенной долей презрения, как бы говоря всем своим видом: «Пожалуйста, я сделаю так, как вы хотите, но я все равно с вами не согласен, мне просто связываться с вами не хочется». И это тоже позиция, достаточно благоприятная с социальной точки зрения.
  3. Ориентация на систему значимости. Этот процесс связан с поиском собственной социальной ниши, с недостаточностью внутренних природно-психологических сил, личностной незрелостью, неопределенностью в поступках и мировосприятии.
  4. Изменение системы ценностей в обществе и неприятие подростковым сообществом системы ценностей взрослых, желание изменить мир, но полное отсутствие представлений о том, как это сделать.

Для современного исторического момента характерна попытка подростков приспособиться к правилам жестоких игр, в которые играют взрослые, когда наркотизация, проституция, криминализация несовершеннолетних превратилась в инструмент в руках циничных, как правило, асоциальных представителей общества. Подростки пытаются приспособиться к условиям существования в этой среде, уцелеть и выжить. Им это далеко не всегда удается еще и потому, что социальная часть общества не всегда достаточно активно противостоит ее асоциальной части, забывая о том, что взрослые обязаны защищать детей и подростков.

В последнее время в подростковой среде отмечается рост здоровой «субкультурной сопротивляемости». Психологические и социальные «срезы» позволяют говорить о появлении неформальных подростковых лидеров с социальной направленностью, с позитивной жизненной установкой. Выявление таких лидеров, работа с ними будут залогом того, что построение гражданского общества в России — задача, реально выполнимая в обозримом историческом времени.

АГРЕССИЯ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения. Данное определение позволяет уточнить ряд параметров, характеризующих агрессию как поведенческое проявление: это всегда целенаправленное, умышленное действие, нацеленное именно на причинение вреда. Агрессия прямо или косвенно направлена на живые объекты, и вред в конечном счете наносится именно им. Жертвы агрессии пассивно или активно противодействуют агрессору. На современном этапе агрессию рассматривают с различных позиций:

теория инстинкта предполагает агрессивное поведение как неотъемлемое свойство всех живых существ, реализующееся в борьбе за жизнь;

теория побуждения подразумевает, что для осуществления агрессивного поведения необходим внешний стимул;

теория смещенной агрессии утверждает, что для реализации агрессии выбирается заведомо безобидный объект, что всегда расширяет рамки агрессии, проецируя ее вовне: например, если вас обидит сильный, то значительно проще отыграться на тех, кто слабее вас, чем вступать с ним в борьбу;

когнитивная (познавательная) теория предполагает наличие своего рода когнитивно-аффективного маховика. В этом случае характер интерпретации человеком чьих-либо действий оказывает решающее влияние на его эмоции и поведение. В свою очередь, негативные аффективные реакции ведут к смещению познавательных процессов. Например, если вы сочтете, что коллега умышленно обрызгал вашу блузку чернилами, это возмутит вас и вы будете впредь настороженно относиться ко всем его действиям, возможно, что тогда вы заметите немало провоцирующего в его поведении и, не желая оставаться в долгу, тоже совершите агрессивный поступок;

теория социального научения рассматривает агрессивное поведение как совокупность ранее усвоенных моделей поведения. Например, в раннем детстве ребенок в песочнице усваивает, что в драке со сверстниками куда легче добиться соблюдения своих прав, а то и навязать им свои правила игры. Подросток после просмотра фильма о войне обращает внимание, что нарочито грубый тон офицера, раздающего приказания, помог решить важную боевую задачу. Теории социального научения рассматривают агрессивное поведение как реакцию на соответствующую социальную обстановку. Теория подразумевает, что изменение социальных условий автоматически меняет и характер агрессивного поведения, возможно устраняя его целиком.

Принято считать, что подростковая агрессия значительно превосходит агрессию взрослых. Чаще всего это объясняют необходимостью самоутверждения. Например, статистика подростковой преступности насчитывает ежегодно более тысячи убийств, несколько сот изнасилований, десятки тысяч телесных повреждений и других правонарушений с очевидным агрессивным подтекстом. Более того, за последние десять лет все отчетливее обнаруживается рост именно агрессивных преступлений, совершенных несовершеннолетними подростками, притом что общее число правонарушений, совершенных подростками, в последние годы имеет тенденцию к снижению.

Большинство исследователей сделало следующие выводы:

  • подростковая агрессия имеет непосредственные корни в самом ближайшем окружении подростка (например, в школе);
  • взрослые люди самостоятельны, и зависимость их поведения от семейных и рабочих отношений относительно менее выражена;
  • наиболее агрессивны те подростки, за поведением которых никто не следит, которые предоставлены сами себе (испытывают дефицит внимания), и те, которые подвергаются суровым наказаниям;
  • агрессивное поведение во многом определяется непосредственным окружением подростка: друзьями, учителями, СМИ;
  • дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением сверстников, так как поведение взрослых для них менее значимо; наиболее агрессивные дети отвергаются большинством в своей группе, поэтому они находят друзей среди агрессивных сверстников. На этой основе формируются молодежные группы с выраженным асоциальным поведением: однажды отвергнутые, но сильные, они готовы бросить вызов всему обществу;
  • средства массовой информации играют существенную роль в формировании агрессии у подростков, однако речь может идти не обо всех СМИ в целом, а лишь о конкретном издании, публикации, фильме и т. д.;
  • агрессивное поведение подростков, как правило, сопровождает слабое развитие социальных и когнитивных навыков; при ликвидации социального и когнитивного разрыва со сверстниками агрессивность поведения снижается. Это же происходит и у лиц с пограничными формами умственной отсталости, которые резко отличаются от сверстников в школьные годы, но по достижении 18—22 лет приобретают профессию, вступают в брак, приобретают социальные навыки и могут нормально существовать в обществе;
  • агрессивное поведение в подростковом возрасте имеет различное продолжение в зрелости: социально обусловленные формы агрессии обычно убывают, в то время как биологически обусловленная агрессия возрастает.

В работе с подростковой аудиторией педагогу всегда приходится учитывать особенности агрессии у подростков.

ГЕНДЕРНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСНОВЫ АГРЕССИИ

Термин «гендерный» находит все более широкое распространение и обозначает различные социальные аспекты межполовых отличий. Ученые, занимающиеся гендерными исследованиями, изучают особенности социальных ролей мужчин и женщин. Говоря об особенностях агрессивных проявлений подростков, мы должны помнить, что у мальчиков и девочек они специфически окрашены в соответствии с половой принадлежностью. Задача педагога — вовремя заметить агрессивные проявления в характере ученика. Агрессивность мальчиков и девочек старшего школьного возраста несколько отличается по своим корневым основам. Как правило, эти основы такие же, как и у взрослых представителей определенного пола.

Мальчики-подростки испытывают агрессию в таких межличностных отношениях, как учеба, спорт, личная угроза, ситуация алкогольного опьянения. Девочки более бурно реагируют на интрапсихические события (недооценивание внешних или духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление). Их гнев зачастую определяется качеством межличностных отношений, в результате чего и возникает неконтролируемая ситуация.

Физическое самовосприятие мальчиков-подростков обостреннее, им трудно «завуалировать» видимые физические недостатки, которые могут быть причиной агрессивности.

Практические рекомендации для педагога. Агрессивность у детей и подростков проявляется в разных формах и детерминирована возрастными кризисами, этапами психического развития и логикой основной культуры. Значит, при работе по коррекции поведения вы можете опираться на знание об этих составляющих.

Агрессивному ученику третьего класса педагог может сказать: «Ты уже большой и не должен так себя вести, мы ждем от тебя более разумных поступков, ты можешь». В этом случае слово «большой» воспринимается как комплимент, поощрение, поднимает мальчика в собственных глазах и заставляет заняться самокоррекцией. В надежде, кстати, и на дальнейшее поощрение словом. А вот корректируя поведение ученика шестого класса, педагог должен для себя сделать рефлексивное замечание, что этот ребенок пока еще маленький и не в состоянии понять некоторые логические доводы взрослых. Начальные формы агрессивного поведения в этом возрасте корректируются с помощью шутки, доброго отношения. Главное, чтобы педагог сам был спокоен.

Старшеклассникам необходимо логическое обоснование педагогических указаний. Неплохой результат дает беседа, с помощью которой педагог и ученик могут дойти до причины, вызвавшей агрессивное состояние.

Практически в любом возрасте весьма сильным инструментом в борьбе с агрессивностью может выступать представление о конкурентности. Условно и ребенку, и подростку, и людям, находящимся в раннем юношеском возрасте, можно напомнить простую, но весьма ядовитую пословицу: «На злых воду возят» — и предложить развить ее в любом направлении. Например, вполне логично следующее построение последствий: вот ты сердишься, попусту тратишь свое время, а между тем, если бы ты поупражнялся в прыжках, переписал бы сочинение, отдохнул и выспался и т. д. — в зависимости от ситуации, завтра ты бы добился успеха, а твои соперники были бы посрамлены.

Агрессия часто возникает из-за слабости самоконтроля и имеет способность фиксироваться в сознании как наиболее легкий путь разрешения трудных ситуаций. На этом тоже необходимо остановить внимание ученика, склонного к агрессии. Объяснить ему, что общество стремится к отторжению, вытеснению агрессивных членов.

У агрессивного человека, как правило, плохое настроение, он насторожен, беспокоен, постоянно готовится к нападению либо находится в бесконечной обороне. И то и другое отнимает время и силы. Агрессивные люди менее успешны, а их успехи, достигнутые агрессивным путем, непрочны.

В силу возрастной слабости нервных процессов у детей и подростков иногда бывает непросто отличить познавательную и исследовательскую активность ребенка от агрессивности. Чтобы не ошибиться, стоит понаблюдать за развитием процесса. Познавательный и творческий процессы продуктивны, агрессия разрушительна. Если ребенок ломает игрушку для того, чтобы изучить ее устройство или создать из частей новую, к этому процессу нужно относиться положительно, если разрушение — это просто выход скопившихся отрицательных эмоций, то можно говорить об агрессии и принимать иные меры.

Драка между двумя подростками может разгореться по самым разным причинам. В том числе и из-за девушки. Можно ли в данном случае однозначно относиться к этому весьма агрессивному действию? Видимо, нет. А вот драка «стенка на стенку» — явление опасное. Необходим тщательный анализ происходящих в подростковой среде процессов.

Трудность работы педагога по профилактике и коррекции агрессивного поведения заключается еще и в том, что отсутствуют возрастные социальные нормы детской и подростковой агрессии. Каждый случай требует индивидуального подхода.

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ

Одной из основных черт нашего времени является всепроникающее насилие. С экрана телевизора, со страниц газет и журналов мы ежедневно узнаем о перестрелках, убийствах, боевых действиях в самых разных частях планеты. Но бытовое домашнее насилие стало привлекать к себе внимание общества лишь в последние тридцать лет, несмотря на то что этот вид насилия уже многие годы является скрытой эпидемией. По данным американских исследователей, нападение супруга (партнера) более распространено, чем автомобильные катастрофы, хулиганские нападения и онкологические заболевания, вместе взятые. Научные исследования, проводимые в нашей стране, показывают, что одна треть потерпевших от убийств — родственники.

В США большое значение придают изучению относительно легких форм насилия, бытующего в семейных отношениях, так как случаев нанесения побоев и телесных повреждений несомненно больше, чем убийств. Но первые как бы создают почву для более серьезных форм насилия. Легкие формы домашнего насилия редко придаются огласке и еще реже становятся известны официальным органам. Однако исследования показывают, что истинный уровень агрессивных инцидентов в семье чрезвычайно высок и в США охватывает 51% всех супружеских пар.

Домашнее насилие применяется с целью контроля, запугивания и внушения чувства страха остальным членам семьи и проявляется в семьях с самым разным социальным статусом, а не только в бедных и неустроенных семьях, как традиционно считают многие.

Существует несколько форм домашнего насилия: физическое — использование силы для нанесения повреждений различной степени тяжести вплоть до убийства; вербальное (словесное) — ссора, ругань, проклятия, оскорбления и угрозы; психическое — игнорирование чувств (безразличие), унижение, оскорбление убеждений, имеющих для жертвы ценность, наказание детей, поводом для которого является чувство злобы к супругу; сексуальное — принуждение человека к самым разным сексуальным отношениям против его воли; экономическое — лишение экономической независимости.

Каждый из этих видов насилия может одинаково приносить боль, и невозможно разделить ее силу по степени воздействия. Угроза физического, сексуального или экономического насилия — это тоже пример психического насилия.

Насильственное, агрессивное поведение является одной из наиболее действенных форм реагирования на различные неблагоприятные жизненные ситуации. Психологически агрессия — это способ решения проблем, связанных с самозащитой и ростом ощущения собственной ценности и самооценки, а также сохранением и усилением контроля над существенным для человека окружением.

Агрессивные действия могут выступать в качестве:

  • средства достижения значимой цели;
  • способа психологической разрядки как в форме атаки на «козла отпущения», так и в виде собственного участия или наблюдения за агрессивными играми или кинофильмами;
  • способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Желание произвести или сохранить благоприятное впечатление может породить самые разные способы агрессивного реагирования. Очень часто эти действия проявляются в присутствии других людей, т. е. когда есть на кого произвести впечатление. Вместе с тем многие домашние насильники не желают рисковать своей репутацией и социальным положением. Именно поэтому фрустрированные (уставшие от различных стрессов и житейских неудач), не реализовавшие себя в трудовой деятельности люди ведут себя чрезвычайно агрессивно дома с более слабыми и беззащитными людьми.

Традиционно считают, что жертвами домашнего насилия являются в первую очередь женщины, и поэтому большая часть программ как у нас в стране, так и за рубежом ориентирована на помощь именно женщинам. Однако исследования специалистов показывают, что наиболее страдающими от домашнего насилия членами семьи являются дети.

Исследование преуспевающих деловых москвичек показало, что большинство из них стало чаще бить своих детей, в доме участились ссоры, а их не менее преуспевающие мужья стали бить их самих, чего раньше не делали. Дети слабее и уязвимее, их участие в ситуациях домашнего насилия существенным образом сказывается на их дальнейшей жизни. Известно, что бо́льшая часть социальных навыков, необходимых человеку в его жизни, приобретается путем наблюдения за поведением взрослых. Чем значимее для ребенка взрослый, а в первую очередь такими людьми являются члены его семьи, тем быстрее запоминается и лучше воспроизводится определенная форма поведения. Исследования личности агрессивно ведущих себя в детском саду девочек и мальчиков показали, что их отцы часто ведут себя агрессивно и любят смотреть фильмы с насилием.

Самые разные формы насилия запоминаются на более длительный срок и воспроизводятся быстрее и чаще, чем позитивные формы поведения.

На агрессивное поведение детей существенное влияние оказывает и система наказания, применяемая в семье. Дети, выросшие в жесткой и неблагоприятной семейной обстановке, чаще оценивались сверстниками и воспитателями как агрессивные и чаще проявляли свою агрессию в дальнейшей, особенно семейной, жизни. С другой стороны, ребенок, к которому проявляли слишком мало интереса и которому достается мало родительской, особенно материнской, любви, которому предоставлено слишком много свободы и для которого введено мало ограничений на проявление негативного, агрессивного поведения, скорее всего, вырастет агрессивным.

Необходимо помнить, что попытки сдерживать активное поведение ребенка с помощью физического наказания зачастую напоминают метание бумеранга:

во-первых, как уже упоминалось, наказывающие родители могут стать примером агрессивного поведения;

во-вторых, дети, которых часто наказывают, будут стремиться избегать своих родителей или оказывать им сопротивление;

в-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает, они могут вытеснить из памяти причину наказания и бессознательно сопротивляться усвоению правил приемлемого в обществе поведения.

И наконец, дети могут осознать, что агрессию можно проявлять в тех местах, которые не контролируются взрослыми, и так, чтобы об их негативном поведении не стало известно. По сути дела, подобное наказание заставляет скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его.

Для того чтобы наказание было эффективным, необходимо следующее:

  • акт наказания регулярно и с высокой вероятностью должен осуществляться после совершения проступка;
  • временной разрыв между проступком и наказанием должен быть минимален;
  • наказание должно применяться последовательно, нельзя один раз наказывать за проступок, а в другой раз игнорировать подобное действие;
  • необходимо не только наказывать, но и поощрять за положительное поведение;
  • наказание не должно содержать элементов физического насилия.

Анализ домашнего насилия показывает, что многие люди, проявляющие различные формы домашнего насилия, совершают свои действия в состоянии алкогольного опьянения и обнаруживают различные аффективные нарушения.

Квалифицированная медико-психологическая помощь как лицам, совершившим акты насилия, так и их жертвам чрезвычайно необходима, так как самостоятельно справиться со своими проблемами они, как правило, не могут.

 

Информация
  • Размещено 12.11.2019 12:49
  • Просмотры: 1487

Теги