Доклад начальника управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» В.В.Ускова на городской августовской педагогической конференции 24 августа 2019 года

Муниципальная программа «Развитие системы образования городского округа «Город Йошкар-Ола» определяет основную цель функционирования муниципальных образовательных учреждений. Это обеспечение равного доступа детей к бесплатному полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья, а также обеспечение соответствия качества образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития общества и экономики.

Основные направления развития системы образования 2020 года:


  1. Реализация федеральных и региональных проектов в области образования.
  2. Создание современных условий для обучения в общеобразовательных организациях в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
  3. Обеспечение доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная и профессиональная реабилитация.
  4. Становление муниципальной системы оценки качества образования с учетом программ международных, всероссийских и региональных исследований и оценочных процедур.
  5. Организация условий для эффективного профессионального самоопределения и профориентационной работы в муниципальной системе образования.
  6. Интеграция дошкольного, общего и дополнительного образования детей.
  7. Совершенствование воспитательного потенциала муниципальной системы образования и системы работы с одаренными детьми.
  8. Совершенствование форм организации летнего отдыха и досуга детей.
  9. Содействие сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни обучающихся и воспитанников.
  10. Реализация и развитие системы проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
  11. Повышение профессионализма педагогических и руководящих работников.
  12. Совершенствование системы информационной открытости образовательного пространства городского округа «Город Йошкар-Ола».

13. Обновление и укрепление материально-технической базы образовательных организаций, а также создание условий максимально соответствующих требованиям безопасности образовательной деятельности.

Результатами реализации данных направлений станет создание условий для эффективной деятельности системы образования Городского округа «Город Йошкар-Ола» и обеспечение достижения нового качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

«КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СЕГОДНЯ  -

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЗАВТРА»

Августовская педагогическая конференция – особая традиция, пронизанная грустью уходящих летних, беззаботных дней и радостью новых встреч с коллегами и учениками, новых педагогических идей и начинаний. Она дает старт новому учебному году.

И прежде чем приступить к докладу, я бы хотел поприветствовать и выразить слова благодарности ветеранам педагогического труда, которые откликнулись на наше приглашение и сегодня присутствуют в этом зале. Это люди, которые воспитали не одно поколение замечательных и талантливых учеников, создали благоприятную почву для успешного развития системы образования в городе!         

У каждого времени есть свои приметы. Нынешнее время – время перемен. И, в первую очередь, эти перемены связаны с жизнью школы, с возрастающими требованиями к процессу обучения.

С 1 января 2019 года вступил в силу Национальный проект «Образование».  Национальные проекты имеют определяющее значение для экономики и социальной сферы страны, для всех субъектов Российской Федерации, для повышения качества жизни людей.

Одной из задач проекта «Образование» является - воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Национальный проект «Образование» предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой

Деятельность муниципальной системы образования в 2018-2019 учебном году была направлена на достижение целей и решение отраслевых задач, определяемых федеральной, региональной и муниципальной политикой в сфере образования.

На сегодняшний день очевидным является то, что без современной инфраструктуры невозможно не только увеличение охвата образованием, но и обновление его содержания и технологий. Реализация данного направления требует формирования современной цифровой инфраструктуры школ, создания современной образовательной среды средствами дизайна и оснащения оборудованием и мебелью, строительством новых школьных зданий для решения проблемы второй смены и капитальный ремонт зданий существующих образовательных учреждений.

В новом учебном году в школы города придет более 28 000 учащихся, из них, более 3 600 (трех тысяч шестисот) первоклассников. По сравнению с прошлым годом численность обучающихся увеличилась на  3,8 %.

Учитывая положительную динамику демографического прогноза и миграционные процессы в общеобразовательных учреждениях ожидается дальнейших рост количества учащихся.

Сеть муниципальных образовательных организаций города Йошкар-Олы включает в себя 98 учреждений.

64 дошкольных  образовательных учреждения посещают 15 655 ребенка.

Систему дополнительного образования детей представляют пять разных по направлениям деятельности учреждения, в которых занимались более 3 898 воспитанников, а также летний оздоровительный центр им. В.Дубинина.

На конец учебного года в  29 муниципальных общеобразовательных учреждениях обучались 27 024 учащихся.

В 2018-2019 учебном году обучение в две смены велось в 21 общеобразовательном учреждении города. Количество детей, обучавшихся во II смену, к сожалению, увеличилось. Перевод образовательного процесса в односменный режим без строительства новых школ не представляется возможным.

Управление образования в 2019 году участвует в 3-х национальных проектах: «Образование», «Демография», «Содействие занятости женщин».

По национальному проекту «Образование» выделены средства в сумме 210,2 млн. руб. На протяжении десятка лет в городе не строились школы и в первые - 2019 году начато строительство средней общеобразовательной школы на 825 мест в микрорайоне 9«В», на 2020 год планируется строительство еще 2 школ.

По национальному проекту «Демография» предусмотрено 353,9 млн. рублей. По данному проекту предусмотрено строительство 3 детских садов. На сегодняшний день заканчивается строительство ДОУ на 320 мест в микрорайоне «Восточный», продолжается строительство ДОУ на 320 мест в микрорайоне «Интеграл» и пристрой к МБДОУ «Детский сад № 49 «Лесная сказка».

Кроме того выделены бюджетные инвестиции на проект «Содействие занятости женщин» в сумме 187,8 мин. руб. для создания дополнительных мест в ДОУ от 1,5 до 3 х лет.

К новому учебному году во всех общеобразовательных учреждениях выполнены первоочередные работы, так называемый «технический минимум». Проведена ревизия внутренних инженерных сетей и канализации, систем освещения, а также оценка внешнего состояния учреждений, степени их соответствия санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям пожарной и электробезопасности.

В рамках реализации подпрограммы «Энергосбережение и повышения энергетической эффективности в городском округе «Город Йошкар-Ола» на 2018-2025 годы» программы «Городское хозяйство» в течение этого года планомерно проводилась работа по частичному ремонту кровель – СОШ № 2, СОШ № 7, ремонт спортивных залов – в «Гимназии № 4», устройство подвесного потолка и пожарной сигнализации в актовом зале – СОШ №15, замена устаревших светильников на энергосберегающие и замена электропроводки  –  СОШ № 3, «Гимназия № 14»,  СОШ № 26;  в СОШ № 19 в стрелковом тире  заменена пожарная сигнализация, поменены сгнившие оконные блоки - на пластиковые – СОШ № 2,  а также установлено ограждение территории – «Лицей № 11».

Во всех школах собственными силами был проведен косметический ремонт мест общего пользования, производится замена изношенного линолеумного покрытия, дверных и оконных блоков, осуществляется деятельность по комплектованию образовательных учреждений мебелью в соответствии с ростовозрастными особенностями учащихся.

Продолжается работа по улучшению материально технической           базы общеобразовательных учреждений.

В городе системно реализуется комплекс мероприятий по обеспечению безопасности образовательного пространства. Все муниципальные общеобразовательные учреждения оснащены «тревожной кнопкой» и системой видеонаблюдения.

Межведомственной комиссией все муниципальные общеобразовательные учреждений г. Йошкар-Олы к новому учебному            году приняты.

            Образовательное пространство города предоставляет возможности для получения образования на всех уровнях общего образования и определяет нашу с вами ответственность за обеспечение современных условий и качественного образования и воспитания подрастающего поколения.

 Высокое качество образования и воспитания сегодня – это высокое качество жизни завтра, поэтому перед педагогическим сообществом города стоит серьезная задача – создать такие условия в образовательных организациях, чтобы каждый ребенок был максимально мотивирован на учебу и самореализацию.

Дошкольное образование было и остается в фокусе внимания как со стороны органов власти всех уровней, так и со стороны родительской общественности.

В управлении образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» функционируют 64 учреждения, осуществляющих реализацию программ дошкольного образования, из них 64 - муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждения, 1 - муниципальное бюджетное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, дошкольное отделение (4 группы) в школе № 5 «Обыкновенное чудо».

С целью удовлетворения запросов населения в городе создана сеть специализированных МБДОУ: для детей с ослабленным зрением (№ 5); с аллергическими заболеваниями (№ 35); с туберкулезной интоксикацией (№ 7); группы для детей с ДЦП (МБДОУ № 24), группы для детей с нарушением речи и задержкой психического развития  (№ 1, 12, 15, 18, 19, 26, 38, 65, 70, 76, 79, 80, 90, Росток).

Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» проводит целенаправленную работу по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»,  несмотря на  прилагаемые усилия,  дети с 3-х лет и старше обеспечиваются местами в детский сад по мере обращения на 80 %.

На 20 августа 2019 года в управлении образования в электронной очереди зарегистрировано 7490 заявлений по устройству детей в детский сад от 0 до 3х лет. Выдано путевок – 2968.

Сеть дошкольных учреждений в городе стала многофункциональной; дошкольные образовательные учреждения города работают по программам нового поколения. Внедряются новые формы дошкольного образования, такие, как кратковременное пребывание в детских садах для неорганизованных детей.

Организовано 15 адаптационных групп по подготовке к детскому саду, их посещают более 170 детей. В МБДОУ №34, 43, 70, 79, 80  открыты группы  кратковременного пребывания для 96 детей,  На базе 6 муниципальных детских садов функционируют  консультационные центры для детей, не охваченных дошкольным образованием:  МДОУ № 10, 17, 39, 16, 43,42.

В дошкольных образовательных учреждениях дополнительное платное и бесплатное образование в МБДОУ получали более 12370 воспитанников.

На сегодня все муниципальные дошкольные образовательные учреждения готовы к началу нового 2019-2020 учебного года.

В качестве ключевых целей и задач совместной работы управления образования г. Йошкар-Олы и  педагогических коллективов муниципальных образовательных учреждений можно выделить повышение роли образовательного учреждения в воспитании подрастающего поколения, доступность и качество образовательных услуг, создание муниципальной системы оценки качества образования и повышение конкурентоспособности учреждений, развитие кадрового потенциала и информационная открытость образования.

По-прежнему, важным направлением в системе общего образования является введение, реализация, а также изменения, федеральных государственных образовательных стандартов. Образовательные стандарты предъявляют серьезные требования к результатам и условиям обучения, которые подвергаются достаточно строгой оценке.

Одним из векторов развития системы общего образования является обновление и совершенствование системы оценки качества образования.

В соответствии со ст.95  Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" создан Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности муниципальных организаций г. Йошкар-Олы, осуществляющих образовательную деятельность. Все школы города и 5 организаций дополнительного образования в 2019 году подвергнутся независимой оценке качества предоставляемых услуг.

В 2018-2019 учебном году охват детей и подростков от 6,6 до 18 лет общим образованием составил 100%. Успеваемость в школах города достигла 98,8%. Качество знаний обучающихся составило  49,7 %.

Сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется  формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах РФ.

Одним из объективных показателей качества общего образования по-прежнему остается государственная итоговая аттестация.

Основной период единого государственного экзамена в 2019 году прошёл с 27 мая по 1 июля 2019 года. В 2019 году в основной период наиболее популярными учебными предметами по выбору среди участников ЕГЭ являются обществознание, физика, биология, химия, история. Таким образом, выбор предметов на ЕГЭ в 2019 году практически полностью соответствует общероссийским тенденциям нынешнего года и  прошлых лет.

Для сдачи ЕГЭ в основной период было задействовано четыре пункта проведения экзаменов - лицеи №11 и № 28, гимназия № 14 и школа № 30.

В проведении ЕГЭ в основной период 2019 года было задействовано более 345 (триста сорок пять) работников (организаторы, члены государственной экзаменационной комиссии, технические специалисты, медицинские работники). Контролировали ход экзаменов около 25 (двадцати пяти) общественных наблюдателей, включая федеральных и онлайн -наблюдателей, а также специалисты Рособрнадзора.

Допущено до прохождения государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования 1028 человек, по программам основного общего образования - 2227.  1022 выпускника муниципальных общеобразовательных организаций успешно прошли государственную итоговую аттестацию по программам среднего общего образования (из них сдавало в форме ГВЭ 30 учащихся) и 2075 учащихся - по программам основного общего образования, из них в форме государственного выпускного экзамена – 66 учащихся.

К сожалению, в основной период ГИА из 2274 выпускников получили аттестаты об основном общем образовании 2075 человек, что составляет 91,25 %. Получили аттестат с отличием 80 обучающихся. 152 выпускника 9 классов не преодолели минимального порога по трем предметам.

Аттестаты о среднем общем образовании получили 1022 выпускника. Из них 81 чел. получили аттестат с отличием и медаль «За особые успехи в учении». Все медалисты подтвердили свои знания высокими баллами ЕГЭ.

Анализ результатов ЕГЭ показал, что средние тестовые баллы выпускников муниципальных образовательных учреждений по таким предметам, как русский язык, математика физика находятся на уровне школ республики.

Наибольшее количество высокобальников по русскому языку - 159 выпускника, по физике – 47 выпускников. По профильной математике более 90 баллов получили 42 выпускника. По обществознанию – 25 выпускников. По химии – 21 выпускник.

Ежегодно в ходе проведения государственной итоговой аттестации большая нагрузка ложится на руководителей пунктов проведения экзамена и педагогов школ. Разрешите поблагодарить за сотрудничество всех, кто был привлечен к организации столь масштабного государственного дела.

С одной стороны, показатели ГИА не используются в качестве критериев оценивания эффективности деятельности учителя, школы, с другой, результаты ГИА должны стать предметом глубокого коллективного анализа в каждой школе, в методической службе, для осознания пробелов в подготовке обучающихся.

Руководителям образовательных учреждений необходимо организовать подготовку выпускников для успешной сдачи государственной итоговой аттестации в дополнительные (сентябрьские) сроки. С целью обеспечения условий для успешной сдачи ГИА в будущем году управлению образования, руководителям школ, руководителям городских методических объединений необходимо предпринять все меры по повышению качества преподавания всех предметов учебного плана не только в выпускных классах.

При этом, оценка деятельности образовательных организаций и системы образования в целом не ограничивается только итоговой аттестацией. В настоящее время оценочными процедурами Всероссийской системы  качества образования также являются национальное исследование качества образования (НИКО), Всероссийские проверочные работы (ВПР).

«Объективное проведение любых оценочных процедур - ключевой фактор в повышении качества образования. Нельзя бояться низких результатов, надо их анализировать и использовать в своей работе».

Подводя итоги работы образовательных учреждений города  за 2018-2019 учебный год, можно отметить, что педагогические коллективы  в целом обеспечивают качество знаний  и эффективность образовательного процесса, стремятся к  его улучшению.

Мы все знаем, что к школе предъявляются сегодня высокие требования.

Еще одна чрезвычайно актуальная проблема для современного российского общества – это работа с одаренными учащимися, которая направлена на развитие интеллектуальных, творческих, спортивных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления.   

Одной из распространенных форм работы с одаренными школьниками в городе являются школьные научные общества учащихся.

В городе действует 22 школьных научных общества. В системе проводятся научно-практические конференции учащихся: Александровские чтения, «Моя страна – моя Россия», «Корифеи», «По стопам Вернадского», Менделеевские чтения, фестиваль научных обществ учащихся «Поиск юных» и др.

Нет сомнений, что в нашей стране живет большое количество одаренных детей, которые на «отлично» справляются со школьной программой. Но зачастую у таких обучающихся нет возможности проверить свои знания и обнаружить предел этих знаний. Именно для таких целей служит Всероссийская олимпиада школьников, она помогает обучающимся раскрывать свои таланты и возможности.

Школьный этап Олимпиады – является самым массовым и многочисленным. На данном этапе принять участие в олимпиаде может абсолютно любой желающий. 15 868 обучающихся пожелали проверить свои возможности, выполняя задания олимпиады по 21 предмету.

Третий год в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников принимают участие обучающиеся 4 классов – 444 человек.

В муниципальном этапе Олимпиады приняли участие 1300 обучающихся. Победителями и призерами стали 365 человека. Лидирующие места по количеству победителей и призёров муниципального этапа занимают Лицей № 28 и Лицей № 11.

В региональном этапе Олимпиады команду города Йошкар-Олы представляли 420 обучающихся 8-11 классов. Учащиеся школ города заняли 158 призовых места, что составляет 21,5 % от числа участников.

Заключительный этап Олимпиады проходил в разных регионах страны. Республику Марий Эл и город Йошкар-Олу представляли 21 обучающийся. В результате школьники республики завоевали 6 дипломов призеров и 1 диплом победителя. Победа на заключительном этапе – это высокое достижение, высокий уровень.

В муниципальных общеобразовательных учреждениях города Йошкар-Олы создаются условия для получения качественного образования обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами. В 26-ти образовательных учреждениях города, реализующих адаптированные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в 2018-2019  учебном году обучалось 494 ребенка с различными потребностями (глухие,  слабослышащие, с задержкой психического развития, умственно отсталые, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.

В МБОУ "СОШ с.Семеновка г. Йошкар-Олы" , в МБОУ «Гимназия № 14 г.Йошкар-Оы» обучаются 15 детей с диагнозом «Расстройство аутического спектра». Для классов, где обучаются дети с расстройством аутического спектра были созданы все необходимые условия для успешного образовательного процесса. Школы закупили необходимые пособия, УМК, разработали индивидуальные программы. С данной группой детей работают педагоги - психологи, педагоги - дефектологи, социальные педагоги, тьюторы. Ведется взаимодействие и сотрудничество с Региональной общественной организацией Республики Марий Эл  «Раскрась мир», а также с Центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи  "Росток" и "Детство". Обучающиеся с расстройством аутического спектра  принимают активное участие в жизни школы, участвую в различных мероприятиях, в том числе в инклюзивных фестивалях.

В соответствии с Государственной программой РФ «Доступная среда», предусматривающей создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития, реализуется модель инклюзивного образования. В  общеобразовательных учреждениях создаются условия для беспрепятственного доступа инвалидов и пребывания детей-инвалидов в учебных помещениях, столовых и других помещениях. Дети-инвалиды с  ограниченными возможностями здоровья получили возможность обучаться совместно с нормально развивающимися сверстниками.

Но не смотря на большую работу с детьми с ОВЗ, по государственной программе «Доступная среда», реализация адаптированной общеобразовательной программы вызывает большие трудности. В образовательные учреждения  требуются  специалисты: психологи, логопеды, тьюторы.

Поэтому на ближайший год задача создания условий для инклюзивного образования в школах города приобретает еще большую значимость.

Важным инфраструктурным проектом является проект «Цифровая образовательная среда». Это одно из направлений обеспечения качества общего образования. Проект является поддержкой новой технологической среды в системе образования («цифровая школа», электронные учебники), развитие дистанционного образования и образования сервисов для учащихся.

В муниципальных образовательных организациях реализуются различные составляющие электронной образовательной среды. Используется дистанционное обучение, вебинары и семинары при повышении квалификации педагогов. Проводятся он-лайн уроки, электронные формы учебников и электронные приложения к учебникам, используются возможности образовательного портала Знайка.ру.

С 2018 года многие школы города сотрудничают с образовательной платформой «Учи.ру». Около 5 000 учеников и 645 учителей города, занимающихся на платформе.

Однако, проведенный анализ показывает, что современный уровень технического оснащения образовательных организаций сдерживает дальнейшую цифровую трансформацию системы образования. Телекоммуникационная инфраструктура не позволяет в полной мере обеспечить реализацию образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Сохраняется актуальная проблема, препятствующая повышению эффективности управления образованием - отсутствие единой информационной инфраструктуры, обеспечивающей автоматизацию процессов управления в региональной системе образования, а также электронное взаимодействие участников отношений в сфере образования.

Рассматривая вопрос качества образования, необходимо отметить, что оно неразрывно связанно с появлением и распространением инноваций.   

Инновационная деятельность является одним из средств, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности педагогов, использование современных образовательных технологий и достижение высоких результатов деятельности муниципальной системы образования.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество педагога-профессионала, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства. Педагог в современной школе уже не претендует на обладание монополией знаний. В настоящее время ученики имеют возможность сами найти нужную информацию. Всё это, безусловно, задаёт вектор тех серьезных системных изменений, которые происходят в сфере образования, в т. ч и в нашем городе.

В образовательных организациях города Йошкар-Ола функционируют 11 региональных инновационных площадок: в Гимназии № 4,  «СОШ № 5 «Обыкновенное чудо», СОШ  № 3 г., Гимназия № 14, СОШ № 15, СОШ № 16,  Детский сад № 42, Детский сад № 28, исследовательская площадка - МБУ Центр «Росток».

СОШ №  6, 12, 15, 17, 27 являются опорными школами по финансовой грамотности;

Сетевая педагогическая мастерская по теме "Проектная деятельность младшего школьника по направлению ИК-технологий в процессе реализации содержания УМК Перспектива" работает в СОШ № 6 и в Гимназии №26 им. А.Мальро - на базе "Издательства "Просвещение" (Москва);

В рамках реализации «дорожной карты» по развитию школьных лесничеств на период с 2018 по 2027 годы в  МБОУ СОШ №15 открылась опорная площадка школьных лесничеств в муниципалитете.

На наш взгляд, совершенствование муниципальной нормативной базы, регламентирующей инновационную деятельность, развитие механизмов стимулирования руководителей и педагогов образовательных организаций за ведение инновационной деятельности, позволили перевести работу в этом направлении на качественно новый уровень.

Хочу высказать слова благодарности коллективам, которые активно работают по формированию нового опыта. Это способствует развитию образовательной системы города.

Подготовка рабочих кадров. Профориентация.

Одним из направлений нашей с вами совместной деятельности является обновление содержания образования, которое должно соответствовать запросам экономики, как города, так и республики.

Мы понимаем, что обеспечение кадровой потребности экономики это предназначение профессионального образования. Однако, в качестве «точек роста» для развития системы профессионального самоопределения обучающихся школ города Йошкар-Олы мы выделяем расширение профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека.

В 2018-2019 учебном году система предпрофильного обучения - «школа-техникум» была рассчитана для обучающихся 9 классов, которые  совместили  обучение в общеобразовательной школе № 10 г. Йошкар - Олы и  ССУЗах. Юноши и девушки 9 классов, обучаясь в школе, параллельно были зачислены в состав слушателей курсов в техникумы города.

В ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар - Олинский строительный техникум»     обучались  9 девушек по программе профессиональной подготовки «Маляр». Одновременно с аттестатами об основном общем образовании девушки получили свидетельство о профессиональном обучении  по профессии «Штукатур-маляр».

В  ГБОУ СПО Республики Марий Эл «Автодорожный техникум» обучались  20 юношей по  программе профессиональной  подготовки  профессии «Слесарь по ремонту автомобиля», ребята получили  свидетельство о профессиональном обучении по профессии «Слесарь по ремонту автомобиля» 2 и 3 разряда.

На сегодняшний день, система параллельного предпрофильного образования полностью доказала свое преимущество в профессиональном росте личности и востребованности специалистов на рынке труда.

Отдельно остановлюсь на теме организации питания обучающихся. Это важный вопрос, так как касается жизни и здоровья детей. Охват и структура организации питания представлена на слайдах.

Охват горячим питанием обучающихся сегодня составляет 85,1 %, а охват двухразовым горячим питанием – 83 %.

По сравнению с предыдущим учебным годом число детей, получающих горячее питание увеличилось на 1,5 %.

Из регионального бюджета выделяются средства на оказание мер социальной поддержки отдельным категориям обучающихся и воспитанников - детям из много­детных семей, детям, имеющим статус «обучающийся с ограничен­ными возможностями здоровья».

Охват горячим питанием в среднем за учебный год льготной категории детей от фактически присутствующих: из многодетных семей - 99,1 %, детей с ОВЗ  – 96,9 %.

Очень часто звучат вопросы организации, качества и стоимости школьного пита­ния. Наш мониторинг показывает, что в большинстве случаев это связано со слабым контролем со стороны руководителя организации.

Считаю, что необходимо разработать  план мероприятий по развитию системы питания в сфере образования, направленных на повышение его доступности, качества и безопасности, основ­ными положениями которого должны стать:

  • увеличение охвата учащихся горячим питанием; доведение его до 100%;
  • дальнейшее оказание мер социальной поддержки отдельным категориям учащихся;
  • совершенствование системы контроля за питанием учащихся в ОО;
  • поиск резервов снижения стоимости школьного питания;
  • повышение профессионального уровня работников, занятых в школьном питании.

Подчеркну, что пока на муниципальном уровне, на уровне каждой конкретной образовательной организации - вопросы питания не станут приоритетом номер один, мы не изменим ситуацию к лучшему. Это наша с вами задача!

Обеспечить достаточную разностороннюю развитость детей и подростков, что немаловажно для полноценного и правильного формирования современной личности, в первую очередь, нам позволяет Дополнительное образование .

В учреждениях дополнительного образования функционирует 90 объединений, на базе общеобразовательных организаций - 902 кружка. В 2018-2019 учебном году в городе Йошкар-Оле обеспечен охват детей в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования услугами дополнительного образования на 85%.

Воспитанники учреждений дополнительного образования города ежегодно становятся лауреатами, призерами фестивалей и конкурсов различного уровня.

Основными задачами на новый учебный год являются: увеличение численности детей, охваченных программами дополнительного образования;  расширение спектра дополнительных образовательных программ,- в том числе для одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;  организация мониторинга и оценки эффективности реализации- дополнительных образовательных программ;  использование сетевых форм организации дополнительного- образования детей.

Актуальной остается задача развития сферы дополнительного образования, вне зависимости от ведомственной принадлежности образовательных организаций, в том числе поиск современных моделей успешной социализации детей, интегрированных моделей общего и дополнительного образования.

Воспитательная работа

В соответствии с приоритетами национального проекта  «Образование», по словам министра просвещения РФ Ольги Юрьевны Васильевой: «Второй целью национального проекта является воспитание человека, причём на основе традиций, которые имеет наша страна. Поэтому здесь первична работа с человеком. Ежедневная, кропотливая».

Стратегически важным инструментом воспитания подрастающего поколения является активное включение его в молодежные движения, таких как «Российское движение школьников» и «Юнармия». 12 образовательных организаций города Йошкар-Олы реализуют  направления деятельности Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».  В 10 муниципальных образовательных учреждениях работают 16 отрядов юнармейцев. Более 500 учащихся активно участвуют в юнармейском движении. В муниципальных общеобразовательных учреждениях города функционируют 17 детских объединений. В 24 школах успешно работают волонтерские отряды.

Формирование воспитательного пространства в школе, в которое не формально, а на деле включены ребята, дает свои положительные результаты. Команды учащихся образовательных учреждений города принимают активное участие в различных конкурсах, соревнованиях и находятся в числе призеров и победителей. Команда детского объединения «Наше время» образовательного комплекса школа №29 стала финалистом Всероссийского конкурса «Здоровое движение», призером Всероссийского конкурса «Дорога к Победе». Учащиеся школы №30 стали финалистами Всероссийского проекта «РДШ – территория самоуправления». Хор школы №19 стал лауреатом I степени Всероссийского фестиваля школьных хоров «Поют дети России». На протяжении многих лет команды общеобразовательных учреждений города принимают участие в военно-спортивной игре «Зарница». Уже третий год подряд победителем муниципального этапа становится команда школы № 24, которая в июне этого года заняла третье место в республиканском этапе военно-спортивной игры.

В школах реализуются программы и проекты патриотического воспитания граждан, совершенствуются практики духовно-нравственного воспитания, формируется система медиации. С 2019 года в систему воспитания внедряется рейтинговая система оценки качества воспитательной работы образовательных учреждений города. В качестве критериев оценок взяты: участие в молодежных движениях, волонтерская деятельность, школьная система самоуправления, организация и участие в муниципальных мероприятиях. По итогам 2018-2019 учебного года в пятерку лидеров вошли школы № 17, 21, 4 гимназия, 9, 19, 27, 29, 15, 16, 30. По числу набранных баллов лидирует 17 школа.

Многое сделано, но перед нами стоят еще более глобальные задачи. Впереди значимые события - юбилей Республики Марий Эл и 75 годовщина Победы в Великой Отечественной войне. В связи с юбилейными датами в каждой школе должны быть открыты комнаты боевой славы, музеи истории школы,  функционировать военно-патриотические клубы и объединения.

В школе необходимо создать социальную среду развития обучающихся, которая станет учитывать историко-культурную и этническую специфику и потребности как обучающихся, так и их родителей. Необходимо развивать педагогическую компетентность родителей в целях содействия социализации обучающихся в семье, учитывая культурные и социальные потребности семей обучающихся.

Потенциал семьи, социальных партнеров, единство урочной, внеурочной деятельности, дополнительного образования, все это должно стать опорой для развития личности ребенка.

Организация летнего отдыха детей и подростков

Летом 2019 года организованными формами отдыха и занятости охвачено 23180 обучающихся. В этом году мы повысили охват детей летним отдыхом. В течение летнего периода на базе муниципальных образовательных учреждений г. Йошкар-Олы  организовано 44 лагеря, из них:

29 детских лагерей отдыха с дневным пребыванием для 3475 обучающихся с использованием средств муниципального бюджета (с 3 по 23 июня);

10 детских лагерей отдыха с дневным пребыванием в учреждении дополнительного образования детей для 250 человек с использованием средств муниципального бюджета;

5 профильных лагерей (с питанием) для 460 детей при муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный  центр имени Володи Дубинина» с участием средств бюджета муниципального образования «Город Йошкар-Ола».

Также в летний период 1800 обучающихся были задействованы в ремонтных бригадах по подготовке муниципальных общеобразовательных учреждений к новому учебному году, озеленением и благоустройством территории вокруг общеобразовательных учреждений занимались 9048 обучающихся. Другими формами занятости (загородные лагеря, экскурсии, школьные мастерские, кружки и секции, индивидуальное трудоустройство, группы дневного пребывания при муниципальных дошкольных образовательных учреждениях для будущих первоклассников) были охвачены 8147 человек.

В июле, августе 2019г. в городском округе «Город Йошкар-Ола», в рамках проекта «Вместе! Летом! Всем двором!», были организованы  дворовые площадки  для детей. Не организованные летним отдыхом и занятостью ребята в течение дня, по расписанию,  занимались полезной деятельностью под присмотром и руководством педагогов дополнительного образования.

Кадровый потенциал

Продолжается планомерная работа по реализации других проектов, входящих в состав национального проекта «Образование».

Обозначенные ранее задачи мы не решим без педагогов. Вопросы обеспечения высокого профессионального уровня и достойного социального положения педагогов занимают центральное место, поэтому в рамках проекта «Учитель будущего» акцент внимания смещен
на внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников.

За прошедший 2018/2019 учебный год 848 педагогических работников муниципальных образовательных учреждений повысили свою квалификацию. Из них 538 человек – это педагогические работники муниципальных общеобразовательных учреждений, 30 – педагогические работники муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования и   280  – педагогические работники муниципальных дошкольных образовательных учреждений. В ГБУ ДПО РМЭ «Марийский институт образования» повысили свою квалификацию 553 педагога образовательных учреждений. 65 педагогов образовательных учреждений окончили курсы в других учреждениях.

Налажено активное сотрудничество с Республикой Татарстан, с ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан». В прошлом учебном году с привлечением кураторов базовой площадки муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 14» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан  было организовано обучение педагогов в 2 потока по программе ««Эффективные практики реализации адаптированных основных образовательных программ для детей с ОВЗ: межпредметные технологии». По окончании обучения 123 педагогических работника получили удостоверение Института развития образования Республики Татарстан о повышении квалификации.

За прошедший учебный год расширилась география организаций, предоставляющих образовательные услуги для дистанционного обучения наших педагогических работников.

23 педагога дистанционно прошли бесплатное обучение по программе: «Содержание, технологии и особенности применения модельной региональной основной образовательной программы основного общего образования», организованное ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». 

4 педагога прошли повышение квалификации по программам «Особенности преподавания программирования с учетом требований индустрии в сфере разработки ПО» и «Организация и содержание курса образовательной робототехники в начальной школе», организованное Министерством образования и науки Республики Марий Эл, Ассоциацией разработчиков программного обеспечения «ПС Софт», Лицея «Инфотех», АНО ДПО «Инфосфера» для учителей информатики и ИКТ, учителей начальных классов общеобразовательных организаций.

Управлением образования городского округа «Город Йошкар-Ола» совместно с издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний» семинар-практикум для учителей музыки общеобразовательных учреждений по теме: «Инновационные технологии в музыкальном образовании школьников» провела Красильникова Марина Станиславовна, к.п.н., ведущий научный сотрудник ФГБНУ Института художественного образования Российской академии образования (г. Москва).

На одном из заседаний Совета по науке, технологиям и образованию Президент Путин подчеркнул, что для повышения качества образования «…нужна не только хорошая материально-техническая и методическая база», но и что «…сами педагоги должны пройти свой путь обновления подходов к воспитанию, к внедрению современных образовательных технологий. К тому, чтобы квалифицированно работать с дистанционными программами обучения и широкими возможностями Интернета». Уже сегодня можно найти немало дистанционных форм повышения квалификации учителя.

Реализация компонента «Информатизация» приоритетного национального проекта «Образование» нацелена, в первую очередь, на оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой и разработку электронных образовательных ресурсов нового поколения.

Подводя итог сказанному, хочу особо подчеркнуть, что целью всей нашей с вами работы должно стать создание конкурентоспособной, качественной системы образования, соответствующей стратегии и потенциалу социально-экономического развития Республики Марий Эл.

Наша главная общая задача – способствовать качественному изменению образования в соответствии с требованиями времени. Следует объединить усилия в интересах наших детей. Все, о чем идет речь сегодня на августовской педагогической конференции невозможно без взаимной поддержки, доброго отношения друг к другу.

«Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал себя».

Мы вновь начинаем учебный год! Для одних  - это первый учебный год, для других – он имеет свой счёт.

Информация
  • Размещено 15.01.2020 14:25
  • Просмотры: 1505

Теги