Доклад начальника управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» В.В.Ускова на городской августовской педагогической конференции 24 августа 2017 года

Завершился еще один учебный год, насыщенный разнообразными событиями и проектами. Задачи, поставленные перед муниципальной системой образования в августе 2016 года, реализованы. Залогом этого стала наше эффективное взаимодействие и плодотворная работа.

Мы благодарим руководителей образовательных учреждений, педагогические коллективы, коллег из Министерства образования и науки Республики Марий Эл, представителей надзорных органов, администрации города, депутатов, профсоюзного актива и родительской общественности.

Ежегодная августовская педагогическая конференция - это не только традиция. Это требование времени, ожидания педагогического сообщества,

оценка достижений года прошедшего и, конечно, задачи и планы на новый учебный год

Развитие муниципальной системы образования осуществляется с учетом основных приоритетов государственной образовательной политики, стратегической целью которой является повышение доступности качественного образования.

Достижение этой цели осуществляется в ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы и в соответствии с другими нормативными документами.

А также в процессе решения ключевых задач на всех уровнях системы образования:

  • в дошкольном образовании - обеспечение его стопроцентной доступности для детей в возрасте от 3 до 7 лет, а также доступности для детей более раннего возраста;
  • в общем образовании -  повышение доступности качественного общего образования, планомерный переход на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
  • в дополнительном образовании - увеличение охвата детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, создание условий для получения дополнительного образования как в общеобразовательных организациях, так и в организациях дополнительного образования детей.

 

Сеть муниципальных образовательных учреждений города Йошкар-Олы включает в себя 98 учреждений.

Образовательное пространство города предоставляет возможности для получения образования на всех уровнях общего образования и определяет нашу с вами ответственность за обеспечение современных условий и качественного образования подрастающего поколения.

Уважаемые коллеги!

Дошкольное образование было и остается в фокусе внимания как со стороны органов власти всех уровней, так и со стороны родительской общественности.

Приоритеты дошкольного образования– ликвидация очередности, осмысленное внедрение стандарта, повышение квалификации педагогических  кадров, остаются актуальными и сегодня .

Мероприятия, направленные на ликвидацию очереди на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения в городе Йошкар-Оле до  2016 года реализованы успешно.

Тенденция увеличения численности детей, принятых на учет как нуждающихся в получении места в детском саду и не обеспеченных таковым, продолжает сохраняться.

Несмотря на все меры, предпринимаемые для обеспечения доступности дошкольного образования в городе, проблема 100%-го охвата детей в возрасте от трех лет в 2017 году решена не окончательно..

        Для обеспечения доступности дошкольного образования активно ведется работа по внедрению альтернативных форм дошкольного образования. Такие группы имеются в  20 дошкольных учреждениях. Их посещают дети раннего возраста. Работа в этом направлении продолжается.

        В 2016 - 2017 гг. в городе  открыты Консультационные центры в пяти  детских садах № 10, 17, 39, 16, 43, целью  которых является поддержка семей в части обеспечения доступности услуги получения качественного дошкольного образования. Более 40 семей воспользовались этой услугой.    

В муниципальных дошкольных образовательных учреждениях существуют группы различной направленности: общеобразовательной,  комбинированной, оздоровительной, компенсирующей (задержкой психического развития, нарушения зрения, нарушения речи и др.). Групп компенсирующей направленности - 29. В детских садах города получают образование  127 детей-инвалидов.

В системе дошкольного образования определен алгоритм учета детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. и детей-инвалидов, предоставления им мест в детских садах на льготных основаниях в первоочередном порядке. В реализацию программы  «Доступная среда»  включён детский сад №26 «Теремок», где будут созданы особые условия для детей  с ограниченными возможностями здоровья.

Все более актуальной становится проблема комплексной подготовки  педагогов дошкольных образовательных учреждений.  

В 2016-2017 году двенадцать  дошкольных учреждений города МБДОУ № 1, 11, 27, 55, 61, 40, 20, 38, 67, 72, 34, 29  приняли участие в проекте Рособрнадзора и Московского городского педагогического университета (МГПУ) «Лонгитюдное исследование качества дошкольного образования». Реализация данного проекта будет способствовать повышению качественного уровня дошкольного образования.

            Говоря о дошкольном образовании, мы не должны забывать, что для родителей важно не только предоставление места в детском саду, но и качество образовательной среды, психологический комфорт ребёнка в дошкольном учреждении. Это, в том числе, и задача федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования как гаранта качества.

 

Уважаемые коллеги!

Общему образованию всегда уделялось и уделяется повышенное внимание. Деятельность муниципальных общеобразовательных учреждений направлена на модернизацию системы общего образования.

 

 

Организация перехода к работе по новому федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) общего образования является важнейшим направлением образовательной деятельности. Введение ФГОС фактически означает становление «культуры образовательных результатов» взамен существовавшей на протяжении десятилетий «культуры образовательного процесса».

Масштабная цель формирования образовательных результатов может быть достигнута за счет:

обновления содержания образовательного процесса,

создания системы учительского роста,

новых инфраструктурных решений (дети должны учиться в удобных, комфортных, современных условиях).

Показателем результативности труда педагога, коллектива школы, являются результаты учебного года, итоговой аттестации, участие в всероссийской и городских олимпиадах, творческих конкурсах, трудоустройство выпускников.

Одним из ведущих показателей качества образования является охват детей и подростков от 6,5 до 18 лет общим образованием. По итогам 2016-2017 учебного года этот показатель составил в нашем городе 100%. Успеваемость в школах достигла 99,1%. Качество знаний обучающих составило 49 %.

Минувший учебный год, не ошибусь, если скажу, был сложным для учителей начальных классов. С 1 сентября 2016 г было начато введение федерального государственного образовательного стандарта для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), совершенствование психолого-педагогической помощи, оказываемой обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам.

         В школах города также функционировали 5 классов начальной школы для детей с задержкой психического развития.

         В процессе организации обучения учителя начальных классов сразу столкнулись с двумя проблемами:

1. отсутствие учебников и методической литературы в связи с недостаточным финансированием;

2. недостаточная методическая подготовленность учителя.

         Эти проблемы остаются на повестке дня и сегодня.

                     

В настоящее время на федеральном уровне, как одному из государственных приоритетов, особое внимание уделяется  формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах Российской Федерации.

Одним из объективных показателей качества общего образования по-прежнему остается государственная итоговая аттестация. В минувшем учебном году главной задачей было максимально честно и объективно провести экзамены. Цель, на наш взгляд, достигнута.

970 выпускников муниципальных общеобразовательных организаций успешно прошли государственную итоговую аттестацию по программам среднего общего образования и 1912 учащихся по программам основного общего образования, из них в форме государственного выпускного экзамена – 33 учащихся.

         Традиционно популярными при выборе предметов у выпускников 2017 года остались обществознание, физика, биология. Самым популярным предметом из перечня предметов по выбору, по-прежнему, является обществознание.

Результаты государственной итоговой аттестации размещены на Образовательном портале Республики Марий Эл.

Коллеги! Продолжая тему проведения оценочных процедур, следует отметить, что на федеральном уровне обозначена проблемная ситуация, которая выражается в том, что образовательные организации не хотят видеть во Всероссийских проверочных работах действенного инструмента для определения реального уровня образования учащихся.

Комментируя итоги проверочных работ, глава Рособрнадзора Сергей  Кравцов отметил, что такая необъективность ведет к отставанию, которое начинается в основной школе.

На данном е представлены результаты учащихся Йошкар-Олы  5 и  4 классов.

Анализ результатов проверочных работ направлен в образовательные учреждения для обсуждения на заседаниях педагогических советов и городских методических объединений учителей-предметников.

В городе последовательно реализуется Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы. Важность этой работы с детьми ещё раз подчеркнул Президент страны Владимир Путин в своём Послании Федеральному Собранию.

Особое место занимает всероссийская олимпиада школьников, которая в минувшем учебном году проводилась по 21 предмету.

Уровень участия городских школьников в Олимпиаде является стабильным, а по количеству победителей и призеров Йошкар-Ола занимает лидирующую позицию. Например, эффективность участия школьников в заключительном этапе Олимпиады в 2017 году составила 53%. Лидерами олимпиадного движения среди муниципальных образовательных учреждений на протяжении нескольких лет являются лицей №28, лицей №11 и гимназия №4.

 

Уважаемые коллеги!

Повышение качества образования невозможно без особого внимания к воспитанию как неотъемлемой части образовательного процесса.

Неслучайно в последние годы наряду с выходом документов, определяющих содержание образования (Концепция развития математического, филологического, географического образования, проект новых концепций преподавания обществознания, физкультуры, предметных областей «Искусство» и «Технология») появились Стратегия развития воспитания в Российской Федерации, Концепция государственной семейной политики, Концепция развития дополнительного образования.

Завершается реализация Национальной стратегии действий в интересах детей, в рамках которой было приняты долгосрочные документы.

В мае 2017 года Президент страны подписал указ «Об объявлении в Российской Федерации  Десятилетия детства» с 2018 по 2028 годы.

Минувший учебный год наполнен многими значимыми воспитательными событиями.

Результатом реализации патриотических проектов стало возрастание социальной активности детей и подростков в городе. С удовлетворением отмечу, что системная работа в муниципальных образовательных учреждениях по патриотическому воспитанию выстроена с дошкольного возраста.

За период с 2014 года количество разработанных и реализованных гражданско-патриотических акций, проектов и программ увеличилось более, чем вдвое. Расширяется деятельность военно-патриотических клубов, музеев и залов Боевой славы. Заслуживает внимания опыт поисковой деятельности лицея №11, совет музея которого принял участие в межрегиональном форуме поисковых команд в городе Казани и занял 1 место. Стабильным остается процент поступления юношей в военные училища.

 

В городе имеется положительный опыт деятельности детских объединений по различным направлениям. С 1992 года действует общественная организация «Союз детских и подростковых объединений «Радуга».

В рамках реализации Указа Президента России о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» определены две пилотные школы: средняя школа № 29 и гимназия № 14.

В течение всего года велась активная работа по реализации акций и мероприятий Российского движения школьников. Учащиеся приняли участие во Всероссийской спортивной акции «Сила РДШ», проекте «Школа гражданской активности», а также в комплексе мероприятий «Читай с РДШ». Команда школы №29, приняв участие во Всероссийском конкурсе «Лига ораторов», стала победителем и сейчас находится во Всероссийском детском центре «Орленок». В 2017-2018 учебном году планируется организация муниципального штаба Российского движения школьников и охват всех школ города данным движением.

В муниципальных образовательных учреждениях ведется системная работа по вовлечению детей в регулярные занятия физической культурой и спортом в процессе образовательной деятельности и во внеучебное время включительно.

На сегодняшний день одним из основных мероприятий по пропаганде физической культуры и спорта как одного из важнейших средств популяризации массовых видов спорта является Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». На данном е представлены данные о значкистах ГТО 2017 года в сравнении с прошлым учебным годом.

Формирование здорового духа состязательности осуществляется в рамках Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» и Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания», которые проводятся в соответствии с Указом Президента Российской Федерации. Более 2 тысяч учащихся приняли участие в городском этапе этих спортивных состязаний.

Уважаемые педагоги, без сомнения, вы прикладываете немало усилий к формированию базовых нравственных ценностей у наших детей, но, к сожалению, мы сталкиваемся и со случаями подростковой жестокости. Возрастающая агрессия в обществе, проявление её в СМИ и повседневной жизни, негативное влияние на формирование личности подростков социальных сетей, регулировать которое мы не можем, - все это значительно осложняет нашу работу и одновременно повышает важность воспитательной деятельности.

В связи с усилением социального расслоения, ослабления роли семьи в социализации личности и других общественных явлений, провоцирующих конфликты в образовательных организациях, возникла необходимость в  службах  школьной медиации.

Школьные службы примирения функционируют в таких образовательных учреждениях г. Йошкар-Олы, как школы № 2, 13,17,19,21,29, гимназия №4 и лицей №28. Интеграция служб школьной медиации в жизнь школ должна качественно изменить образовательную среду, обеспечить благоприятный психологический климат и способствовать повышению коммуникативной компетентности учащихся.

Мы не должны упускать из виду и такой аспект, как воспитание терпимости у детей в отношениях с представителями других национальностей. Задача педагога – выстраивание корректных отношений внутри детских коллективов.

С сентября 2017 года, как сообщила глава Минобрнауки России Ольга Васильева,  начнется работа по организации детского телевидения в каждой российской школе.

Огромную роль в формировании личностных характеристик ребенка играет система дополнительного образования. Её преимущества в воспитании личности очевидны.

И в этой области образования нам есть куда стремиться. Низкой остается в городе доля школьников, занятых в технических и эколого-биологических объединениях. Развитие инженерного мышления, научно-технического творчества учащихся должны стать одним из приоритетных направлений развития дополнительного образования, что соответствует сегодня запросам детей, их родителей и потребностям социально-экономического развития города. А также существует необходимость разработки программ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Задача трудная, но, думаю, выполнимая.

В начале учебного года прошу организовать конструктивное взаимодействие школ с учреждениями дополнительного образования для определения круга детей, не вовлеченных в сферу дополнительного образования. Обеспечив охват дополнительным образованием не менее 70% можно принципиально улучшить результаты школьного образования, прежде всего, в части формирования метапредметных и личностных результатов.

Уважаемые коллеги!

Одним из ключевых факторов успеха в достижении образовательных результатов являются педагогические кадры: их квалификация и профессиональные компетенции.

Принципиально новая задача для педагогов и управленцев, поставленная перед нами — формирование компетенций, позволяющих самостоятельно проектировать собственные образовательные практики, которые обеспечат достижение новых образовательных результатов.

Без сомнения, этому способствует организация инновационной деятельности в муниципальных образовательных учреждениях.

Инновационное образовательное пространство города включает площадки различных уровней.

В гимназии №26 и школе №6 реализуется инновационный проект Федерального института развития образования «Разработка модели гражданско-патриотического воспитания школьников на основе ценностного потенциала традиционной культуры  народов Республики Марий Эл»

В минувшем учебном году реализованы республиканские инновационные проекты в гимназии имени Сергия Радонежского и  детском саду №42 «Кораблик». Инновационные проекты различны по своему содержанию и конечным результатам.

Система профессионального роста учителя включает многообразие форм и видов деятельности, в том числе и инновационную, а также учебную, методическую работу, экспертную, управленческую деятельность и другие. 

Развитие профессиональных компетенций как часть системы учительского роста является важным аспектом профессиональной деятельности не только молодых учителей, но и всего педагогического корпуса.

По данным Рособрнадзора первая апробация национальной системы учительского роста, которая предполагает создание единых подходов к аттестации педагогов и новых должностей, пройдет осенью 2017 года.

Муниципальные образовательные учреждения укомплектованы кадрами соответствующей квалификации. Хотя проблема пополнения кадрами остается для нас актуальной. В муниципальных общеобразовательных учреждениях наблюдается дефицит учителей начальных классов, учителей иностранного языка, физической культуры.

Работа спорится там, где созданы благоприятные условия труда.

С этой целью управление образования, представители работодателей активно сотрудничают с городской организацией Общероссийского Профсоюза образования.

Направления взаимодействия определены Территориальным соглашением и коллективными договорами. Совместно с Профсоюзом мы обеспечиваем соблюдение норм трудового законодательства по вопросам оплаты, режима и охраны труда, проводим смотры и конкурсы по условиям труда, спортивно-оздоровительные мероприятия с работниками, реализуем программу адаптации молодых специалистов и поддержки ветеранов. Подобное сотрудничество даёт ощутимые результаты: значительно снизилось число трудовых споров, наши педагоги – лучшие в республике по показателям профессиональной деятельности. Думаю, что и в дальнейшем стороны социального партнёрства будут совершенствовать эти отношения в интересах дела, которому мы служим.

Приведу для размышления результаты социологического опроса самих педагогов. В Год учителя мы составили «Социальный профессиональный портрет учителя» и при подготовке конференции в этом году обратились к педагогам с этими вопросами ещё раз. Как изменились взгляды учителей на свой статус и профессиональную деятельность?! Если ранее на первое место ставили способность к творчеству, то в этом году они приоритет отдают фундаментальным знаниям по своему предмету. Из личных качеств отмечали, в первую очередь, порядочность, то сегодня во главу угла ставят любовь к детям.

Учительство, безусловно, осознаёт свою ответственность перед обществом.

Не менее важно, выстраивание отношений образовательного учреждения с родителями во благо ребенка – это не просто задача нового учебного года, а миссия педагогического сообщества.

Школьные, общегородские родительские собрания, родительский всеобуч, видеоуроки для родителей, индивидуальное консультирование – эти традиционные формы работы с родителями в детском саду и в школе остаются востребованными. В новом учебном году городские  встречи с родительской общественностью также будут в планах нашей совместной работы.

Тема отдельного разговора в педагогическом сообществе – формирование культуры языка в образовательных учреждениях. Формирование речевой культуры личности – это забота и ответственность не только учителя русского языка и литературы в школе, но всех участников образовательных отношений. С данной темой тесно связана и другая - формирование читательской культуры детей.

Мы предлагаем продолжить инициативы, появившиеся в Год литературы в России, и грамотно встроить в жизнь образовательного учреждения мероприятия «Расскажи о любимой книге», «Читаем вместе», Час тихого чтения.

3 июня 2017 года Правительством России утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в России. Поддержку получат кружки художественного чтения. Семейное чтение будет объявлено элементом ответственного родительства. К реализации этого пункта подключатся средства массовой информации  и библиотеки.

Подчеркну, что особую роль в мотивации ребенка на чтение и развитие языка играет школьная библиотека, которая должна привлекать детей, заинтересовывать их, если хотите, побуждать к чтению, вплетать в контекст самых значимых общественных событий. На городском конкурсе «Библиопедагогика» был представлен инновационный опыт школьных библиотек по приобщению учащихся к чтению. Среди победителей - методические разработки педагогов-библиотекарей школы №20, №6 и лицея Бауманский.

Уважаемые коллеги!

Одним из векторов развития системы общего образования является обновление и совершенствование системы оценки качества образовательной деятельности.

В течение 2016-2017 учебного года проведен анализ информации о качестве образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений города Йошкар-Олы в соответствии с показателями, утвержденными приказом Минобрнауки России.

Оценка проведена в отношении 105 (ста пяти) муниципальных образовательных организаций, включая городские школы искусств. Выстроен рейтинг образовательных учреждений. Все образовательные учреждения должны разместить на своих сайтах планы мероприятий по улучшению образовательной деятельности.

Коллеги!

Для повышения доступности качественного образования должны быть обеспечены возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену, безопасность и комфортность условий их осуществления..

В настоящее время в городе Йошкар-Оле функционируют  10 школ и 30 детских садов с уровнем износа зданий 50 процентов и выше, 28 школ требуют капитального ремонта, 1 детский сад закрыт на капитальный ремонт в связи с аварийным состоянием здания.

В 2016 - 2017 учебном году в две смены велось обучение в 18 общеобразовательных учреждениях. В первую смену обучалось 78,4% учащихся, во вторую смену – 21,6% учащихся.

Муниципальной программой «Комплексное развитие муниципальных учреждений в сфере образования городского округа «Город Йошкар-Ола» предусмотрено строительство 4 (четырёх)  новых школ и 6 (шести) пристроев к действующим школам на 6700 новых мест и капитальный ремонт 15 (пятнадцати) существующих зданий общеобразовательных учреждений.

В сложившихся социально-экономических условиях остается актуальной проблема энергосбережения.

В ходе реализации мероприятий  в области энергосбережения в 2016 году школами, проведены замены окон, дверей, ремонт кровель, ремонт систем отопления, тепловых узлов. 

В 9 школах и 2 детских садах были установлены приборы с автоматическим погодным регулированием. Окупаемость узлов погодного регулирования за один отопительный период составила 57,3%.

В 2017 году при поддержке администрации  города активно проводятся мероприятия по установке современных и автоматизированных систем энергоснабжения в образовательных учреждениях. В рамках реализации Подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на 2017 год выделено финансирование  из бюджета города Йошкар-Олы на мероприятия, которые представлены на е. Общая сумма затрат составит 10 800 000 рублей.

Наши учащиеся 9 сентября примут участие в Акции «Энергосбережение и экология начинается с меня», заполнят декларацию о необходимости экономить энергию и эти листочки прикрепят на общее дерево на площадке Царевококшайского Кремля.

Дорогие друзья!

Качество образования – это, прежде всего, качество составных частей всей образовательной системы, в том числе и системы управления.

Наша главная общая задача – способствовать качественному изменению образования в соответствии с требованиями времени. Уверен, что всё внимание, забота, тепло ваших сердец будут отданы обучающимся, их родителям. 

Завершая свое выступление, остановлюсь еще на одном направлении деятельности системы образования – подготовка образовательных учреждений к началу нового учебного года. Всем известно, что это работа не одного дня, а результат совместных усилий коллективов учреждений в части обеспечения комфортных и безопасных условий для всех участников образовательного процесса. Результатом этой кропотливой работы является полная готовность образовательных учреждений к приему детей с 1 сентября.

Уважаемые руководители образовательных учреждений! Примите искренние слова благодарности, что при ограниченных материальных ресурсах, своими силами вы выполнили огромный объем работ и подготовились к новому учебному году, действительно, как к празднику. 

Уважаемые педагоги!

Хочется пожелать, чтобы новый учебный год стал для всех нас годом исполнения поставленных задач, годом целенаправленной работы над ошибками и новыми творческими достижениями!

Информация
  • Размещено 13.09.2017 21:50
  • Просмотры: 10

Теги