Августовская конференция педагогических работников - август 2022 года

Формирование гражданского становления начинается с раннего детства, с семьи и школы и происходит не вдруг, не в один час.

Гражданское становление - основополагающая идея педагогической деятельности: учить детей самостоятельно мыслить, принимать правильные решения, быть ответственным за свой выбор, передавать им накопленные знания и опыт, формировать в них гармоничную личность, воспитывать высокие моральные и общечеловеческие качества, гражданскую ответственность.

Образовательное пространство города предоставляет возможности для получения образования на всех уровнях общего образования и определяет нашу с вами ответственность за обеспечение современных условий и качественного образованияи воспитания подрастающего поколения.


В качестве ключевых целей и задач совместной работы управления образования г. Йошкар-Олы и  педагогических коллективов муниципальных образовательных учреждений можно выделить повышение роли образовательного учреждения в гражданском становлении и сохранении культурного и исторического наследия подрастающего поколения, доступность и качество образовательных услуг, создание муниципальной системы оценки качества образования и повышение конкурентоспособности учреждений, развитие кадрового потенциала и информационная открытость образования.

Сеть муниципальных образовательных учреждений города Йошкар-Олы включает в себя 102 учреждения.

68  дошкольных  образовательных организаций, которые посещают 16 830  детей.

Систему дополнительного образования детей представляют 4 разных по направлениям деятельности учреждения, в которых занимались более 4 000 воспитанников, в том числе летний оздоровительный центр им. В.Дубинина.

В новом учебном году в 30 школ города придет более 32 000 учащихся, из них, свыше 4 000 (четырех тысяч) первоклассников. За 2021-2022 учебный год количество обучающихся возросло на  5,5 %.

Учитывая положительную динамику демографического прогноза и миграционные процессы в общеобразовательных учреждениях, ожидается дальнейший рост количества учащихся и воспитанников.

К сожалению, сохраняется и обостряется проблема нехватки помещений для организации учебного процесса, учащиеся школ обучались в две смены. Во вторую смену обучались учащиеся 23 общеобразовательных учреждений, что составляет 31,5 % от общего числа учащихся, т.е. 9869 человек.

В 2021 году подготовлена  проектно-сметная документация на строительство школы на 1100 мест в микрорайоне «Восточный».

А также, в настоящее время, готовится проектно-сметная документация на строительство школы в микрорайоне 9 «А».

Мы надеемся, что строительство новых школ слегка разгрузит наши общеобразовательные учреждения.

Дошкольное образование было и остается в фокусе внимания как со стороны органов власти всех уровней, так и со стороны родительской общественности.

Обеспеченность  детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в детских садах достигла 100%.

Приоритетной задачей остается охват дошкольным образованием детей раннего дошкольного возраста.

Охват детей общим образованием в муниципальных общеобразовательных учреждениях составляет – 100%. Успеваемость в муниципальных школах города достигла 96 %. Качество знаний обучающихся составило  49  %.

Одним из значимых индикаторов оценки качества образования продолжает оставаться государственная итоговая аттестация.

Ее проходили 908  человек.

С отличием и медалью «За особые успехи в учении» окончили школу 75 выпускников 11 классов, в прошлом учебном году их было значительно больше – 106 человек.

В отношении  высокобалльных работ (от 90 баллов и более), как и прежде, лидируют с большим отрывом от остальных предметов – русский язык  и обществознание.

Результаты качества знаний, итоги государственной аттестации ставят перед нами задачу повышения качества образования.

С 1 сентября 2022 года вступает в силу новый ФГОС, который  делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы и повышения качества образования. 

Мы все знаем, что к школе предъявляются сегодня высокие требования.

С целью создания оптимальных условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и их социальной поддержки, ведется целенаправленная и систематическая работа по направлению «Одаренные дети».

Во Всероссийской олимпиаде школьников приняло участие 11 856 учащихся из 38 образовательных учреждений. Наибольшее количество участников в школьном этапе олимпиады по математике 1494, по русскому языку  1486, а также по английскому языку и литературе.

К сожалению, количество участников Олимпиады по сравнению с прошлым учебным годом уменьшилось  на  1803 человека (на 13%).

По количеству победителей и призёров муниципального этапа лидирует МБОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы»:  23 победителя и 97 призёров.

В региональном этапе Олимпиады команду города Йошкар-Олы представляли 177 обучающихся 8-11 классов. Учащиеся школ города заняли 40 призовых места, что составляет 25,5 % от числа участников.

8 учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений участвовали в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

Анализ количественного и качественного состава участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников, к сожалению, показывает, что наблюдается снижение и количества, и качества участников. Перед нами стоит задача не только увеличения количества участников олимпиады, но и качество подготовки к ней.

Обозначенные ранее задачи мы не решим без педагогов. В образовательных учреждениях города среднесписочная численность педагогических работников  составляет 2801  единиц, средний возраст – 45-47 лет.

 

Возрастной состав

 

 

до 30 лет

31-40 лет

41-50 лет

51-60 лет

старше 60

 

ИТОГО

2801

260 / 9,2%

503 / 18%

988 / 35,2%

668 / 23,8%

382 / 13,6%

 

Образование

 

 

среднее

средне специальное

высшее

 

ИТОГО

2801

4 / 0,01%

239 / 8,5%

2558 /  91,3%

 

Квалификационная категория

 

 

без категории

соответствие занимаемой должности

I категория

высшая категория

 

ИТОГО

2801

246 / 8,7%

332 / 11,8%

1108 / 39,5%

1198 / 42,7%

 

Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. В школу должен прийти новый учитель, с новым мышлением, способный реализовать поставленные задачи.

В этом году 12 выпускников школ города заключили договоры о целевом  обучении  по образовательной программе высшего образования на педагогические специальности (направления подготовки) с общеобразовательными учреждениями и ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет».

Для выявления педагогически одаренных школьников и формирование у них готовности к профессионально-личностному самоопределению с января 2022 года средние общеобразовательные школы № 1 и № 7 стали опорными площадками для  создания классов с психолого-педагогической направленностью. А  с сентября 2022 года еще в 3 (СОШ № 10, 19, Семеновская СШ) школах будут сформированы психолого-педагогические классы в рамках профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования.

Важным шагом для повышения престижа учительской профессии Президент Российской Федерации В.В.Путин объявил 2023 год «Годом педагога и наставника». Это еще раз говорит о высоком статусе педагогов в нашем обществе, о важности их работы.

Нельзя не сказать об итогах достижений ключевых показателей реализации национального проекта «Образование». Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» реализует свою работу в национальных проектах: «Образование», «Демография», федеральных проектах «Содействие занятости женщин», «Поддержка семей, имеющих детей»  и в региональном проекте «Современная школа».

Вопросы обеспечения высокого профессионального уровня и достойного социального положения педагогов занимают центральное место, поэтому в рамках проекта «Учитель будущего» акцент внимания смещен на внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников.

За 2021-2022 учебный год 1367 педагогический работник муниципальных образовательных учреждений повысили свою квалификацию.

Важным инфраструктурным проектом является проект «Цифровая образовательная среда». Это одно из направлений обеспечения качества общего образования.

С целью реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» на баланс 7 общеобразовательных организаций передано 164 ноутбука для компьютерного класса, 14 базовых робототехнических набора и 2 комплекта полей для соревнований роботов.

Управление образования и муниципальные общеобразовательные учреждения г. Йошкар-Олы присоединились к проекту по внедрению информационно-коммуникационной платформы «Сферум», которая разработана по заказу Министерства просвещения Российской Федерации для использования цифровой образовательной среды в образовательных учреждениях.

Строительство новых школ и детских садов является важным и самым финансово затратным мероприятием проекта «Современная школа».

В 2022 году дан старт инновационной программе по модернизации школьных систем образования.

Целью программы является переход школ на новый качественный уровень обучения посредством проведения капитального ремонта, оснащения современными средствами обучения и воспитания, а также повышения квалификации педагогического состава.

Даная программа имеет обязательное условие - привлечение родительского контроля ко всем этапам реализации на муниципальном уровне. 

В настоящее время в городе Йошкар-Оле функционируют  13 общеобразовательных и 32 дошкольных учреждений с уровнем износа зданий 50 % и выше, которые требуют капитального ремонта.

В 2022 году началась подготовка сметной документации на капитальный  ремонт  муниципальных общеобразовательных учреждений .

В рамках национального проекта «Образование» 1 сентября 2022 года будет запущен детский технопарк «Кванториум» в  МБОУ «Образовательный комплекс «Школа № 29 г. Йошкар-Олы».

В 4 лабораториях: биологической, химической, физической и технологической «Кванториума» смогут обучаться около 600 ребят.

Проект «Успех каждого ребенка» направлен на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей имолодежи.

На 2022-2023 учебный год планируется создание 90 новых мест в  Детско-юношеском центре «Азимут» (туризм), средних школах № 3, 7 (робототехника) с общим охватом детей  90  человек.

Национальный проект «Образование» обеспечивает развитие системы образования по следующим ключевым направлениям:

Развитие инфраструктуры образования;

Профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров

Совершенствование и содержание образования

Возвращение воспитания в систему образования

В настоящее время в культурной жизни нашей страны произошли изменения, обусловившие взрыв интереса к отечественной истории, национальной культуре, утраченным традициям, истокам духовной культуры, фольклору, народным ремеслам.

Решение Президента России Владимира Путина объявить 2022 год - годом культурного наследия народов России направлено на поддержание и развитие самобытных традиций, ремесел и искусств народов России, что является основой мира и согласия в нашем многонациональном государстве.

Воспитание в образовательных организациях нашего города имеет многолетнюю историю и богатые традиции. Учительский и ученический актив имеет положительный опыт участия в городских, региональных и всероссийских конкурсах, олимпиадах, слетах, научно-практических конференциях, семинарах. Кроме того, есть опыт организации и проведения целевых мероприятий и акций.

В учреждениях на сегодняшний день существует целая система традиционных мероприятий. Главной целью этих мероприятий является раскрытие смысла понятий «Любовь к Родине», «Любовь к Малой Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения к своему городу, республике, Отечеству.

В рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» нацпроекта «Образование» во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях с 1 сентября  неделя будет начинаться с государственного гимна и торжественного подъема флага страны, а также  запускается масштабный проект – цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном».

Центральными темами «Разговоров о важном» станут патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и др.

Многое уже сделано, многое ещё предстоит осознать и выполнить. Накоплен большой багаж успехов и побед, которыми мы гордимся, но также определились вопросы и проблемы, которые станут приоритетными:

повышение качества образования;

увеличение охвата обучающихся предпрофильной  и профильной подготовкой, в том числе ранней профилизацией;

максимальное использование в учебном процессе цифровых образовательных  технологий;

 сотрудничество с ведущими компаниями в области IT для повышения квалификации педагогов в данной области.

Реализация всех масштабных задач, которые мы ставим перед собой, зависит от каждого, кто имеет отношение к образованию. Высокое качество образовательных услуг начинается на рабочем месте каждого из нас. От этого зависит и общий результат.

Информация
  • Размещено 10.10.2022 10:54
  • Просмотры: 285

Теги