доклад на августовской конференции педагогических работников города Йошкар-Олы 24 августа 2016 года

Уважаемые коллеги, гости, приглашённые!

Завершился еще один учебный год, насыщенный знаковыми событиями и интересными проектами. Позади – государственная итоговая аттестация выпускников, подготовка к новому учебном году. Мы все вместе справились с поставленными перед муниципальной системой образования задачами.
За эффективное взаимодействие и плодотворную работу разрешите поблагодарить руководителей образовательных учреждений, педагогические коллективы, коллег из Министерства образования и науки Республики Марий Эл, представителей надзорных органов, администрации города, депутатов, профсоюзного актива и родительской общественности. Спасибо!
На августовских педагогических советах в преддверии нового учебного года традиционно педагогическая общественность подводит итоги и определяет основные задачи.
Муниципальная система образования развивается с учетом основных приоритетов региональной образовательной политики и актуальных потребностей общества.
Подчеркну, что долгосрочной целью образования остается повышение его доступности и качества, а главной задачей нового учебного года – движение в этом направлении.
Предлагаю более подробно остановиться на достигнутом и рассмотреть перспективы 2016-2017 учебного года по уровням образования.  
Уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание на приоритеты нового учебного года в дошкольном образовании – это ликвидация очередности, осмысленное внедрение стандарта, повышение квалификации педагогических  кадров.


Для удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования на территории муниципального образования функционируют 66 образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, которые посещает 13 890  дошкольников.  
    На 1 июня 2016 года в управлении образования зарегистрировано 10 005 заявлений на постановку детей на учет по устройству в детский сад, выдано 3 250 путевок. Указ Президента России по обеспечению стопроцентной доступности дошкольного образования детей от 3 до 7 лет по городскому округу выполнен.
    С целью обеспечения доступности дошкольного образования ежегодно открываются дополнительные группы за счет переоборудования кабинетов, изостудий, возврата зданий бывших детских садов, строительства новых детских садов,  рационального использование площадей.
        Введены в действие дополнительные помещения для (ста) 100 детей  («Детский сад № 79 «Колосок»). Всего с 2011 года введено 2 625 дополнительных мест в муниципальных дошкольных учреждениях.
    В 2016-2017 учебном году планируется открыть дополнительно 125 мест.
    Запланировано строительство пристроя к Детскому саду № 49 «Лесная сказка» на 100 мест, строительство нового детского сада на 320 мест в микрорайоне «Восточный», увеличение количества мест на 100 в Детском саду №50 «Солнышко».
    Для обеспечения доступности дошкольного образования активно ведется работа по внедрению альтернативных форм дошкольного образования, открываются группы кратковременного пребывания, адаптационные группы для неорганизованных детей. Такие группы имеются в дошкольных учреждениях: № 2, 6, 10,12, 17, 20, 21, 34, 39, 42, 50, 61, 65, 76, 80.
    Говоря о дошкольном образовании, мы не должны забывать, что для родителей важно не только предоставление места в детском саду, но и качество образовательной среды, психологический комфорт ребёнка в дошкольном учреждении. Это, в том числе, и задача федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования как гаранта качества.
Непрерывно проводится повышение квалификации и переподготовка воспитателей, используется опыт тьюторских площадок по внедрению ФГОС дошкольного образования. Инновационная деятельность осуществляется на базе республиканских инновационных площадок, открытых в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях: № 42 «Кораблик», № 28 «Лукоморье» и Центре «Росток». Во всех детских садах реализуются новые образовательные программы.
Педагогам и родителям сегодня необходимо понимать, что главное в детском саду – не подготовка к школе, а формирование личностных качеств, раскрытие потенциала ребенка, привитие ему желания познавать новое, социализировать  его в сложной окружающей среде.
Высокую оценку деятельности дошкольных организаций города дали участники Первого Всероссийского Форума молодых воспитателей России, проходившего в апреле 2016 года. Форум был организован Общероссийской общественной организацией «Воспитатели России» по инициативе депутата Государственной Думы Ларисы Николаевны Яковлевой.
Современное дошкольное образование должно обеспечивать для любого ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих уровнях образования, наши дошкольные организации с этой задачей справляются успешно.
Самое большое количество изменений и инновационных проектов связано с системой общего образования.
В 2015-2016 учебном году предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам осуществлялось в 29-ти муниципальных общеобразовательных учреждениях с общей численностью учащихся 23 тысячи 213 человек. Численность обучающихся за последние три года неуклонно увеличивается и, согласно прогнозу, эта тенденция будет сохраняться вплоть до 2020 года.
Уважаемые коллеги! Введение федеральных государственных образовательных стандартов на уровне начального общего, основного общего образования остается основным приоритетом.
В городе продолжается поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов. Начальная школа уже сделала свой первый выпуск. Доля учащихся основной школы, обучающихся по стандарту в минувшем учебном году, составила 28,2%.
С 1 сентября 2016 года приступаем к введению федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт работы школ по введению ФГОС основного общего образования в течение учебного года позволяет говорить о повышении уровня научно-методической компетентности учителей.
Первый год работы по новым стандартам показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем:
    Недостаточность оснащения современными техническими средствами  всех учебных кабинетов.
    Нехватка помещений для занятий внеурочной деятельностью.
    Отсутствие финансового обеспечения реализации ФГОС основного общего образования.
Одним из аспектов реализации федеральных образовательных стандартов является обеспечение языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся.
Согласно ФГОС дошкольного образования  образовательная программа каждого дошкольного учреждения содержит раздел, формируемый непосредственно участниками образовательного процесса, где отражена  работа по национально-региональному компоненту. Она включает организацию развивающей образовательной среды: этнокультурная макро- и микросреда (мини-музеи, выставки, галереи с произведениями национального искусства, уголки национальной культуры в группах детей старшего возраста).
В общеобразовательных учреждениях города Йошкар-Олы региональный компонент образования представлен учебными предметами «Марийский (государственный) язык» и «История и культура народов Марий Эл».  Контингент школьников, изучающих марийский (государственный) язык, составляет 7 226 учащихся в 20 общеобразовательных учреждениях города, а историю и культуру народов Марий Эл изучают 16 340 учащихся во всех 28 муниципальных  общеобразовательных учреждениях.
В течение года благодаря нашему министерству образовательные учреждения обеспечиваются учебниками нового поколения.
Образовательные стандарты предъявляют новые требования к качественным результатам обучения. Сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется  формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах Российской Федерации.
    В настоящее время оценочными процедурами Всероссийской системы  качества образования являются:  основной государственный экзамен, единый государственный экзамен, национальное исследование качества образования, Всероссийские проверочные работы. Оценочные процедуры распространяются на педагогических и руководящих работников.
«Объективное проведение любых оценочных процедур - ключевой фактор в повышении качества образования. Нельзя бояться низких результатов, надо их анализировать и использовать в своей работе», - отметил Сергей Кравцов, глава Рособрнадзора.
Осенью ведомство проведет исследование по иностранному языку в 5 и 8 классах, что позволит, в том числе, начать работу по подготовке к обязательным экзаменам по иностранным языкам в рамках государственной итоговой аттестации, которые будут проводиться, начиная с 2020 года.
В 2017 году будет проведено НИКО по основам безопасности жизнедеятельности в 6 и 8 классах, по химии и биологии в 10 классах. Всероссийские проверочные работы в следующем году предстоит написать по русскому языку и математике ученикам 4 и 5 классов; окружающему миру – четвероклассникам; истории и биологии - ученикам 5 классов.
Формирование современной системы оценки качества образования - следующий приоритет развития образования.
Главным критерием оценки качества обучения школьников должна быть оценка динамики изменений результатов обучающихся.
Порядок проведения государственной итоговой аттестации постоянно совершенствуется, а девиз остается неизменным – «За честные экзамены!».
Хочу еще раз подчеркнуть, что основным показателем качества работы образовательных организаций является объективность проведения экзамена. Результаты ЕГЭ, в первую очередь, это основание  для совершенствования методик преподавания предметов, для повышения квалификации учителей. Позволю себе сослаться на позицию Минобрнауки России - не  использовать результаты ЕГЭ как критерий оценки качества работы учителей и начисления стимулирующих выплат, так как освоение образовательной программы школьником – это результат огромной работы всего учительского коллектива в течение всего времени обучения этого школьника.
Что же изменилось в процедуре проведения государственной итоговой аттестации в этом учебном году за курс основной школы?
Впервые учащиеся 9-х классов сдавали четыре экзамена: по обязательным учебным предметам (русский язык и математика), а также по двум учебным предметам по выбору. В минувшем учебном году для получения аттестата об основном общем образовании достаточно успешно пройти ГИА только по русскому языку и математике.
В этом году изменения коснулись устной части экзамена по иностранному языку - девятиклассники сдавали его по технологии единого государственного экзамена.
А сейчас несколько слов о Всероссийских проверочных работах.
В апреле 2016 года Всероссийские проверочные работы по математике, русскому языку и окружающему миру написали учашиеся 4-х классов муниципальных общеобразовательных учреждений г. Йошкар-Олы. Младшие школьники показали почти 100% успеваемость и достаточно высокий результат работ, выполненных на 4 и 5. Результаты вы видите на слайде.
Оценка качества образования – это не только ГИА, ЕГЭ, проверочные работы и национальные исследования качества образования.
Мы также развиваем независимую оценку качества работы системы образования, которая проводится силами общественности и включает в себя:
 -независимую оценку качества подготовки обучающихся и
-независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
На августовской конференции прошлого года в докладе министра образования и науки Республики Марий Эл Галины Николаевны Швецовой было отмечено,  что в городе ещё не сложилась целостная система работы по независимой оценке качества предоставления услуг.
В соответствии с приказом управления образования создан Общественный совет по независимой оценке качества образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений г.Йошкар-Олы, утверждено Положение об Общественном совете.
В апреле 2016 года на первом заседании Общественного совета принято решение провести в сентябре-ноябре 2016 года независимую оценку качества образовательной деятельности общеобразовательных учреждений по общим  критериям. Они приведены на слайде.
Внедрение механизмов независимой оценки качества образовательных услуг стало ведущей задачей развития современного образования. Но само понятие до сих пор вызывает немало дискуссий: независимая от кого? От органов управления образованием, образовательных организаций? Чьим интересам должна служить такая система? Кто может и должен проводить независимую оценку? И, наконец, как относиться к уже полученным результатам по независимой оценке качества, кто и как их может использовать?
Уважаемые коллеги! Модернизация содержания образования продолжает оставаться ключевым направлением деятельности педагогических коллективов в новом учебном году.
Актуальной для школ является работа по новому историко-культурному стандарту. Перед нашей школой стоит сегодня задача обновления исторического образования, обеспечения его соответствия последним научным результатам и стандартам, принятым в историческом научном сообществе.
Концепция школьного филологического образования является одной из мер повышения качества преподавания русского языка и литературы, она нацелена на воспитание духовной личности и укрепление культурно-образовательного единства России. В российскую школу вернулось сочинение. Учителям русского языка и литературы предстоит возродить традиции написания сочинения как самостоятельной творческой работы.
Самое серьезное внимание необходимо обратить на реализацию в школах  Концепции развития математического образования.
Плановая работа по развитию математического образования должна быть организована в каждой образовательной организации, исходя из ключевой идеи концепции – «нет детей, неспособных к математике». Начинать работу рекомендуется с «дошкольной математики», потому что именно в раннем детстве формируются математические и логические представления, и модели деятельности. В конечном итоге, считают профессионалы, математическое образование может стать частью нашей национальной идеи, конкурентным преимуществом страны, а высокая математическая культура граждан – базой для инновационных разработок и нестандартных решений сложных социально-экономических задач.
На этапе общественного обсуждения находится Концепция географического образования. 7 сентября на базе Поволжского государственного технологического университета состоится «круглый стол» по обсуждению Концепции. Надеемся, что городское методическое объединение учителей географии примет деятельное участие в этом мероприятии.
Новым содержанием в минувшем учебном году были наполнены и занятия физической культурой. С 1 января 2016 года начался этап внедрения во всех образовательных учреждениях Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Те, кто учился в школе еще до распада Советского Союза, помнят три заветные буквы – ГТО, или «Готов к Труду и Обороне» .
Комплекс ГТО в школах включает теоретическую часть – это написание тестовых работ и практическую – дети должны сдавать нормативы согласно их возрастному критерию.
В г. Йошкар-Оле  существует около 10 пунктов, в которых любой житель города, начиная с 6 лет, может сдать нормы ГТО.
Тем не менее, эксперимент введения системы ГТО набирает темпы, с сентября 2016 года вдвое будет увеличено количество областей и регионов, втянутых в эту орбиту. А с января 2017 года ГТО перестанет быть экспериментом и заработает в штатном режиме.
Особое внимание в 2016-2017 учебном году будет уделено развитию дворового спорта.
Обновление содержания образования неизменно должно соответствовать запросам экономики города и республики, в частности, возрастающей потребности в рабочих специальностях. Поэтому такие направления деятельности, как расширение профильного обучения, предпрофильной подготовки, организация социального партнерства с профессиональными образовательными учреждениями не должны оставаться вне зоны внимания педагогических коллективов. И не случайно тема первого урока этого учебного  года – «Моя будущая профессия».
Уважаемые коллеги!
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальнейших проблем. В течение 2015 года в системе образования проведена работа по подготовке школ к введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью.
Управлением образования разработан и реализуется план мероприятий по подготовке к введению вышеупомянутых образовательных стандартов, проведён мониторинг условий для реализации ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ в муниципальных образовательных организациях. В 2015-2016 учебном году 105 учителей начальной школы прошли курсы повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Масштаб работы по внедрению ФГОС для детей с ОВЗ предстоит значительный.
Одна из задач современной школы - это выявление и поддержка одаренных и талантливых детей. В городе сформирована и поддерживается творческая среда, обеспечивающая возможность самореализации учащихся.
Работа с одаренными детьми в городе осуществляется через деятельность школьных научных обществ, олимпиадное движение и интеллектуальные состязания. Научные общества сегодня созданы и успешно развиваются в 22 муниципальных образовательных учреждениях. Членами школьных научных обществ являются более 1900 учащихся. Ежегодно в городе проводятся фестиваль школьных научных обществ «Поиск юных» и слёт учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью, «Мы вместе…».
Самым массовым и социально значимым мероприятием с одаренными детьми является Всероссийская олимпиада школьников. Уровень участия городских школьников в Олимпиаде является стабильным, наблюдается положительная динамика, а по количеству победителей и призеров Йошкар-Ола занимает лидирующую позицию. Например, эффективность участия школьников в региональном этапе Олимпиады  в 2015 году составила 37,2%, а в 2016 – 42,7%.  Участниками заключительного этапа в 2016 году стали 22 учащихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. 11 из них завоевали призовые места.
Повышение качества образования невозможно без воспитания и дополнительного образования детей как неотъемлемой составляющей  образовательного процесса.
В части развития дополнительного образования в 2016 году мы  опираемся на Концепцию развития дополнительного образования детей и план ее реализации, которая определяет актуальные и перспективные направления изменения действующей сегодня  системы.
Основной целью развития системы дополнительного образования считаем активизацию работы по вовлечению детей и подростков в деятельность муниципальных бюджетных  учреждений дополнительного образования и  увеличение числа несовершеннолетних, охваченных организованными формами занятости и отдыха в свободное от учебы время.
Муниципальная система дополнительного образования г. Йошкар-Олы состоит из  пяти  учреждений.
Общее количество учащихся на 31 мая  2016 г. составляет –3803  человек.
В преддверии нового учебного года детско-юношеская спортивная школа «Олимп» г. Йошкар-Олы готовится  отпраздновать новоселье. В соответствии с решением Собрания депутатов и администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» спортивная  школа разместится в  здании  спортивного  зала «Спартак». Наличие своих помещений позволит увеличить количество детей, занимающихся спортом, создать более комфортные условия для организации занятий, повысить качество дополнительного образования.
Спасибо администрации города и депутатам, а спортивной школе пожелаем олимпийских побед!!!
Особое место в деятельности общеобразовательных учреждений занимает создание необходимых условий для организации отдыха и оздоровления детей и подростков, обеспечение их занятости в период школьных каникул,
Благодаря финансовой помощи администрации городского округа и Министерства образования и науки Республики Марий Эл, несмотря на ряд трудностей, количество лагерей отдыха, организованных на базе муниципальных образовательных учреждений г.Йошкар-Олы, было не только сохранено, но и увеличилось по сравнению с прошлым годом.
Успешно апробируется деятельность различных видов организации летнего отдыха. В 2016 году в полной мере выполнена работа по организации отдыха в лагере им. В.Дубинина.
В течение летнего периода 2016 года организованными формами было охвачено 98,3 % учащихся.(2015г. – 98,3%).
В завершение этой части доклада хочу заметить. Безусловно, воспитание нельзя уложить в специальные уроки с объяснением нового материала и ответами у доски. Но каждая школа может проводить мероприятия, организовывать интересные детям и родителям события, которые будут иметь воспитательный эффект и обсуждаться в семьях. Яркий пример тому – массовое участие детей и взрослых в акциях «Бессмертный полк», «Свеча памяти».
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» планируется апробирование программ деятельности данного движения в нескольких школах города и республики. В Йошкар-Оле – это школы №9 и 29.
Уважаемые коллеги!
Большая гордость системы образования г.Йошкар-Олы – это педагогические кадры. Сегодня в муниципальных образовательных учреждениях города осуществляют педагогическую деятельность 2440 педагогов, среди них 7 Заслуженных учителей Российской Федерации, 56 Заслуженных работников образования Республики Марий Эл, 457 Отличников народного просвещения, физической культуры и спорта, Почётных работников общего образования Российской Федерации, 38 педагогов – победителей конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Среди педагогов и руководителей - 18 человек имеют ученую степень кандидата наук.
В 2016 году нам необходимо продолжить работу по развитию кадрового потенциала педагогов. Во исполнение Поручения Президента Российской Федерации по результатам заседания Государственного Совета от 23 декабря 2015 года идет формирование национальной системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций. В апреле-мае этого года прошло исследование профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы, учителей математики, годом ранее – учителей истории.
В одном из выступлений Владимир Владимирович Путин подчеркнул: «Система образования должна строиться вокруг сильного, одарённого учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать».
Одно из решений кадровой проблемы – это воспитание будущих учителей из своих выпускников и заключение с ними договоров в рамках целевого приема на педагогические специальности.
В этом учебном году увеличилось количество школ, заключивших договоры со своими выпускниками. Это школы №2, 6, 7, 10, 21, 27 и наши гимназии №4, 14, 26, имени Сергия Радонежского. В рамках республиканской конференции состоялся «круглый стол», на котором была представлена региональная модель целевого приёма, обучения и контрактного трудоустройства по педагогическим направлениям подготовки. Должны меняться стереотипы руководителей образовательных организаций. Если раньше кадрами обеспечивались в любой момент, когда они потребуются, то сейчас руководитель должен заблаговременно заказать подготовку специалиста необходимой квалификации.
Еще один путь решения проблемы подготовки педагогических кадров –  ранняя профориентация школьников на получение профессии педагога.
С целью развития интереса старшеклассников к педагогической профессии Марийский государственный университет проводит педагогическую олимпиаду. В этом году в ней приняли участие учащиеся 10-11 классов школ №7, 9, 21, 24, 27 и гимназии имени Сергия Радонежского. В этом направлении, конечно же, необходимо работать. Возможно, стоит вернуться к организации шефской работы в младших классах, развивать у старшеклассников педагогические наклонности.
Ежегодно учительские ряды пополняются молодыми педагогами. Более 500 молодых специалистов работает в муниципальных образовательных учреждениях. Особое место в адаптации к педагогической профессии занимает деятельность городской Школы молодого педагога. Эта работа осуществляется в тесном взаимодействии с городским комитетом профсоюза работников образования.
Уважаемые коллеги, одна из перспективных задач, поставленных перед образованием Правительством Российской Федерации - создание единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся.
    Несколько слов о работе в автоматизированных информационных системах «Сетевой город» и «Е-Услуги. Образование». Данные системы позволяют оказывать населению муниципальные услуги в электронном виде. Например, комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений с апреля 2016 года осуществляется согласно электронной очереди, сформированной с учетом имеющихся заявлений родителей, законных представителей. Общеобразовательные учреждения на этом этапе формируют единые базы обучающихся и апробируют процесс перевода детей из детского сада в школу. Поэтому необходимо усилить ответственность сотрудников каждого образовательного учреждения за своевременное и корректное заполнение данных о детях.
Вся эта работа важна и является частью реализации государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020).
Коллеги!
Для повышения доступности качественного образования должны быть обеспечены возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену, безопасность и комфортность условий их осуществления..
А в настоящее время в городе Йошкар-Оле функционируют  10 школ с уровнем износа зданий 50 процентов и выше, 28 школ требуют капитального ремонта. Здания школ, спроектированные и построенные в середине прошлого века, сегодня  не отвечают требованиям качества школьных инфраструктур, критериям комфорта и безопасности, требованиям санитарной и пожарной безопасности.
В 2015 - 2016 учебном году в две смены велось обучение в 21 школе.. В первую смену обучалось 79,4% учащихся, во вторую смену – 20,6% учащихся.
Вследствие активного строительства новых микрорайонов города, проблема недостаточной обеспеченности местами в общеобразовательных организациях набирает остроту. Наибольшую потребность в местах в школах испытывают жилые микрорайоны: 9 «В», 9 «Б», «Восточный», «Мирный», «Юбилейный».
В целях повышения качества образования граждан, проживающих на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», развития социальной инфраструктуры новых микрорайонов города разработана муниципальная программа «Комплексное развитие муниципальных учреждений в сфере образования городского округа «Город Йошкар-Ола».
Данной программой предусмотрено строительство (четырёх) 4 новых школ, (четырёх) 4 пристроев к действующим школам, реконструкция, капитальный ремонт существующих зданий образовательных учреждений, с общим количеством  новых мест -7272. На данный момент готовится проектно-сметная документация школы на 825 мест в районе 9-«В».
В ситуации, когда энергоресурсы становятся рыночным фактором и формируют значительную часть затрат бюджета образовательного учреждения, возникает необходимость в энергосбережении, повышении энергетической эффективности зданий, а так же обеспечении эффективного использования энергоресурсов.
Сложившаяся система контроля за потреблением энергоресурсов в образовательных учреждениях, к сожалению, недостаточно стимулирует её работников к обеспечению режима энергосбережения.
В 2016 году при поддержке администрации  города активно проводятся мероприятия по установке современных и автоматизированных систем энергоснабжения в образовательных учреждениях. Рассматривается вопрос о том, чтобы экономия средств оставалась на счету образовательной организации, что позволит направить эти средства на укрепление материальной базы.

Уважаемые коллеги!
В заключение хотелось бы отметить, что сегодня система образования - одна из самых динамично развивающихся отраслей. Практически ежедневно происходят события, существенно меняющие материальную основу образования, содержание образовательного процесса, технологии и методику обучения. Но, как и много лет назад, неизменной остается роль педагога – учить и воспитывать детей.

Наступающий учебный год не будет простым. Нам предстоит приложить максимум усилий, чтобы решить все поставленные перед нами задачи.

Впереди выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, результат которых предопределит будущее республики и страны, в целом. Но, зная ваш потенциал, мы абсолютно уверены в успехе!

С новым Вас учебным годом, исполнения творческих планов и замыслов!

Информация
  • Размещено 01.11.2016 10:26
  • Просмотры: 89

Теги