Доклад начальника управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» В.В.Ускова на городской августовской педагогической конференции 24 августа 2018 года

Уважаемые участники конференции, гости, приглашенные!

Позвольте поприветствовать все педагогическое сообщество Йошкар-Олы в вашем лице и поздравить с наступающим учебным годом!

Каждый прожитый учебный год, вносит что-то новое, возможно, похож и в то же время отличается от предыдущего. Но курс, взятый системой образования в августе, всегда остаётся неизменным. Поэтому сегодня мы с вами в рамках Августовского образовательного форума Республики Марий Эл проводим нашу педагогическую конференцию. 27 августа состоится городской методический день и по традиции - педагогические советы в образовательных организациях дадут старт 2018-2019 учебному году.

В начале своего доклада считаю необходимым обратиться к Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года, которым была обозначена стратегическая задача - обеспечение конкурентоспособности российского образования, вхождение России в число ведущих стран мира по качеству общего образования. Поставленная задача, коллеги, нас ко многому обязывает.

Сегодня, мы подводим итоги работы за минувший учебный год, обсуждаем проблемы и задаем ориентиры развития системы образования в контурах Стратегии социально-экономического развития городского округа «Город Йошкар-Ола».


В центре внимания по-прежнему остаются вопросы

  • создания в системе дошкольного, общего и дополнительного образования условий для получения качественного образования и позитивной социализации детей,
  • обеспечения равных возможностей и условий для детей с особыми образовательными потребностями,
  • развития кадрового потенциала системы образования,
  • повышения эффективности управления системой образования.

 

Остановимся на рассмотрении приоритетных направлений развития. Наиболее крупные изменения происходят в сфере общего образования.

Уважаемые коллеги, сегодня очевидным является то, что без современной инфраструктуры невозможно не только увеличение охвата образованием, но и обновление его содержания и технологий. Реализация данного направления  требует формирования современной цифровой инфраструктуры школ, создания современной образовательной среды средствами дизайна и оснащения оборудованием и мебелью, строительством новых школьных зданий для решения проблемы второй смены и капитальный ремонт зданий существующих образовательных учреждений.

В новом учебном году в школы города придет более 27 000 учащихся, из них, около 3400 первоклассников. По сравнению с прошлым годом численность учащихся увеличилась. Учитывая положительную динамику демографического прогноза и миграционные процессы в общеобразовательных учреждениях ожидается дальнейший рост количества учащихся.

В 2017 - 2018 учебном году обучение в две смены велось в 22 общеобразовательных учреждениях города. Количество детей, обучавшихся во вторую смену, увеличилось до 27 процентов. Перевод образовательного процесса в односменный режим без строительства новых школ не представляется возможным.

Поэтому по распоряжению Правительства Республики Марий Эл 7 сентября 2018 г. планируется проведение электронного аукциона на строительство средней общеобразовательной школы в микрорайоне 9«В» г. Йошкар-Олы. Строительство школы начнется сразу после заключения контракта. Завершение строительства запланировано на 1 июля 2020 г.

Приоритетом нового учебного года остается доступность дошкольного образования. В городе, в отношении детей в возрасте с 3 до 7 лет данная проблема решена не в полном объеме.

Проблема дефицита мест обусловлена не только увеличением  рождаемости, но и большим влиянием миграционных процессов при традиционно высоком уровне плотности населения столицы.

Для удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования на территории городского округа функционируют 64 образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, которые посещает более 15 000  дошкольников. На 1 августа 2018 года  выдано более 3 500 (трёх с половиной тысяч)  путевок детям в возрасте, начиная с трех лет.

Благодаря совместным усилиям Правительства Республики Марий Эл и администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» 12 марта 2018 года возвращено здание бывшего городского Центра занятости населения, проведена полная модернизация здания в соответствии с современными требования, установлено видеонаблюдение.

И уже в преддверии 1 сентября 2018 года количество детей трехлетнего возраста  не получивших путевку в детский сад, уменьшится в 2 раза и будет составлять не более 480 детей, в 2017 году их было более тысячи.

В сентябре 2018 года планируется открытие еще одного нового детского сада №45 «Алые паруса», расположенного по адресу: бульвар Ураева, д. 6. В настоящее время идет комплектование групп согласно электронной очереди.

В первом квартале 2019 года администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» будет рассматриваться вопрос о приобретении вновь построенного детского сада, рассчитанного на 135 мест, в микрорайоне «Спортивный». В период до 2020 года планируется строительство детских садов в микрорайоне «Интеграл» и в микрорайоне «Восточный» на 320 мест каждый, а также строительство пристроя к детскому саду №49 «Лесная сказка».

В ведение управления образования будет передан частный детский сад  «Времена года»  на 100 мест.

         Для обеспечения доступности дошкольного образования активно ведется работа по внедрению альтернативных форм дошкольного образования. Открываются адаптационные группы для подготовки детей к детскому саду. В прошлом учебном году такие группы действовали в 14 детских садах, всего было охвачено 146 детей. Большим спросом у родителей пользуются группы кратковременного пребывания, так называемые группы неполного дня. Открытие таких групп запланировано в детских садах №34, 70, 80, при увеличении спроса количество групп кратковременного пребывания будет увеличено.

         В 2017 – 2018 учебном году в дошкольных учреждениях № 10, 17, 39, 16, 43 продолжали свою работу консультационные центры. Семьи, в которых дети не охвачены дошкольным образованием, имели возможность получить квалифицированные консультации в своем микрорайоне, в специально созданных условиях на базе данных детских садов. Более 40 семей воспользовались этой услугой.

Во всех детских садах укреплялась материально-техническая база, произошли изменения в организации питания (принято единое меню), приобреталось современное оборудование, реализовывались новые образовательные программы.

На сегодня все муниципальные дошкольные образовательные учреждения готовы к началу нового 2018-2019 учебного года.

         По-прежнему, важным направлением в системе общего образования является введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов.

Образовательные стандарты предъявляют серьезные требования к результатам и условиям обучения, которые подвергаются достаточно строгой оценке.

Муниципальные образовательные учреждения принимали участие во всех оценочных процедурах (национальные исследования качества образования, всероссийские проверочные работы, государственная итоговая аттестация).

По итогам прошлых лет у нас в городском округе нет школ со стабильно низкими результатами.

В 2017-2018 учебном году охват детей и подростков от 6,6 до 18 лет общим образованием составил в нашем городе 100%. Успеваемость в школах достигла 99,1%. Качество знаний учащихся составило 49 %.

Одним из объективных показателей качества общего образования по-прежнему остается государственная итоговая аттестация.

968 выпускников муниципальных общеобразовательных организаций успешно прошли государственную итоговую аттестацию по программам среднего общего образования и 1978 учащихся по программам основного общего образования.

К сожалению, в основной период ГИА аттестаты об основном общем образовании получили не все выпускники 9 классов.

Аттестаты о среднем общем образовании получили 968 выпускников. Из них 85 чел. получили аттестат с отличием и медаль «За особые успехи в учении». Все медалисты подтвердили свои знания высокими баллами ЕГЭ.

Анализ результатов ЕГЭ показал, что средние тестовые баллы выпускников муниципальных образовательных учреждений по таким предметам, как русский язык, математика физика находятся на уровне школ республики. Однако, по информатике, английскому языку, истории, географии, литературе – результаты ниже, чем в республике.

Наибольшее количество высокобалльников по русскому языку - это 87 выпускников, из них, 19 – из лицея №28, 17 – из лицея №11, 10 – из гимназии №4. По математике более 90 баллов получили 3 выпускника, 2 – из лицея №11, 1- из гимназии №4.

Ежегодно в ходе проведения государственной итоговой аттестации большая нагрузка ложится на руководителей пунктов проведения экзамена и педагогов школ. Разрешите поблагодарить за сотрудничество всех, кто был привлечен к организации столь масштабного государственного дела.

Результаты ГИА должны стать предметом глубокого коллективного анализа в каждой школе, в методической службе, для осознания пробелов в подготовке обучающихся.

Руководителям образовательных учреждений необходимо организовать подготовку выпускников для успешной сдачи государственной итоговой аттестации в дополнительные (сентябрьские) сроки.

Коллеги! Создание сферы для проявления достижений одаренных ребят – является ключевым направлением развития общего образования. Одной из распространенных форм работы с одаренными школьниками являются  школьные научные общества учащихся. В городе действует 22 школьных научных общества: В системе проводятся научно-практические конференции учащихся: Александровские чтения, «Моя страна - моя Россия», «Корифеи»,  «По стопам Вернадского», Менделеевские чтения, фестиваль научных обществ учащихся «Поиск юных» и слёт «Мы вместе».

На данном слайде мы видим результативность участия наших ребят в 2017-2018 учебном году в интеллектуальных конкурсах и состязаниях различного уровня

Особое место занимает Всероссийская олимпиада школьников.

Уровень участия городских школьников в Олимпиаде является стабильным, а по количеству победителей и призеров Йошкар-Ола занимает лидирующую позицию. Эффективность участия школьников в муниципальном этапе Олимпиады в 2017 году составила 28%. В следующем учебном году образовательным учреждениям необходимо приложить максимум усилий для более принципиальной оценки результатов школьного этапа Олимпиады и направлять на муниципальный этап наиболее результативных учащихся. Эффективность участия в региональном этапе 2018 года по сравнению с прошлым годом увеличилась на 20% и составляет 53%. Лидерами олимпиадного движения среди муниципальных образовательных учреждений на протяжении нескольких лет являются лицей №28, лицей №11 и гимназия №4.

Замечательным начинанием этого года стала поездка наших ребят в г.Саров. В рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между городами и по инициативе Собрания депутатов городского округа «Города Йошкар-Ола» группа школьников г.Йошкар-Олы из лицеев №11, 28, Бауманский, победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, приняли участие в летней проектно-исследовательской смене для одаренных школьников в лагере им.А.П.Гайдара республики Мордовия.

Анализ участия школьников в Олимпиаде показывает необходимость поиска новых форм работы с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности.

Коллеги! Не вдаваясь в проблематику развития специального образования, отметим, что в современных условиях особую актуальность приобретает проблема обеспечения прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на доступное, качественное образование и условий для их социализации. Статистика говорит об увеличении количества таких детей, цифры, подтверждающие это, мы видим на слайде.

В муниципальных общеобразовательных учреждениях по адаптированной программе обучались 462 учащихся. На сегодня реализация адаптированной общеобразовательной программы вызывает большие трудности. В школах отсутствуют специалисты: психологи, логопеды, ассистенты и тьютеры.

Поэтому на ближайший год задача создания условий для инклюзивного образования в школах города приобретает еще большую значимость.

Одним из направлений обеспечения качества общего образования, обозначенного в Стратегии социально-экономического развития городского округа «Город Йошкар-Ола», является поддержка проектов новой технологической среды в системе образования («цифровая школа», электронные учебники), развитие дистанционного образования и образовательных сервисов для учащихся.

В муниципальных образовательных организациях реализуются различные составляющие электронной образовательной среды.

Используется дистанционное обучение, вебинары при повышении квалификации педагогов.

Проводятся он-лайн уроки, используются возможности образовательного портала нового поколения Знайка.ру, электронные формы учебников и электронные приложения к учебникам.

         Рассматривая вопрос качества образования, необходимо отметить, что оно неразрывно связано с появлением и распространением инноваций.

На базе муниципальных образовательных учреждений открыты 12 региональных инновационных площадок. Инновационные проекты реализуются по вопросам воспитания, профессионального роста педагога и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. 12 детских садов принимают участие в Российском проекте Рособрнадзора и Московского городского педагогического университета. Обладателями гранта Правительства Республики Марий Эл среди общеобразовательных организаций, внедряющих инновационные образовательные программы, стали школы №1 и №29. Школа №6 вошла в состав Федеральной сетевой мастерской.

Хочу высказать слова благодарности коллективам, которые активно работают по формированию нового опыта. Это способствует развитию образовательной системы города.

Стратегические задачи развития системы образования обусловливают предельное внимание к условиям кадрового обеспечения образовательных учреждений.

Главным звеном в системе образования является педагогический коллектив, а главным действующим лицом – педагог.

В системе образования города продолжается работа по омоложению кадров. Численность педагогов до 35 лет за последние три года остается стабильной. И в этом учебном году в педагогические коллективы придёт около 50 молодых специалистов.

Для «закрепления» в образовательных учреждениях молодых педагогов необходимо не формально, а содержательно, активно включать в работу вопросы наставничества, обеспечения статуса «молодого специалиста», и психологическое сопровождение. С этой целью в муниципальной системе образования успешно работают и Школа молодого педагога, и Школа наставничества.

         Анализ методической деятельности за 2017-2018 учебный год показал, что происходит обновление системы методической работы в образовательных  учреждениях в условиях введения федеральных образовательных стандартов.

Закономерным итогом профессиональной деятельности педагогов являются результаты аттестации, трансляция лучшего опыта муниципальных образовательных учреждений и участие в конкурсах профессионального мастерства.

В сентябре 2017 г. Сочи на Финальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года-2017»  город Йошкар-Олу и Республику Марий Эл представляла Пахмутова Татьяна Александровна, учитель математики лицея №11. С замечательной победой можно поздравить школу №7. Закиева Ирина Вячеславовна в этом году признана Лучшим учителем марийского языка Республики Марий Эл. Победителем республиканского конкурса «Воспитатель года-2018» стала учитель – дефектолог, логопед детского сада №37 «Красная шапочка» Дружинина Елена Владимировна.

На этом слайде - имена победителей городских конкурсов «Учитель года», «Молодой учитель года» и «Воспитатель года», которые представляли педагогические коллективы средней школы №6, лицея №28 и детского сада №24 «Весняночка».

Победителем конкурса лучших учителей 2018 года стала Оксана Николаевна Васенина, учитель марийского языка школы №21, автор серии учебников по марийскому языку.

В течение 2017-2018 учебного года более 700 педагогов приняли участие в конференциях всех уровней, описание их образовательных практик размещено в различных педагогических изданиях.

В декабре 2017 года управлением образования подписан Меморандум о намерениях сотрудничества между участниками конференции «Эффективные модели управления образованием в городе», а феврале - соглашение о сотрудничестве в рамках проекта «Школы России-партнеры Москвы». Делегация педагогов московских школ побывали в гимназиях №4, 14, школах №5, 29, Бауманском лицее. В электронном ресурсе – «Города России-партнеры в образовании» размещено описание лучших образовательных практик. В новом учебном году мы продолжим работу в рамках этого проекта, и подобные соглашения подпишем с городами Казань и Чебоксары. Нас связывают давние дружеские профессиональные контакты и с Чувашией, и с Татарстаном. Заведующие дошкольных образовательных учреждений Йошкар-Олы и Казани побывали друг у друга по обмену опытом в декабре 2017 года. Высокую оценку деятельности дошкольных образовательных организаций г.Йошкар-Олы дали представители Института развития образования республики Татарстан.

Меняется время, меняются дети – необходимы новые формы работы, креативные идеи, оперативный отклик на запросы детей и их родителей

В системе воспитательной работы в городе в последние годы сделан важный шаг в обновлении содержания.

В связи с подписанием в мае 2017 года Президентом страны указа «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» в новом учебном году большое внимание будет уделяться семейному воспитанию, развитию талантливой молодежи (хоровое движение, шахматы, детское телевидение).

Актуальными задачами нового учебного года в воспитательной работе станут: 

  • повышение роли родительского всеобуча по вопросам безопасности детей в медиапространстве,
  • формирование культуры здорового образа жизни;
  • повышение качества услуг психолого-педагогических служб;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • развитие позитивных социальных практик (волонтерство, самоуправление, Российское движение школьников).

Добровольческое движение - одна из самых актуальных на сегодняшний день тенденций развития. Не случайно 2018 год объявлен годом Добровольца в России. Волонтерское движение в городском округе «Город Йошкар-Ола» активно развивается. В 24 муниципальных общеобразовательных учреждениях г.Йошкар-Олы действуют отряды волонтёров. В данном движении задействовано более 400 волонтеров-активистов.

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы является реализация патриотических программ и социальных проектов. Самым массовым проектом, на сегодняшний день,  является проект «Горящие сердца Йошкар-Олы в действии», реализуемый совместно с Центром лидерской одаренности «Импульс» Дворца Творчества Детей и Молодежи. Проект охватывает  32 класс-команды - 900 учащихся.

С 2017 года в школах города реализуется проект «Никто не забыт, ничто не забыто». В рамках проекта открыты мемориальные доски и экспозиции.

Во всех школах города ведется работа над оформлением Открытой книги памяти участников Великой отечественной войны и локальных войн.

В 2018 году в военно-спортивной игре «Зарница» приняли участие 15 команд. Участники игры показали высокий уровень военной и спортивной подготовки. Команда средней школы № 24 заняла 3 место на Региональном этапе игры.

Активно развивающимся направлением на сегодняшний день является деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». В рамках развития РДШ с 2017 года функционирует муниципальный штаб движения школьников г.Йошкар-Олы. Создана группа муниципального штаба в социальной сети, в которой публикуется информация о деятельности первичных (школьных) отделений РДШ.

По итогам минувшего учебного года были определены лидеры, реализующие направления РДШ, это средние школы № 9, 10, 17, 27, 29, 30 и лицей №11.

Активно развивается также движение «ЮНАРМИЯ». В настоящее время юнармейские отряды имеются в шести муниципальных образовательных учреждениях (школы № 9,16,21,24, села Семеновка, лицей №11). Движение насчитывает 367 человек, 16 отрядов. В средней школе № 16 разработана и внедряется инновационная программа «Юнармейское движение как механизм профилактики развития детей в трудной жизненной ситуации». 

Для развития воспитания в системе образования идет непрерывный процесс развития форм включения детей в различные виды деятельности, в том числе, на основе использования потенциала системы дополнительного образования, которой в этом году исполняется 100 лет

Охват детей услугами дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях составляет 85 %. Сейчас наиболее востребованными становятся техническое направление, спортивное, художественное.

В системе дополнительного образования в прошедшем учебном году было много спортивных результатов.

Мы гордимся командой детско-юношеского центра «Азимут»  занявшей первое место во Всероссийском Первенстве Приволжского федерального округа «Туриада», воспитанником Дворца спорта «Олимп», победителем Первенства Приволжского федерального округа по греко-римской борьбе. Дворец спорта «Олимп» и Детско-юношеский центр «Азимут» подготовили более 300 спортсменов разрядников.

Преподаватели Станции юных техников г. Йошкар-Олы вышли на  всероссийский уровень. В 2018 году провели два значимых мероприятия: Первенство России по авиамодельному спорту в классе радиоуправляемых моделей  и Всероссийскую олимпиаду по авиамодельному спорту.

Центр дополнительного образования (ЦДО) вводит ежегодно новые образовательные программы, организует на базе клубов по месту жительства в каникулярное время лагеря с дневным пребыванием детей.

Есть достижения, но немало и проблем. Основными проблемами, требующими решения в ближайшее время, остаются:

  • несоответствие материально-технической базы современным требованиям,
  • недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов образовательной деятельности.

Уважаемые коллеги, ежегодно актуальным для нас является вопрос организации летнего отыха.

Летом 2018 года организованными формами отдыха и занятости охвачено 22503 учащихся. В июне, августе при муниципальных образовательных учреждениях работали детские лагеря с дневным пребыванием. Всего в летний период организовано 44 лагеря с общим охватом 4288 обучающихся, что на 340 детей больше по сравнению с 2017 годом. Благодарю руководителей образовательных учреждений за организацию летней оздоровительной кампании.

         Лето завершается. Сегодня можно с уверенностью сказать, что муниципальные образовательные учреждения готовы к началу учебного года.

Разрешите выразить огромную благодарность за содействие в подготовке учреждений администрации города и мэру города, который активно участвует в решении всех вопросов системы образования. Отдельно хотел бы сказать спасибо руководителям, педагогическим коллективам образовательных учреждений и родителям, участвовавшим в подготовке школ и детских садов к новому учебному году.

Уважаемые коллеги! Через несколько дней начнется новый учебный год. Детство, как и школьная жизнь, не повторяется. Наши воспитанники от нас ждут помощи, поддержки в своей успешной социализации в обществе и их адаптация после окончания школы – это результат нашей работы.

Разрешите еще раз поздравить вас с наступающим новым учебным годом, Днём Знаний и пожелать здоровья, оптимизма и профессиональных успехов!!!

Информация
  • Размещено 27.08.2018 07:58
  • Просмотры: 37

Теги