С целью создания оптимальных условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и их социальной поддержки, ведется целенаправленная и систематическая работа по направлению «Одаренные дети».

Главные задачи данной работы состоят в следующем:

  • создание системы выявления и отбора одаренных детей;
  • создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
  • разработка и внедрение нового содержания образования, новые формы
    и методы в работе с одаренными детьми;
  • определение путей взаимодействия образовательных учреждений и других структур города в работе с одаренными детьми;
  • обеспечение преемственности в выявлении и развитии одаренности детей.

Для самореализации обучающихся и развития их интеллектуального

потенциала работа ведется по направлениям:

  • Нормативно-правовое - обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности, права и социальную поддержку одаренных детей.
  • Диагностическое - контролирует проведение диагностики одарённых детей, формирование пакета диагностических методик для выявления одаренности, создание банка данных «Одарённые дети».
  • Научно-методическое - обеспечивает внедрение в образовательный процесс технологий здоровьесбережения, информационно-коммуникационных технологий, индивидуального и дифференцированного обучения, направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учетом его склонностей, интересов, учебно-познавательных возможностей.
  • Психолого-педагогическое - включает в себя практическую диагностико-прогностическую и психологическую деятельность.
  • Мотивационное - обеспечивает методическое сопровождение научного общества учащихся.
  • Кадровое направление - обеспечивает повышение квалификации педагогов на разных уровнях.

Характеристика системы  работы с одаренными детьми:

  • психолого-педагогическое сопровождение

Это одно из главных направлений работы - создание условий для

оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий  момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Этапы психолого-педагогического сопровождения:

Диагностический. Его целью является идентификация одаренных детей, изучение их индивидуальных особенностей.

Информационный. Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса. Работа педагога-психолога направлена на повышение уровня теоретических знаний учителей об особенностях психологии одаренной личности, а также на активизацию и развитие профессионально важных качеств педагогов, необходимых для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Развивающий. Целью этапа является гармоничное развитие одаренных детей. Включает в себя организацию, проведение индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для таких детей.

Аналитический. Мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися, который включает в себя анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей работы.

  • психолого-педагогическая поддержка выпускников в условиях

подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

Психолого-педагогическая поддержка выпускников в условиях

подготовки к ОГЭ и ЕГЭ включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.

 Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету.

Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.

Психологическая поддержка старшеклассников при подготовке к ГИА проводится как индивидуально, так и в группах.

Еще одним из направлений работы является работа с родителями «тревожных» детей и с «тревожными» родителями, чтобы предотвратить перенос «тревожного» эмоционального состояния родителя на самого выпускника.

 Педагоги-психологи взаимодействуют  с педагогами (индивидуальные и групповые консультации по запросам), принимают  участие в педсоветах, городских методических объединениях, семинарах и т.д., составляют (совместно с педагогами) рекомендации по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц.

  • внеурочная деятельность с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми состоит как из урочной, так и из

внеурочной деятельности.

Гибкая система дополнительных занятий позволяет всем желающим школьникам заняться проектной деятельностью, развитием творческих способностей.

Как показывает практика, наиболее эффективным методом взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальное занятие с акцентом на его  самостоятельную работу с материалом. За последние годы сложилась определенная система работы с одаренными детьми: конкурсы, олимпиады, турниры, научные общества учащихся, конференции, творческие мастерские, кружки, факультативы и т.д. Эти мероприятия способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся  творческому труду в различных областях, в научной и практической деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что выявление и воспитание одаренных детей занимает важную роль в становлении ребенка, как личности. Внеурочная деятельность выстроена так, чтобы любые индивидуальные особенности детей, их таланты реализовались в разных видах деятельности. 

  • деятельность профильных лагерей, отрядов и т.д. для одаренных детей

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Летний профильный лагерь или отряд  – это специально организованное воспитательное пространство, и главное для педагога – вовлечение ребёнка в творческий процесс, которое оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создаёт атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей.

В Гимназии № 4 им.А.С. Пушкина ежегодно в июне работает

летняя школа для одаренных детей «Открытый мир». Ребята готовятся к олимпиадам, проходят практику по отдельным предметами, собирают материал для проектов под руководствам наставников. Работа ведется индивидуально и в малых группах.

Лицей № 11 ежегодно  осуществляет работу профильных смен летнего лагеря «Эрудит» для учащихся 5-8 классов на базе Санатория «Кооператор», «Олимпиец» для учащихся 3 классов на базе санатория «Каменная речка». Организует  интегрированные предметные недели «Содружество наук» (интеграция с предметами естественнонаучного цикла).

В целях совершенствования системы выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности,  в средней общеобразовательной школе № 15 с 2013 года работает профильный лагерь «Остров РИО» (Радость. Интеллект. Открытия»). Занятия в рамках лагеря включают разбор олимпиадных заданий по математике, английскому языку, обществознанию, русскому языку, биологии, химии, физике всех уровней, выполнение практических и проектных работ. Основные принципы организации учебной деятельности в лагере: обеспечение организации психологического комфорта ребенка на учебных занятиях с целью сохранения его психического, физического и духовного здоровья; создание условий для саморазвития учащихся, выстраивания своей индивидуальной траектории учебной деятельности; обеспечение оптимального сочетания успешности в обучении с интеллектуальным напряжением и преодолением трудностей.

На базе средней общеобразовательной  школы № 19 также работают профильные лагеря:

- детский оздоровительный лагерь «Маленький принц Земли»;

- профильный туристический лагерь «Ветер перемен»;

- профильный лагерь «Юный математик» Профильный лагерь «Юный эколог».

Цель программы летнего профильного лагеря «ЭкоЛидер» на базе средней общеобразовательной школы № 21 создание условий для полноценного летнего отдыха одаренных детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы;  укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание экологической культуры, развития творческих способностей детей.

В летний период  в пришкольном лагере средней общеобразовательной школы № 23 организована смена для одарённых детей. Ребята выбирают темы проектных работ на следующий год, продолжают работу над начатыми исследовательскими проектами, проводят интеллектуальные турниры, викторины, участвуют в дистанционных конкурсах и олимпиадах, в том числе онлайн-олимпиадах и конкурсах.

Обучающиеся 10 классов естественнонаучного профиля школы № 30 для отработки практических навыков занимаются в химических лабораториях школы, а летнюю профильную практику проходят, в том числе на базе ГБУРМЭ «Республиканский клинический госпиталь ветеранов войн».

Учащиеся социально – гуманитарного и информационно – технологического профиля проходят летнюю профильную практику также на базе школы, но с обязательным посещением ВУЗов.

Профильные смены в лагере «Олимпиец» на базе МарГУ проходят для учащихся Лицея № 28, а для учеников образовательного комплекса «Школа № 29» ежегодно организовываются и проводятся Сборы-планирования и  тематические смены в ДОЛ «Кооператор» на оз.Шап.

Участие в профильной смене предоставляет школьникам возможность в свое полное удовольствие заниматься тем, к чему больше всего лежит душа, и на что из-за слишком сложных и насыщенных школьных программ у ребят зачастую не хватает сил и времени.

Универсальность форм работы с одаренными детьми определяется возможностью с помощью профильных смен решать любой спектр и любой уровень сложности различных социальных жизненных задач.

  • деятельность научных ученических обществ

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях и работы школьных научных обществ учащихся.

Поддерживать творческую среду, возможность самореализации школьников через научное общество учащихся стараются многие общеобразовательные организации города.

В средней общеобразовательной школе № 3 продолжает работу научное общество учащихся «Мыслитель», созданное в 2007 году по секциям: начальная школа, филологическая, естественно-математическая, общественных дисциплин.

Каждый учитель работает с группой обучающихся, учит проводить исследования, создавать проекты, выступать. Лучшие проекты, работы представляются на городском, республиканском уровнях. В конце учебного года проводится ежегодная, в этом году XIII Школьная научно-практическая конференция «Старт в науку».

Научное общество обучающихся «Открытый мир», действующее в гимназии № 4, ставит цель - выявление и развитие обучающихся с интеллектуальной одаренностью.

Школьное научно-исследовательское общество обучающихся «Поиск юных» школы № 7 создано в октябре 2006 года. В общество входят  8 предметных кафедр: физико-математическая, лингвистическая, историко-краеведо-правоведческая, естественнонаучная, художественно-эстетическая, социальной психологии и пропаганды здорового образа жизни, кафедра начальных классов. В конце года подводятся итоги календарного года  на школьной научно-практической конференция «Поиск юных».

В школе № 9 действует ШНО «Мыслитель». Занимаясь в ШНО, ребята овладевают навыками исследовательской работы, представляют свои результаты на различных НПК, участвуют в конкурсах. Также проводится ежегодная школьная научно-практическая конференция «Мой первый шаг в науку».

В Лицее № 11  под руководством Лобанов Д.А. работает научное общество лицеистов.  Участники НОЛ принимают активное участие в олимпиадах, предметных неделях, интеллектуальных играх, конкурсах, научно - практических конференциях, в том числе НПК «Александровские чтения», выставках, учебные сборах.

С 1 сентября 2007 года в средней школе № 13 работает научное общество учащихся «Интеллект». С целью помочь ребёнку научиться управлять своей исследовательской деятельностью, т.е. перевести его из режима управления в режим самоуправления, в решении задачи социализации личности, формировании коммуникативных навыков работают предметные секции: экологическое направление, исследовательская и проектная деятельность учащихся начальной школы, филологическое направление,  историко – краеведческое направление. Учащиеся участвуют в школьной научно – практической конференции «Шаг в науку», защищают итоговые индивидуальные  проекты, участвуют в Международных, Всероссийских конкурсах, выступают на республиканских и городских конференциях.

С сентября 2002 года учащиеся 7-11 классов Гимназии № 14 принимают участие в работе гимназического научного общества «Старт в науку»

С 2003 года в школе № 15 функционирует научное   общество «Зеленый мир» под руководством учителя биологии Семёновой С.Н..

Занятия в научном   обществе дают учащимся научно обоснованное понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, помогают выработать способность анализировать факты и материалы, выявить причинно-следственные связи, сформировать практические умения учащихся по анализу различных экологических ситуаций.

Школьники принимают активное участие в республиканских олимпиадах им.А.Красникова и т.д.

Члены школьного научного общества учащихся средней школы № 17 «Veritas» («Истина») принимают участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, различного уровня:

X городской слет научных обществ обучающихся общеобразовательных учреждений г. Йошкар-Олы «Мы вместе…»;

Городской тур игры «Что? Где? Когда?»;

Интеллектуальный эколого-биологический марафон «По стопам Вернадского»;

VII Поволжский форум школьников “Мой первый шаг в науку”;

Фестиваль языков «LINGVA– Территория», (ФГБОУ ВО «МарГУ» факультет иностранных языков);

V Республиканский Малый фестиваль наук «Интеллектуал»;

XVI НПК «Александровские чтения»;

Городской  фестиваль-конкурс  «Весна. Победа. Юность». 

Очень активно работают учащиеся НОУ «Корифеи» школы № 19. На базе школы проводятся: слет представителей научных обществ обучающихся общеобразовательных учреждений города «Мы вместе…»; республиканская научно-практическая конференция «Корифеи»; городская олимпиада по музыке «Гамма».

В школе № 21 целенаправленно реализуется программа развития познавательной активности обучающихся посредством деятельности научного общества «Признание»

С помощью НОУ решается одна из сложных проблем – проблема раннего выявления и развития одарённых детей.  

В работе с одаренными детьми используются современные инновационные технологии: исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные. Результаты творческо-продуктивной деятельности НОУ предъявляются нами на конференциях и конкурсах различного уровня.

Для привлечения учащихся к проектно-исследовательской деятельности, приобретения ими опыта публичных выступлений, повышения мотивации к самоопределению и творчеству в школе ежегодно проводится школьнаянаучно-практическая конференция учебно-исследовательских работ обучающихся «Через познание – к творчеству».

Школьное научное общество учащихся  «Феникс» МБОУ «Средняя школа №23 г. Йошкар-Олы» функционирует с целью выявления и поддержки одаренных и увлеченных основами наук учащихся, стремящихся к научной деятельности.

Работа в НОУ «Феникс»  ведется в двух направлениях, объединяющих разные предметы: естественно-научное (физика, математика, химия, биология, география и др.) и гуманитарное  (русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, право и др.)

Результатом работы НОУ «Феникс» является создание и оформление научно-исследовательских проектов, представленных на конкурсах, форумах, научных конференциях школьников различных уровней.

С целью популяризации науки, организации научно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся в 2007 году в Гимназии № 26 было создано научное общество учащихся «Открытие».

Членом НОУ может стать любой учащийся гимназии, реко­мендованный преподавателем учебного заведения.

Руководящим органом НОУ является совет общества, включающий обучающихся 8-11-х классов, руководителей методических объединений гимназии.

Во главе Совета стоит президент, избираемый на ежегодной кон­ференции из числа учащихся гимназии.

Совет общества во главе с президентом планирует, координирует и осуществляет контроль  над деятельностью предметных секций.

Мероприятия, организованные ШНО «Сова» школы № 27 это:

сетевые ученические сообщества; «круглые столы» по итогам участия членов ШНО в предметных олимпиадах и исследовательских конкурсах; организация и проведение  школьной научно-практической конференции младших школьников «Я - исследователь»; участие в городском конкурсе школьных научных обществ «Поиск юных», муниципальном этапе интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»; проведение мастер-классов «Проектная деятельность» и др.

Школьная научно-практическая конференция «Я исследователь», внутришкольные интеллектуальные игры являются составляющими в работе научного общества школьников «Первые шаги» образовательного комплекса «Школа № 29. Ребята участвуют в городских интеллектуальных играх, республиканском фестивале «Интеллектуал», НПК различного уровня.

Научно-исследовательская деятельность является: мощным средством, позволяющим увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования; одним из методов повышения интереса и соответственно качества образовательного процесса.

  • профессиональная ориентация одаренных детей посредством повышения их мотивации к трудовой деятельности

Выбор профессии обучающимися является одним из судьбоносных

решений в жизни, т.к. выбирая профессию, человек часто выбирает вместе с ней свое будущее, поэтому процесс профессионального самоопределения одаренных детей требует целенаправленного психолого-педагогического сопровождения. Одно из самых важных условий успешной профессиональной адаптации одаренных детей является комплексная и личностно направленная профориентационная деятельность. Конечно,  обеспечение кадровой потребности экономики это предназначение профессионального образования. Однако, в качестве «точек роста» для развития системы профессионального самоопределения обучающихся школ города Йошкар-Олы мы выделяем расширение профильного обучения и предпрофильной подготовки.

В области организации профессиональной подготовки учащихся школа № 15 заключила договор сотрудничества с  ГБПОУ Республики Марий Эл «Марийский лесохозяйственный техникум» по программам профессиональной подготовки по профессии 17530 «Рабочий зеленого строительства». Сотрудники лесохозяйственного техникума на базе школы проводят теоретические  и практические занятия. По итогам профессиональной подготовки, успешной сдачи экзаменов  учащиеся 9-х классов получают свидетельство по профессии «рабочий зеленого хозяйства». Это помогает некоторым выпускникам школы начать свою трудовую деятельность.

Система европейского предпрофильного обучения - «школа-техникум» была рассчитана для обучающихся 8 классов, которые  совместили  обучение в общеобразовательной школе № 10 г. Йошкар - Олы и  престижных  техникумах г. Йошкар-Олы с востребованными специальностями: ГБПОУ РМЭ «Йошкар - Олинский строительный техникум»  обучает по профессии «Маляр», по окончании 760 часов 5 девушек получат свидетельство  об  окончании  курсов;  ГБОУ СПО РМЭ «Автодорожный техникум» обучает 25 юношей (изначально было заявлено 40 человек желающих) по  программе профессиональной  подготовки  профессии «Слесарь по ремонту автомобиля»,  по окончании 360 часов юноши получат свидетельство «Автослесарь 3 разряда»; ГБПОУ РМЭ "Торгово-технологический колледж" обучает по профессии «Пекарь», «Кондитер», по окончании курсов выдаются свидетельства по данной специальности.

На базе Национальной библиотеки им. С.Г.Чавайна   стартовал новый  совместный  проект школы для обучающихся 10 классов  по программе «Помощник библиотекаря»  Завершится данный проект должен получением свидетельства «помощника библиотекаря». В дальнейшем, после получения свидетельства, ребята смогут принимать участие в качестве волонтеров в различных проводимых Национальной библиотекой мероприятиях.

На базе Спасской башни  стартовал  совместный проект   Национального  музея им. Т. Евсеева и школы № 10 по программе «Экскурсовод»

На протяжении трех месяцев обучающиеся 10 класса знакомятся с музейным и экскурсионным делом: узнают историю республики и города, сами обучаются составлять новые экскурсионные маршруты и  проводить экскурсии. Ребята получат не только теоретические знания о работе музея, но и пройдут практику на базе структурных подразделений Национального музея. Завершится данный проект для ребят в первую очередь получением свидетельства по специальности "Экскурсовод",  составлением новых маршрутов  для своих сверстников, участие в качестве волонтеров в значимых для Республики мероприятиях, приуроченных к 100 - летию музея и РМЭ.

На сегодняшний день, система параллельного предпрофильного образования полностью доказала свое преимущество в профессиональном росте личности и востребованности специалистов на рынке труда.

Для организации профессиональной ориентации детей средняя школа № 19 имеет партнерские отношения с учреждениями среднего профессионального и высшего образования: Торгово-технологическим колледжем, Йошкар-Олинским техникумом сервисных технологий, Марийским лесохозяйственным техникумом, Марийским политехническим техникумом, Автодорожным техникумом, Марийским государственным университетом, ПГТУ, Бизнес – инкубатором.

Обучающиеся 9 и 11 классов школ города участвуют в профориентационных мероприятиях, проводимых учебными заведениями Республики Марий Эл и России и принимают участие в следующих мероприятиях, направленных на профессиональное самоопределение и повышение мотивации к трудовой деятельности:

1. Всероссийская профессиональная диагностика-2019

2. Единый день профориентации «Мир профессий» для 9-х и 11-х классов;

3. Тест драйв МарГУ. участие в проекте «Проектория» (в течение всего года): «Как создаётся хайп?»; «Спасатели»; «Школа завтрашнего дня»; «Кто у руля?»; "Авиация"; "Кино"; "Энергетика"; "Инженерные профессии»; "Люди, которые меняют мир"; "Сделай громче".

4. День открытых дверей ПГТУ;

5. День открытых дверей МарГУ;

6. Национальный чемпионат «Молодые профессионалы» WORLDSKILLS RUSSIA. Участие в закрытии VII регионального чемпионата «Молодые профессионалы Worldskills Russia»

7.В рамках профессиональной ориентации были организованы встречи с представителями различных ведомств: УФСБ России по РМЭ, воинской части, ИК № 6, Банк России, вузы РМЭ, КАИ, Синергия, ПГТУ, МарГУ, МОСИ и других средних профессиональных и высших заведений.

  • организация работы по содействию в трудоустройстве после окончания обучения, в том числе обучение по целевому приему

Одаренные дети часто вынуждены определяться в профессиональном отношении раньше своих сверстников. Они не только ускоренно развиваются, но и нередко уже в юном возрасте концентрируются на определенной области науки, искусства, спорта.

В данном направлении организована работа с Марийским государственным университетом, выпускники школ получают целевые направления на педагогические специальности и будут трудоустроены по окончании вуза (по целевым направлениям в 2019 году обучаются 7 человек), а также для  выпускников кадетских классов в вузы МВД России (Саратовская  юридическая академия, Нижегородская академия права).

Взаимосвязь общеобразовательных учреждений с другими учебными заведениями

Проблема развития одаренности учащихся требует постоянного совершенствования не только методик преподавания, но и теоретических знаний, связанных с современными исследованиями науки, что обусловило необходимость обратиться к сотрудничеству с другими образовательными учреждениями.

Преимуществом предложенного взаимодействия является возможность привлечения специалистов для совершенствования организации образовательного процесса, высококвалифицированных преподавателей вуза, участия школьников в научных исследованиях; создание дополнительных условий по поддержке и развитию одаренных детей; повышение качества образования и квалификации педагогических кадров школы. Совместная деятельность направлена на достижение общей цели, решение общих задач, позволяет всем субъектам объединить ресурсы, способствует созданию профессиональных педагогических сообществ, предоставляет обучающимся доступ к интегрированным образовательным ресурсам, даёт возможность увеличить образовательный потенциал, расширяет возможности построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Школы города взаимодействуют со многими образовательными учреждениями города, региона и страны:

учреждениями дополнительного образования:

Дворец творчества детей и молодежи РМЭ, ДШИ при колледже культуры и искусства им.И.С. Палантая, ЦДО (Клубы «Дружба»», Юность», «Эврика»); ДЮЦ «Азимут» и «ДЮЦ «Роза ветров», Центр татарской культуры.

По договору сетевого взаимодействия с ГБОУ ДО Республики Марий Эл «Детский эколого-биологический центр» в рамках инновационного проекта федерального уровня "Обновление содержания экологического образования детей на основе системы сетевого взаимодействия с использованием ресурсов негосударственного сектора" работает средняя школа № 17,

Договор о сотрудничестве с  "Дворец спорта "Олимп" заключен со средней школой № 12: организован шахматный кружок, проводятся школьные турниры, ребята участвуют в соревнованиях по шахматам на различном уровне, и договор о сотрудничестве со «Школа искусств "Радуга" о проведении совместных уроков по технологии, экскурсии, посещение занятий.

Средняя школа № 6 активно взаимодействует для вовлечения одаренных учеников в творческие виды деятельности с МАУК «Дворец культуры Российской армии», МБУ ДО «Детская школа искусств № 2 г. Йошкар-Олы» и МБУ ДО «Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы».

Школа № 7 тесно сотрудничает с такими организациями как библиотека им. Колумба, филиал библиотеки № 3, музей истории г. Йошкар-Олы, выставочный зал «Радуга».

Главное управление МЧС России по Республике Марий Эл, Региональное отделение ДОСААФ России по РМЭ и ВДЮОД «Школа Безопасности» в течение года очень тесно сотрудничали со школой № 24.

Кроме того, многие ребята обучаются на сессиях в Руэмском многопрофильном лицее-интернате.

СПО (училища, колледжи и др.):

«Автодорожный техникум»; «Йошкар-Олинский медколледж», «Марийский радиомеханический техникум»; «Строительно-промышленный техникум», «Оршанский многопрофильный колледж им. И.К.Глушкова»,  «Политехник», «Марийский лесохозяйственный техникум», «Торгово-технологический колледж», «Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий», «Йошкар-Олинский технологический колледж» (совместно с Лицеем № 11 реализуется дополнительная общеобразовательная программа «Технология создания игрового персонажа»).

высшими учебными заведениями:

Учащиеся 11 классов ( 88 человек) Гимназии  им.С.Радонежского, средних  общеобразовательных  школ № 1, 20, Семеновской  школы им. В.С.Архипова взаимодействуют с Марийским государственным университетом в рамках работы центра поддержки и сопровождения дистанционного обучения в школах. Университет предоставил образовательным учреждениям бесплатный доступ к системе MoodleМарГУ.

Стартовал первый за историю совместной деятельности опорного ВУЗа РМЭ - "Волгатех" (кафедра строительства и архитектуры) и средней школы № 10.

Обучающиеся  7 классов до окончания 9 класса будут обучаться азам компьютерного 3 D моделирования, проектированию  объектов, графики, моделирования и живописи, будут постигать новые для них предметы под руководством педагогического состава ВУЗа, и студентов.  Это  замечательная  возможность  получить  сертификаты "помощника архитектора" и сделать  свой  профессиональный  выбор  по  окончании  9  классов. Обучающиеся 10-х классов

Ученики Гимназии № 14 посещали спецкурсы «Инженерная графика», «Информатика», «Физика» на базе Поволжского государственного технологического университета.

Межвузовский центр воспитания и развития талантливой молодежи в области естественно-математических наук «Физтех-центр» проводит олимпиады и конференции с участием обучающихся Лицея № 11.

Средняя общеобразовательная школа № 3 взаимодействует с Голицынским пограничным институтом Федеральной службы безопасности России, Военно-космической академией имени А.Ф.Можайского, Казанским высшим танковым училищем.

Также организована взаимосвязь школы № 15 с государственными органами Республики Марий Эл. Составлены Дорожная карта мероприятий  с  Отделением — Национальный банк по Республике Марий Эл Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации и Дорожная карта мероприятий с Конституционным судом РМЭ.

Деятельность по совершенствованию  педагогического мастерства  педагогических кадров для организации работы с одаренными детьми

Для работы с одаренными детьми современный учитель должен владеть высоким уровнем специальных профессиональных, психолого-педагогических и личностных компетентностей (высокий уровень профессиональной подготовки, знания в области общей, возрастной психологии, методики диагностики личности ребенка, методики корректировки деятельности и т.д.).

Критерии отбора учителей для работы с одаренными детьми: активная научно-методическая деятельность; стремление к самообразованию и самосовершенствованию; высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность; наличие организаторских способностей и непрерывное повышение квалификации кадров по работе с одаренными и высокомотивированными детьми

К педагогу как к личности и как к профессионалу при работе

с одаренными детьми  предъявляются высокие требования:

  • моделировать программы, удовлетворяющие требованиям какодного ученика, так и целой группы;
  • создавать ситуацию комфорта и удовлетворенности в аудитории, применять стандартные и инновационные технологии обучения;
  • в каждом ученике видеть уникальность, поднимать уровень адекватной

оценки себя и других, направлять на уважительное сотрудничество;

  • поощрять креативность и поддерживать все новое и неопробованное;
  • поднимать планку интеллектуально – мыслительной деятельности;
  • уважать индивидуальность ученика.

В связи с этим можно выделить следующие направления по совершенствованию педагогических кадров для организации работы с одаренными детьми:

  • курсы повышения квалификации;
  • деятельность методических объединений;
  • школа педагогического мастерства;
  • семинары – практикумы;
  • вебинары и медианары;
  • мастер-классы;
  • педагогические тренинги;
  • «круглые столы» по обмену опытом и мнениями;
  • конкурсы профессионального мастерства;
  • выставки творческих достижений педагогов;
  • самообразование

        Педагоги школ прошли курсы повышения квалификации по проблеме одаренности: «Работа с одаренными детьми на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности»; «Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть ООП».

В школах проводятся семинары: «Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся в общеобразовательной школе» (СОШ № 7); «Одаренные дети и особенности работы с ними» (Гимназия № 14); методический семинар «Одаренные дети и особенности работы с ними» (СОШ № 21); «Психологические особенности одарённых детей» «Одарённые дети: выявление-развитие-обучение»  (СОШ № 24).

Представление опыта работы педагогов, работающих с одаренными детьми (семинары, конференции и т.д.)

Международный

  • IV Международная научно-теоретическая конференция «Коммуникационные тренды в эпоху постграмотности: полилингвизм, мультимодальность, поликультурность».
  • Международная педагогическая он-лайн конференция «Использование современных педагогических технологий в обучении»
  • Международная педагогическая он-лайн конференция «Зависимость у подростков: виды, причины, рекомендации»
  • Международная конференция по управлению бизнес-информацией
  • ( 35-я IBIMA) Севилья, Испания
  • Международная  научно-практическая  конференция «Этнопедагогический подход к формированию личностных универсальных учебных действий обучающихся»

Всероссийский уровень

  • XII Всероссийская научно-практическая конференция «Начальная школа: проблемы и перспективы» («Метапредметные результаты в начальной школе как основа формирования функциональной грамотности»; «Социальное партнерство семьи, школы и социума как фактор развития младшего школьника»; «Современные образовательные технологии»; «Формирование орфографической зоркости у учащихся начальной школы»; «Технология развивающего обучения на занятиях психологии в начальной школе»)
  • IV всероссийская НПК «Современные проблемы школьного образования»
  • IV Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Актуальные вопросы формирования межкультурных компетенций в современном образовании»
  • Всероссийская он-лайн конференция «Качество образования: Педагогика и психология
  • Всероссийский Конкурс лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидеры ХХ1 века» (: место по России – 29 школа)
  • Всероссийский Проект «РДШ – территория самоуправления»,  
    (2 команды победители Регионального этапа, выход на Всероссийский этап)

Республиканский уровень

  • Республиканский  научно-практический семинар «Формирование общекультурной компетенции будущих учителей начальных классов средствами материалов родного края».
  • Республиканский практико-ориентированный семинар «Смысловое чтение учебного текста на уроках естественно-научного цикла» (на базе МОБУ «Медведевская СОШ № 3 с углублённым изучением отдельных предметов им. 50-летия Медведевского района).
  • Республиканский методический семинар «Преемственность в системе «школа-вуз» как способ решения проблем подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации.
  • VII Республиканская научно-практическая конференция «Педагогическая премьера»
  • XV Межрегиональная научно-методическая конференция «Современное математическое образование: концептуальные подходы и стратегические пути развития,  г.Саратов,
  • Межрегиональный методический семинар «Организация этнокультурной познавательно-творческой деятельности в условиях гимназии» на базе МБОУ «Гимназия №14 г. Йошкар-Олы»  
  • «Внедрение финансовой грамотности в школьную программу» выступление перед слушателями курсов Марийского института образования Малкова Н.В., учитель обществознания школы № 15
  • Республиканский  практико-ориентированный  семинар в Медведевской школе №3 «Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии» (учитель биологии Семёнова С.Н. сош № 15)
  • Республиканский семинар «Учебная мотивация-фактор развития познавательных способностей учащихся»
  • XI Республиканская научно-практическая конференция по общественным дисциплинам «Моя страна – моя Россия» при поддержке ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» (на базе СОШ № 21)
  • Республиканский семинар «Практика обучения русскому языку в поликультурной среде»
  • Республиканский методический семинар для учителей общеобразовательных учреждений «Преемственность в системе «школа-вуз» как способ решения проблем подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации»
  • Республиканский семинар  "Инструменты решения проблемы понимания текстов: образовательные технологии деятельностного типа и универсальные учебные материалы"
  • XXVI Республиканской научно-практической конференции «Марийское краеведение: опыт и перспективы развития»

Городской

  • Семинар «Построение образовательного пространства на основе системно-деятельностного подхода» (Полякова Т.В., учитель русского языка и литературы сош № 17 - выступление «Музейная педагогика как форма реализации системно-деятельностного подхода»)

Школьный уровень

  • Семинар для учителей начальных классов, изобразительного искусства, студентов  ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» по теме  «Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства» (Гимназия № 4)
  • Семинар для классных руководителей 7-8 классов «Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся в общеобразовательной школе» (СОШ № 7)
  • Семинар: «Индивидуальный подход к обучению  – проблемы, поиск, результаты» (СОШ № 12)
  • Методический семинар «Развитие функциональной грамотности обучающихся предметами естественно-научного цикла» (СОШ № 15)
  • Методическая учеба «Детская одарённость как одно из приоритетных
  • направлений программы развития школы» (Свинцова Н.В., педагог-психолог школы № 19)

Публикации:

СОШ № 6

  1. Дзюба И.А., учитель иностранного языка, опубликовала ряд статей в сборнике открытого Всероссийского форума преподавателей иностранных языков «Иностранный язык – новому поколению профессионалов», участник Total English
  2. Лытус О. А., учитель химии, биологии и экологии, опубликовала на сайте infourok.ru методическую разработку – биологическая викторина «Биология + Литература»

СОШ № 15

  1. Данилов С.Н., учитель английского языка, опубликовала  статью в рамках  научно-практической конференции «XIX Глушковские чтения» «Использование технологии интерактивного обучения для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка».

СОШ № 27

  1. Воробьева Е.А., учитель математики, публикация материалов в Сборнике XV Межрегиональной научно-методической конференции, г. Саратов, ГАУ ДПО «СОИРО» «Особенности использования технологии проектно-исследовательской деятельности как способ повышения эффективности преподавания математики»
  2. Чернецова Е.В. Публикация методической разработки на ИНФОУРОК с рецензией«Молодой педагог и современное поколение детей»
  3. Поздняк Н.А., 15 Межрегиональный фестиваль учителей-словесников

     “Открытый  урок” (Чувашский ИО). Разработка материалов к уроку-

     практикуму подготовки к устной части ГИА.

  1. Кожевникова Е.А. Всероссийский конкурс к 160 –летию А.Чехова  

«Вселенная - Чехов». Методическая разработка урока по творчествуА.П. Чехова

  1. Кожевникова Е.А. «Информационный калейдоскоп». Разработка и публикация внеклассного мероприятия по информатике и ИКТ «Информационный калейдоскоп» на образовательном портале «Просвещение».

Проведены городские мероприятия в разрезе следующих видов

одаренности: интеллектуальная, творческая, спортивная, социальная

Интеллектуальная одаренность

          В первую очередь необходимо отметить, что на современном этапе развития  общества и, образования, в частности, детям всех возрастов предоставляется достаточно возможностей для реализации своего интеллектуального и творческого потенциала.

          Научно-исследовательская деятельность учащихся организуется, как правило, через школьное научное общество, существующие в 18 образовательных учреждениях.

В рамках программы организовывается участие одаренных детей в региональных областных, окружных, всероссийских, международных конкурсах, форумах, конференциях, фестивалях.

Творческая одаренность

Мероприятия в рамках работы «Одаренные дети» направлены на выявление способных детей и их дальнейшую поддержку и развитие.

Технологии организации творческой деятельности одаренных детей  включают в себя: 

  • индивидуальное и групповое обучение по программам творческого развития в определенной области,
  • использование проектных методик,
  • технологии педагогического сопровождения и наставничества,
  • очно-заочные школы,
  • детские научно-практические конференции, семинары,
  • творческие лаборатории, мастер-классы,
  • система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад,
  • каникулярные сборы, лагеря.

Физическая одаренность

В данном направлении усилия образовательных учреждений и системы дополнительного образования объединены по формированию положительного отношения к физической культуре и спорту.

Учащиеся, имеющие высокий уровень учебной мотивации, дополнительно занимаются в спортивных секциях. Одаренные дети направляются в ДЮСШ, в которых дети развиваются под руководством профессиональных тренеров – преподавателей.

Одаренные дети участвуют в региональных областных, окружных, всероссийских, международных соревнованиях и сборах. Регулярно занимаются и отдыхают в спортивно-оздоровительных лагерях.     

Социальная одаренность

В ряде школ города работает «Школа лидера», программа которой включает в себя мероприятия, формирующие социальную активность учащихся.

Всероссийская акция «Я-гражданин России» предоставляет возможности для развития социальной одаренности учащихся общеобразовательных учреждений. Данная акция вызывает интерес и пробуждает социальную активность ребят.

 

Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей эффективно если:

  • детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;
  • создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
  • выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников;
  • структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.
Информация
  • Размещено 21.07.2020 12:20
  • Просмотры: 732

Теги