С цельюсоздания оптимальных условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и их социальной поддержки, ведется целенаправленная и систематическая работа по направлению «Одаренные дети».

Главные задачи данной работы состоят в следующем:

  • создание системы выявления и отбора одаренных детей;
  • создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
  • разработка и внедрение нового содержания образования, новые формы
    и методы в работе с одаренными детьми;
  • определение путей взаимодействия образовательных учреждений и других структур города в работе с одаренными детьми;
  • обеспечение преемственности в выявлении и развитии одаренности детей.

Для самореализации обучающихся и развития их интеллектуального

потенциала работа ведется по направлениям:

  • Нормативно-правовое - обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности, права и социальную поддержку одаренных детей.
  • Диагностическое - контролирует проведение диагностики одарённых детей, формирование пакета диагностических методик для выявления одаренности, создание банка данных «Одарённые дети».
  • Научно-методическое - обеспечивает внедрение в образовательный процесс технологий здоровьесбережения, информационно-коммуникационных технологий, индивидуального и дифференцированного обучения, направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учетом его склонностей, интересов, учебно-познавательных возможностей.
  • Психолого-педагогическое - включает в себя практическую диагностико-прогностическую и психологическую деятельность.
  • Мотивационное - обеспечивает методическое сопровождение научного общества учащихся.
  • Кадровое направление - обеспечивает повышение квалификации педагогов на разных уровнях.

Характеристика системы  работы с одаренными детьми:

  • психолого-педагогическое сопровождение

Это одно из главныхнаправлений работы- создание условий для

оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий  момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Этапы психолого-педагогического сопровождения:

Диагностический. Его целью является идентификация одаренных детей, изучение их индивидуальных особенностей.

Информационный. Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса. Работа педагога-психолога направлена на повышение уровня теоретических знаний учителей об особенностях психологии одаренной личности, а также на активизацию и развитие профессионально важных качеств педагогов, необходимых для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Развивающий. Целью этапа является гармоничное развитие одаренных детей. Включает в себя организацию, проведение индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для таких детей.

Аналитический.Мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися, который включает в себя анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей работы.

Цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся, имеющих различные формы проявления детской одаренности, - создание оптимальных условий для личностного и социального развития таких детей.

Консультации для педагогов:

«Особенности проявления одаренности детей и создание условий для их развития»;

«Эффективные приемы развития познавательной активности с учетом возрастных особенностей и способностей школьников»;

«Формирование учебной мотивации на уроках в начальной школе». 

Консультации для родителей «Если ваш ребенок одарен».

Семинары:

«Одаренность: понятие; виды одаренности»

 

Родительские собрания:

«Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников»;

«Формирование учебной мотивации»;

«Развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления младших школьников»;

«Легко ли быть одаренным ребенком».

«Способности ребенка. Как их распознать?»

«Роль семьи для развития потенциальных возможностей ребенка»

«Формирование учебной мотивации»

Диагностикавыявления вида одаренности детей с учетом возрастных особенностей.

Создание и уточнение «базы данных» с учетом творческих способностей учащихся, результатов школьных олимпиад.

Групповые развивающие занятия с одаренными детьми по развитию креативности.

Детский телефон доверия.

Службы психологической помощи.

  • психолого-педагогическая поддержка выпускников в условиях

подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

Психолого-педагогическая поддержка выпускников в условиях

подготовки к ОГЭ и ЕГЭвключает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.

 Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету.

Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.

Психологическая поддержка старшеклассников при подготовке к ГИА проводится как индивидуально, так и в группах.

Еще одним из направлений работы является работа с родителями «тревожных» детей и с «тревожными» родителями, чтобы предотвратить перенос «тревожного» эмоционального состояния родителя на самого выпускника.

Педагоги-психологивзаимодействуют  с педагогами (индивидуальные и групповые консультации по запросам), принимают  участие в педсоветах, городских методических объединениях, семинарах и т.д., составляют (совместно с педагогами) рекомендации по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц.

Консультации:

«Как снизить тревожность во время экзаменов»

«Снятие тревожного состояния»

Родительские собрания:

«Роль родителей при сдаче ЕГЭ»

«Как помочь ребёнку преодолеть стрессовое состояние?»

«Психологическая подготовка учащихся, педагогов и родителей к ГИА»

«Психологические особенности подготовки к ЕГЭ  и ОГЭ».

«Как противостоять стрессу».

Классные часы:

«Как нужно готовиться к ГИА»

«Детская психологическая травма»

«Прокачай свой мозг: пять способов активизации мозговых ресурсов»

Стратегия выбора профессии

«Путь к успеху»

«Адекватная оценка и самооценка»

«Умение регулировать эмоциональное состояние»

«Развитие коммуникативных способностей»

Тренинги:

Психологическая подготовка обучающихся к ГИА и ЕГЭ

«Умей владеть собой»

«ОГЭ: с чувством, с толком, с расстановкой»

«Как сохранить спокойствие»

«Экзамен без стресса»

Памятки по профилактике стрессовых состояний для учащихся, родителей, педагогов в период подготовки и сдачи экзаменов:

«Профилактика стрессовых состояний»

«Владеть собой»,

«Накануне экзамена»,

«Рекомендации родителям»

Групповые занятия:

«Как готовиться к экзаменам»

«Как научиться сдавать экзамены»

«Способы саморегуляции в стрессовой ситуации». Сказка «Страус»

Онлайн-марафон:

 «Домашний час»

Диагностика:

«Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний»

«Твоё самочувствие накануне экзаменов»

  • внеурочная деятельность с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми состоит как из урочной, так и

внеурочной деятельности.

Гибкая система дополнительных занятий позволяет всем желающим школьникам заняться проектной деятельностью, развитием творческих способностей.

Развитие способностей в школе во внеурочной системе рассматривается в трёх формах: индивидуальной, групповой и массовой. Все эти формы взаимосвязаны друг с другом.

Как показывает практика, наиболее эффективным методом взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальное занятие с акцентом на его  самостоятельную работу с материалом.

За последние годы сложилась определенная система работы с одаренными детьми: конкурсы, олимпиады, турниры, научные общества учащихся, конференции, творческие мастерские, кружки, факультативы и т.д.Эти мероприятия способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся  творческому труду в различных областях, в научной и практической деятельности.

Внеурочная деятельность с одарённымидетьми  в школе реализуется по различнымпрограммам: «Чудесный мир», «В мире умных книг», «Загадки языка», «Умелые ручки», «Здоровье», «Проектная деятельность: школьные проекты с применением информационных технологий», «Вместе мы – одна страна», «Занимательная информатика», «Умелая хозяйка» «Умелый хозяин» и др.

Ведётся планомерная работа по проектной деятельности:

В рамках Федеральной сетевой площадки велась работа над проектом «Проектная деятельность младшего школьника по направлению ИК-технологий в процессе реализации содержания УМК «Перспектива» (АО «Издательство «Просвещение»), а также провела два всероссийских вебинара «Эпическое творчество народов РМЭ. Национальные герои».

Создавались авторские коллективные и индивидуальные проекты  (на материале традиционной культуры) и «Детский игровой фольклор». Создание обучающимися начальной школы авторских коллективных и индивидуальных проектов (на материале традиционной (фольклорной) культуры)» (май 2021).

В ходе подготовки к вебинарам обучающиеся привлекались к проектной деятельности, создавая такие продукты, как видеоролики, фотоколлажи, презентации, проводили игры с одноклассниками.создавали видеоролики, посвященные подвижным играм, работа велась в рамках наставничества по форме «Ученик-ученик», где в роли наставников для учащихся 4 класса выступили ученики 11 класса.

Обучающиеся принимают активное участие в различных конкурсах, конференциях,  олимпиадах:X Республиканскойнаучно-практической конференции«Корифеи»; Научно-практической конференции «Александровские чтения»; IX Поволжском научно- образовательном форуме  школьников «Мой первый шаг в науку»; Интерактивной олимпиаде по истории России для 6-х классов «Рыжий кот»; Литературном конкурсе «Живая классика»; Конкурсе исследовательских работ и проектов  «Первые шаги»; «Юный предприниматель» на платформе «Учи.ру»; Республиканском конкурсе исследовательских работ «Край родной марийский» и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что выявление и воспитание одаренных детей занимает важную роль в становлении ребенка, как личности. Внеурочная деятельность выстроена так, чтобы любые индивидуальные особенности детей, их таланты реализовались в разных видах деятельности. 

  • деятельность профильных лагерей, отрядов и т.д. для одаренных детей

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Летний профильный лагерь или отряд  – это специально организованное воспитательное пространство, и главное для педагога – вовлечение ребёнка в творческий процесс, которое оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создаёт атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей.

Старшеклассники МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»    в июне-августе  2021 г. (59 детей) отдохнули в кадетской смене в лагере «Авангард».

 

В МБОУ «Гимназия № 4 им. А.С. Пушкина» ежегодно в июне работаетлетняя школа для одаренных детей «Открытый мир». Ребята готовятся к олимпиадам, проходят практику по отдельным предметами, собирают материал для проектов под руководствам наставников. Работа ведется индивидуально и в малых группах.

На базе комплекса «Чудо-кони» (д. Большой Шаплак), проводятся выездные отряды предусматривающие интерактивную работу, дебаты, философское дело и другие формы работы для учащихся МБОУ «СОШ № 5 «Обыкновенное чудо».

При пришкольном летнем лагере дневного пребывания детей в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» действует профильный отряд «Юный вожатый». Ребята под руководством педагогов получают знания по программе «Школа юных вожатых».

МОУ «Лицей № 11» ежегодно  осуществляет работу профильных смен летнего лагеря «Эрудит» для учащихся 6-7 классов на базе Санатория «Кооператор».

Учащиеся прошли подготовку по следующим программам:

«Нескучная география» (практико-ориентированные занятия)

Математический горизонт (решение олимпиадных задач)

Технологии и профессии (информатика).

В Лицее традиционно организовывается проведение   интегрированных предметных недель «Содружество наук»  (интеграция с предметами естественнонаучного цикла):

Неделя физики, математики + биологии, экологии, химии.

Неделя географии + русского языка и литературы

Неделя иностранного языка + информатики и технологии

Неделя истории, обществознания + физкультуры, ОБЖ

Неделя предметов начальной школы + музыка, ИЗО

В целях совершенствования системы выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности,  в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» с 2013 года работает профильный лагерь «Остров РИО» (Радость. Интеллект. Открытия»).  Занятия в рамках лагеря включают разбор олимпиадных заданий по математике, английскому языку, обществознанию, русскому языку, биологии,  физике всех уровней, выполнение практических и проектных работ. Основные принципы организации учебной деятельности в лагере: обеспечение организации психологического комфорта ребенка на учебных занятиях с целью сохранения его психического, физического и духовного здоровья; создание условий для саморазвития учащихся, выстраивания своей индивидуальной траектории учебной деятельности;   обеспечение оптимального сочетания успешности в обучении с интеллектуальным напряжением и преодолением трудностей.

Действует профильный отряд «Юный вожатый» в пришкольном летнем оздоровительном лагере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17».  Ребята под руководством педагогов получают знания по программе «Школа вожатых». Цель: Применение знаний и умений, полученных при прохождении «Школы вожатых», на практике при работе в детском лагере дневного пребывания.

В МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» создан отряд «Волонтеры» - направление     деятельности волонтерского отряда : социальное,патриотическое воспитание;пропаганда здорового образа жизни. Ребята данного отряда являются участниками городских и республиканских акций, а так же  Российского движения школьников.

Дети работают вожатыми в пришкольном лагере  «Лучик» . Участвуют в городских конкурсах агитбригад, акциях, праздниках…театральных постановках, встречах, проводят мастер-классы, ведут благотворительную деятельность.…

В летний период  в пришкольном лагере МБОУ «Средняя школа № 23» организована смена для одарённых детей. Ребята выбирают темы проектных работ на следующий год, продолжают работу над начатыми исследовательскими проектами, проводят интеллектуальные турниры, викторины, участвуют в дистанционных конкурсах и олимпиадах, в том числе онлайн-олимпиадах и конкурсах.

Профильные смены в лагере «Олимпиец» на базе МарГУ проходят для учащихся Лицея № 28, а для учениковМБОУ «Образовательный комплекс «Школа № 29» организованы отряд «Эколог» (биолого-экологическое направление) и отряд «Патриот» (поисково-краеведческая и музейная деятельность).

Участие в профильной смене предоставляет школьникам возможность в свое полное удовольствие заниматься тем, к чему больше всего лежит душа, и на что из-за слишком сложных и насыщенных школьных программ у ребят зачастую не хватает сил и времени.

Универсальность форм работы с одаренными детьми определяется возможностью с помощью профильных смен решать любой спектр и любой уровень сложности различных социальных жизненных задач.

  • деятельность научных ученических обществ

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях и работы школьных научных обществ учащихся.

Поддерживать творческую среду, возможность самореализации школьников через научное общество учащихся стараются многие общеобразовательные организации города.

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» продолжает работу научное общество обучающихся «Мыслитель», созданное в 2007 году по секциям: начальная школа, филологическая, естественно-математическая, общественных дисциплин.

Каждый учитель работает с группой обучающихся. Учит проводить исследования, создавать проекты, выступать. Лучшие проекты, работы представляются на городском, республиканском уровнях. В конце учебного года в течение пяти дней (по количеству секций, начальная школа в два дня) проводится ежегодная, в этом году XIV Школьная научно-практическая конференция «Старт в науку». Каждый учитель представляет по 1-2 лучших проекта. Присуждаются по 3 места в каждой секции. На празднике Чести школы вручаются дипломы.

Научное общество обучающихся «Открытый мир», действующее в МБОУ «Гимназия № 4 им.А.С. Пушкина», ставит цель - выявление и развитие обучающихся с интеллектуальной одаренностью.

За 2020-2021 учебный год учащимися 8,10 классов гимназии выполнено порядка 100 проектов по различным предметам;11 проектов стали победителями и призерами различных конкурсов и НПК школьников городского, республиканского и межрегионального уровней;результаты участия обучающихся гимназии, участников научного общества «Открытый мир» во Всероссийской олимпиаде школьников по различным предметам:

Из 104 участников муниципального этапа призерами стали 14 учеников, победителями – 8.

По итогам республиканского этапа олимпиады из 19 участников 3 ученика стали призерами.

Научно-исследовательская работа школьниковМБОУ «СОШ № 5 «Обыкновенное чудо» организовывается в направлениях, определённых в рамках секций:

- Окружающая среда

- Мир и современность

- Цифровой мир

- Познай себя

Целью научно-исследовательской работы учеников является углубленное изучение и закрепление учебного материала, овладение разносторонними методами познания, современной методикой научных исследований.

Научно-исследовательская работа осуществляется в тесном сотрудничестве учащегося и руководителя. Учащиеся на занятиях получают соответствующие задания для разработки научно-исследовательского проекта.

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» с 2010 года работает научно общество учащихся «Знатокi»

Школьное научно-исследовательское общество обучающихся «Поиск юных» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» создано в октябре 2006 года. Деятельность ИОУ осуществляется через заседание предметных секций, лекции, консультации. Обучающиеся могут избрать индивидуальную форму работы или объединяться в творческие группы, лаборатории. Члены ИОУ могут самостоятельно выбирать тему для работы и руководителя, итоги работы ИОУ подводятся на ежегодной школьной конференции.

ВМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»действует ШНО «Мыслитель». Занимаясь в ШНО, ребята овладевают навыками исследовательской работы, представляют свои результаты на различных НПК, участвуют в конкурсах. Также проводится ежегодная школьная научно-практическая конференция «Мой первый шаг в науку».

В МОУ «Лицей № 11»работает научное общество лицеистов.  Секции биологии, химии, экологии, географии, экономики, истории, обществознания, математики, русского языка и литературы, физики, «Эврика» (начальная школа). Участники НОЛ принимают активное участие в олимпиадах, предметных неделях, интеллектуальных играх, конкурсах, научно - практических конференциях, в том числе НПК «Александровские чтения», выставках, учебные сборах.

Целью научного общества учащихся «Открыватели» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» является создание образовательной среды, обеспечивающей возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

Работа в научном обществе имеет для учащихся школы практическое значение. Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы; во-вторых, у них появляется возможность продемонстрировать наиболее интересные работы; в-третьих, они могут представить работы для участия в конференциях и конкурсах, в-четвертых, ребята имеют возможность более верного выбора своего профессионального пути.

С 1 сентября 2007 года в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»работает научное общество учащихся «Интеллект». С целью помочь ребёнку научиться управлять своей исследовательской деятельностью, т.е. перевести его из режима управления в режим самоуправления, в решении задачи социализации личности, формировании коммуникативных навыков работают предметные секции: экологическое направление, исследовательская и проектная деятельность учащихся начальной школы, филологическое направление,  историко – краеведческое направление. Учащиеся участвуют в школьной научно – практической конференции «Шаг в науку», защищают итоговые индивидуальные  проекты, участвуют в Международных, Всероссийских конкурсах, выступают на республиканских и городских конференциях.

С сентября 2002 года учащиеся 7-11 классовМБОУ «Гимназия   №14» принимают участие в работе гимназического научного общества «Старт в науку».

С 2003 года в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» функционирует научное   общество «Зеленый мир» под руководством учителя биологии Семёновой С.Н..

Занятия в научном   обществе дают учащимся научно обоснованное понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, помогают выработать способность анализировать факты и материалы, выявить причинно-следственные связи, сформировать практические умения учащихся по анализу различных экологических ситуаций.

Школьники принимают активное участие в республиканских олимпиадах им.А.Красникова и т.д.

Члены школьного научного общества учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» «Veritas» («Истина») принимают участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, различного уровня:

X городской слет научных обществ обучающихся общеобразовательных учреждений г. Йошкар-Олы «Мы вместе…»;

Городской тур игры «Что? Где? Когда?»;

Интеллектуальный эколого-биологический марафон «По стопам Вернадского»;

VII Поволжский форум школьников “Мой первый шаг в науку”;

Фестиваль языков «LINGVA– Территория», (ФГБОУ ВО «МарГУ» факультет иностранных языков);

V Республиканский Малый фестиваль наук «Интеллектуал»;

XVI НПК «Александровские чтения»;

Городской  фестиваль-конкурс  «Весна. Победа. Юность». 

Очень активно работают учащиеся НОУ «Корифеи»МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа № 19». На базе школы проводятся: слет представителей научных обществ обучающихся общеобразовательных учреждений города «Мы вместе…»; республиканская научно-практическая конференция «Корифеи»;городская олимпиада по музыке «Гамма».

ВМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21»целенаправленно реализуется программа развития познавательной активности обучающихся посредством деятельности научного общества «Признание»

С помощью НОУ решается одна из сложных проблем – проблема раннего выявления и развития одарённых детей.  

В работе с одаренными детьми используются современные инновационные технологии: исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные. Результаты творческо-продуктивной деятельности НОУ предъявляются нами на конференциях и конкурсах различного уровня.

Для привлечения учащихся к проектно-исследовательской деятельности, приобретения ими опыта публичных выступлений, повышения мотивации к самоопределению и творчеству в школе ежегодно проводится школьнаянаучно-практическая конференция учебно-исследовательских работ обучающихся «Через познание – к творчеству».

Школьное научное общество учащихся  «Феникс» МБОУ «Средняя школа № 23» функционирует с целью выявления и поддержки одаренных и увлеченных основами наук учащихся, стремящихся к научной деятельности.

Работа в НОУ «Феникс»  ведется в двух направлениях, объединяющих разные предметы: естественно-научное (физика, математика, химия, биология, география и др.) и гуманитарное  (русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание, право и др.)

Результатом работы НОУ «Феникс» является создание и оформление научно-исследовательских проектов, представленных на конкурсах, форумах, научных конференциях школьников различных уровней.

С целью популяризации науки, организации научно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся в 2007 году в МАОУ «Гимназия № 26» было создано научное общество учащихся «Открытие».

Членом НОУ может стать любой учащийся гимназии, реко­мендованный преподавателем учебного заведения.

Руководящим органом НОУ является совет общества, включающий обучающихся 8-11-х классов, руководителей методических объединений гимназии.

Во главе Совета стоит президент, избираемый на ежегодной кон­ференции из числа учащихся гимназии.

Совет общества во главе с президентом планирует, координирует и осуществляет контроль  над деятельностью предметных секций.

Мероприятия, организованные ШНО «Сова» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» это:

сетевые ученические сообщества;«круглые столы» по итогам участия членов ШНО в предметных олимпиадах и исследовательских конкурсах;организация и проведение  школьной научно-практической конференции младших школьников «Я - исследователь»;участие в городском конкурсе школьных научных обществ «Поиск юных», муниципальном этапе интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»; проведение мастер-классов «Проектная деятельность»и др.

Школьная научно-практическая конференция «Я исследователь», внутришкольные интеллектуальные игры являются составляющими в работе научного общества школьников «Первые шаги» МБОУ «Образовательный комплекс «Школа № 29». Ребята участвуют в городских интеллектуальных играх, республиканском фестивале «Интеллектуал», НПК различного уровня.

Научно-исследовательская деятельность является: мощным средством, позволяющим увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования; одним из методов повышения интереса и соответственно качества образовательного процесса.

  • профессиональная ориентация одаренных детей посредством повышения их мотивации к трудовой деятельности

Выбор профессии обучающимися является одним из судьбоносных

решений в жизни, т.к. выбирая профессию, человек часто выбирает вместе с ней свое будущее, поэтому процесс профессионального самоопределения одаренных детей требует целенаправленного психолого-педагогического сопровождения. Одно из самых важных условий успешной профессиональной адаптации одаренных детей является комплексная и личностно направленная профориентационная деятельность. Конечно,  обеспечение кадровой потребности экономики это предназначение профессионального образования. Однако, в качестве «точек роста» для развития системы профессионального самоопределения обучающихся школ города Йошкар-Олы мы выделяем расширение профильного обучения и предпрофильной подготовки.

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» осуществляется тесное сотрудничество, социальное партнёрство с общественными организациями, хозяйственными субъектами города и республики. Традиционные встречи с военнослужащими РВСН, Росгвардии, МВД, УФСИН и другими социальными партнёрами стали традиционными. Эти встречи имеют и практическое значение. Так обучающиеся школы проходят подготовку парашютистов, водителей, радиотелеграфистов в АСТК и СТК ДОСААФ РФ Республики Марий Эл.

9 обучающихся 9 классов получили профессию «повар-кондитер», параллельно обучаясь в ГБПОУ РМЭ «Торгово-технологический колледж».

В МБОУ «СОШ № 5 «Обыкновенное чудо» разработана и успешно применяется программа «Галактика профессий», направленная на выявление интеллектуальных компонентов способностей. Программа позволяет учащимся определиться с профилем и увидеть сильные стороны своих возможностей, а также определиться с выбором профессии.

Учащиеся 11 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

№ 7» принимали участие в Деловой игре (представительство Сбербанка) в рамках проекта «Акселератор Сбер. Мой  личный финансовый план».

Для реализации профориентационной работы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» был  разработан комплекс совместных действий всего педагогического коллектива школы, представителей системы образования высших учебных заведение и средних,  а также социальных партнеров («Центр занятости населения г. Йошкар-Олы» и др.).

Система европейского предпрофильного обучения - «школа-техникум» развивается в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10». Учащиесясовмещают обучение в общеобразовательной школе и  престижных  техникумах г. Йошкар-Олы с востребованными специальностями: ГБПОУ РМЭ «Йошкар - Олинский строительный техникум»  обучает профессии «Маляр»;  ГБОУ СПО РМЭ «Автодорожный техникум» - по  программе профессиональной  подготовки  профессии «Слесарь по ремонту автомобиля»; ГБПОУ РМЭ "Торгово-технологический колледж" обучает по профессии «Пекарь», «Кондитер». По окончании курсов выдаются свидетельства по данной специальности.

На базе Национальной библиотеки им. С.Г.Чавайнара ботает  совместный  проект школы для обучающихся по программе «Помощник библиотекаря».  Завершится данный проект должен получением свидетельства «помощника библиотекаря». В дальнейшем, после получения свидетельства, ребята смогут принимать участие в качестве волонтеров в различных проводимых Национальной библиотекой мероприятиях.

Школа взаимодействует с Национальным  музеем им. Т. Евсеева на базе Спасской башни  по программе «Экскурсовод». Обучающиеся знакомятся с музейным и экскурсионным делом: узнают историю республики и города, сами обучаются составлять новые экскурсионные маршруты и  проводить экскурсии. Ребята получат не только теоретические знания о работе музея, но и пройдут практику на базе структурных подразделений Национального музея. Завершится данный проект для ребят в первую очередь получением свидетельства по специальности "Экскурсовод",  составлением новых маршрутов  для своих сверстников, участие в качестве волонтеров в значимых для Республики мероприятиях, приуроченных к 100 - летию музея и РМЭ.

На сегодняшний день, система параллельного предпрофильного образования полностью доказала свое преимущество в профессиональном росте личности и востребованности специалистов на рынке труда.

Обучающиеся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12»   посещали курсы по компьютерной грамотности и получили свидетельство об окончании курсов «Оператор ЭВМ».

В области организации профессиональной подготовки учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» заключила договор сотрудничества с  ГБПОУ Республики Марий Эл «Марийский лесохозяйственный техникум» по программам профессиональной подготовки по профессии 17530 «Рабочий зеленого строительства». Сотрудники лесохозяйственного техникума на базе школы проводят теоретические  и практические занятия. По итогам профессиональной подготовки, успешной сдачи экзаменов  учащиеся 9-х классов получают свидетельство по профессии «рабочий зеленого хозяйства». Это помогает некоторым выпускникам школы начать свою трудовую деятельность.

Для организации профессиональной ориентации детей МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа № 19» имеет партнерские отношения с учреждениями среднего профессионального и высшего образования: Торгово-технологическим колледжем, Йошкар-Олинским техникумом сервисных технологий, Марийским лесохозяйственным техникумом, Марийским политехническим техникумом, Автодорожным техникумом, Марийским государственным университетом, ПГТУ, Бизнес – инкубатором.

В МБОУ «Образовательный комплекс «Школа № 29» создаются классы гуманитарно-правового профиля (по линии МВД).

Для профессиональной ориентации одаренных детей в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Семеновка г. Йошкар-Олы» появилось свое школьное телевидение.

Особенность детского телевидения в том, что участие взрослых здесь сведено к минимуму — в должности ведущих, корреспондентов и журналистов выступают обучающиеся. Взрослым отведена роль наблюдателей и консультантов.

Для участников школьного телевидения организовываются экскурсии на ГТРК «Марий Эл». Ребята знакомятся со структурой организации, с особенностями работы различных сотрудников  компании.

Оператором телеканала «МЭТР» Азиковым Н.В. был организован мастер- класс.в ходе которого ребята узнали о формировании съемочной группы, их взаимодействии, построение кадра и диалоговое правило восьмерки.

Обучающиеся 9 и 11 классов школгорода участвуют в профориентационных мероприятиях, проводимых учебными заведениями Республики Марий Эл и России, и принимают участие в следующих мероприятиях, направленных на профессиональное самоопределение и повышение мотивации к трудовой деятельности:

1.  Всероссийская профессиональная диагностика-2020

2. Единый день профориентации «Мир профессий» для 9-х и 11-х классов;

3. Тест драйв МарГУ. участие в проекте «Проектория» (в течение всего года): «Как создаётся хайп?»; «Спасатели»; «Школа завтрашнего дня»; «Кто у руля?»; "Авиация"; "Кино"; "Энергетика"; "Инженерные профессии»; "Люди, которые меняют мир"; "Сделай громче".

4. День открытых дверей ПГТУ;

5. День открытых дверей МарГУ;

6. Участие в Днях открытых дверей учебных заведений соседних республик, поездки в профессиональные центры г. Казани и г. Чебоксары.

7.Национальный чемпионат «Молодые профессионалы» WORLDSKILLSRUSSIA. Участие в закрытии VII регионального чемпионата «Молодые профессионалы Worldskills Russia»

8.В рамках профессиональной ориентации были организованы встречи с представителями различных ведомств: УФСБ России по РМЭ, воинской части, ИК №6, Банк России, вузы РМЭ, КАИ, Синергия, ПГТУ, МарГУ, МОСИ и других средних профессиональных и высших заведений.

  • организация работы по содействию в трудоустройстве после окончания обучения, в том числе обучение по целевому приему

Одаренные дети часто вынуждены определяться в профессиональном отношении раньше своих сверстников. Они не только ускоренно развиваются, но и нередко уже в юном возрасте концентрируются на определенной области науки, искусства, спорта.

В данном направлении организована работа с Марийским государственным университетом, выпускники школ получают целевые направления на педагогические специальности и будут трудоустроены по окончании вуза (по целевым направлениям в 2020 году поступило и обучаются 4 человека), а также для  выпускников.

Взаимосвязь общеобразовательных учреждений с другими учебными заведениями

Проблема развития одаренности учащихся требует постоянного совершенствования не только методик преподавания, но и теоретических знаний, связанных с современными исследованиями науки, что обусловило необходимость обратиться к сотрудничеству с другими образовательными учреждениями.

Преимуществом предложенного взаимодействия является возможность привлеченияспециалистов для совершенствования организации образовательного процесса, высококвалифицированных преподавателей вуза, участия школьников в научных исследованиях; создание дополнительных условий по поддержке и развитию одаренных детей; повышение качества образования и квалификации педагогических кадров школы. Совместная деятельность направлена на достижение общей цели, решение общих задач, позволяет всем субъектам объединить ресурсы, способствует созданию профессиональных педагогических сообществ, предоставляет обучающимся доступ к интегрированным образовательным ресурсам, даёт возможность увеличить образовательный потенциал, расширяет возможности построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Школы города взаимодействуют со многими образовательными учреждениями города, региона и страны:

учреждениями дополнительного образования:

ДШИ при колледже культуры и искусства им.И.С. Палантая, ЦДО (Клубы «Дружба»», Юность», «Эврика»); ДЮЦ «Азимут» и «ДЮЦ «Роза ветров»,Центр татарской культуры,МБОУ «Центр дополнительного образования для детей» по реализации программы «Мир танцев» и др.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» заключило договор о сетевом взаимодействии с ФГБОУ ВО«Поволжский государственный технологический университет» " Институт  строительства и архитектуры».

Межвузовский центр воспитания и развития талантливой молодежи в области естественно-математических наук «Физтех-центр» заключил договорс МОУ «Лицей № 11»для информационной поддержки олимпиад и конференций, проводимых «Физ-центром» и предоставления площадки на базе лицея для проведения выездной олимпиады.

Для реализации дополнительных общеразвивающих программ в форме сетевого взаимодействия Государственное бюджетное общеобразовательное учреждения «Многопрофильный лицей – интернат»и  ГБОУ ДО РМЭ «Дворец творчества детей и молодёжи» заключили  договоры с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13».

Разработана дорожная карта мероприятий МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»с  Отделением — Национальный банк по Республике Марий Эл Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации.

Цель: Формирование финансовой грамотности  школьников.

Задачи: 

1) Знать базовые понятия финансовой грамотности и владение навыками их использования в практической деятельности.

2) Уметь принимать  эффективные решения в отношении личных финансов.

3)  Формировать навыки грамотного финансового поведения.

Формы работы: конкурсы, экскурсии, мастер-классы, онлайн-обучение, волонтерская деятельность.

Результативность работы: проведение мастер классов для учащихся младших классов, участие в олимпиадах, НПК  по финансовой грамотности регионального, всероссийского уровней.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» взаимодействует по договору с ГБПОУ РМЭ «Марийский лесохозяйственный техникум» по организации профессиональной подготовки учащихся по профессии «Рабочий зеленого строительства»; с филиалом ФБУ «Российский центр защиты леса»- «Центр защиты леса РМЭ» по проведению разъяснительной и пропагандистской, исследовательских и опытнических  работ среди школьников, деятельность школьного лесничества «Лесная тропа».

Главное управление МЧС России по Республике Марий Эл, Региональное отделение ДОСААФ России по РМЭ и ВДЮОД «Школа Безопасности» в течение года очень тесно сотрудничали со школой № 24.

В 2020 году подписано соглашения о сотрудничестве (стратегическом партнёрстве) между АНО «Культурно-информационный центр «ИНТЕЛЛЕКТУАЛ» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31». Кроме того, многие ребята обучаются на сессиях в Руэмском многопрофильном лицее-интернате.

Деятельность по совершенствованию  педагогического мастерства  педагогических кадров для организации работы с одаренными детьми

Для работы с одаренными детьми современный учитель должен владеть высоким уровнем специальных профессиональных, психолого-педагогических и личностных компетентностей (высокий уровень профессиональной подготовки, знания в области общей, возрастной психологии, методики диагностики личности ребенка, методики корректировки деятельности и т.д.).

Критерии отбора учителей для работы с одаренными детьми: активная научно-методическая деятельность; стремление к самообразованию и самосовершенствованию; высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность; наличие организаторских способностей и непрерывное повышение квалификации кадров по работе с одаренными и высокомотивированными детьми

К педагогу как к личности и как к профессионалу при работе

с одаренными детьми  предъявляются высокие требования:

  • моделировать программы, удовлетворяющие требованиям какодного ученика, так и целой группы;
  • создавать ситуацию комфорта и удовлетворенности в аудитории,применять стандартные и инновационные технологии обучения;
  • в каждом ученике видеть уникальность, поднимать уровень адекватной

оценки себя и других, направлять на уважительное сотрудничество;

  • поощрять креативность и поддерживать все новое и неопробованное;
  • поднимать планку интеллектуально – мыслительной деятельности;
  • уважать индивидуальность ученика.

В связи с этим можно выделить следующие направления по совершенствованию педагогических кадров для организации работы с одаренными детьми:

  • курсы повышения квалификации;
  • деятельность методических объединений;
  • школа педагогического мастерства;
  • семинары – практикумы;
  • вебинары и медианары;
  • мастер-классы;
  • педагогические тренинги;
  • «круглые столы» по обмену опытом и мнениями;
  • конкурсы профессионального мастерства;
  • выставки творческих достижений педагогов;
  • самообразование

Педагоги школ прошли курсы повышения квалификациипопроблеме одаренности:

«Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС», Екатеринбург, ООО «Высшая школа делового администрирования»; «Учитель будущего», Москва, ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий»;

«Школа современного учителя», ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»;

«Предпринимательское и социальное проектирование в основной и средней школе. Практические рекомендации по разработке, созданию, ведению и оформлению проектной деятельности». Образовательное учреждение Фонд «Педагогический университет «Первое сентября».

Проведены серии всероссийских вебинаров:

«Проектная деятельность младшего школьника по направлению ИК-технологий в процессе реализации содержания УМК «Перспектива» (АО «Издательство «Просвещение»).в рамках работы всероссийской педагогической мастерской.

Вебинар «Визуализация в обучении математике: как повысить познавательный интерес учеников начальных классов» «Учи. ру»

В школах проводятся семинары и педагогические советы:

«Как вырастить одаренного ученика», «Как воспитать одаренность на уроках физкультуры», «Обмен опытом по выявлению и воспитанию одаренных детей» (Семеновская средняя школа).

Представление опыта работы педагогов, работающих с одаренными детьми (семинары, конференции и т.д.)

Международный

Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук».

Практическая онлайн-конференция «Компетенции XXI века: формируем мышление и внедряем технологии».

XXVI международная конференция «Славянская традиционная культура и современный мир. Нематериальное культурное наследие народов России: полевые исследования - каталоги объектов - презентация в современном культурном пространстве», г.Москва.

XXV международная конференция «Славянская традиционная культура и современный мир. Детская культура и фольклор в социокультурном пространстве России», г. Ульяновск.

Межрегиональная конференция по подведению итогов реализации инновационного социального проекта «Шаг вперёд».

IV Международный  педагогический форум «СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБУЧЕНИИ». (РИНЦ, ISBN).

Всероссийский уровень

Онлайн-семинар «Ресурсы для преподавания предметов гуманитарного и естественно - научного цикла». «Преподавание русского языка в дистанционном формате. Из опыта работы»

XII Всероссийская научно-практическая конференция «Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации», Марийский государственный университет.

V Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Актуальные вопросы формирования межкультурных компетенций  в современном образовании».

Всероссийский семинар для председателей (заместителей председателей) предметных комиссий субъектов Российской Федерации «Согласование подходов к оцениванию экзаменационных работ участников единого государственного экзамена 2020 года» по предмету Русский язык.

Всероссийский семинар для председателей (заместителей председателей) предметных комиссий субъектов Российской Федерации «Согласование подходов к оцениванию экзаменационных работ участников единого государственного экзамена 2020 года» по предмету Литература.

XIII Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Языки, культуры, этносы. Формирование языковой картины мира: филологический и методический аспекты», г. Йошкар-Ола.

Всероссийский Форум «Детская городская мифология». Создание обучающимися начальной и основной школы авторских коллективных и индивидуальных проектов (на материале современного фольклора).

Межрегиональный уровень

V Межрегиональная научно-практическая конференция

«Колумбовские чтения».

VIII Межрегиональная научно-практическая дистанционная конференция обучающихся «Шаг в науку» г. Козьмодемьянск

школа-интернат «Дарование».

Межрегиональная научно-практическая конференция ХХ Глушковские чтения.

XIII Региональный форум «Виват, Франция!»

Республиканский уровень

Республиканский методический семинар для учителей общеобразовательных школ «Преемственность в системе «Школа-вуз» как способ решения проблем подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации».

VIII Поволжский научно-образовательный форум школьников  «Мой первый шаг в науку.

НПК Физико-математическое и естественнонаучное образование: наука и школа (XVIII- Емельяновские чтения»). ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», Педагогический институт.

XXI заочная Республиканская олимпиада имени А.М.Красникова   по биологии.

IV Республиканская научно-практическая конференция обучающихся «Шаг в науку» г. Звенигово «Звениговский лицей». 

XII Республиканская научно-практическая конференция по общественным дисциплинам «Моя страна – моя Россия».

Республиканский семинар «Перспективные формы и методы работы с обучающимися в условиях реализации ФГОС».

Республиканский методический семинар «ЕГЭ по иностранному языку: проблемы и перспективы».

Республиканская НПК школьников и педагогов «Нам о России надо говорить» на базе МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа».

Республиканский  семинар «Практический опыт организации работы по духовно-нравственному развитию обучающихся в образовательном процессе»

Городской

Семинар «Построение образовательного пространства на основе системно-деятельностного подхода». «Музейная педагогика как форма реализации системно-деятельностного подхода».

Школьный уровень

Семинар «Обучение младших школьников на основе интеграции современных образовательных технологий».

Круглый стол  по совершенствованию педагогического мастерства: «Лидерские качества и их сущность». «Эффективные формы  и методы развития лидерских качест у обучающихся в общеобразовательной организации».

 

 

Публикации:

Лицейский сборник (Лицей № 11) «Учить и учиться»публикуют методические материалы в Лобанов Д.А.,учитель истории и обществознания.«Интеллектуальные игры в школе», Опыт работы.

Царегородцева Я.В., учитель географии. «Нескучная география». Опыт работы(Лицей № 11).

Публикация сборника «Актуальные вопросы формирования межкультурных компетенций  в современном образовании».Сборник тезисов научно-исследовательских работ обучающихся(МАОУ «Гимназия №26»).

IV Республиканской научно-практической конференция обучающихся «Шаг в науку» г. Звенигово «Звениговский лицей» (Средняя общеобразовательная школа № 13).

Проведены городские мероприятия в разрезе следующих видов

одаренности:интеллектуальная, творческая, спортивная, социальная

Интеллектуальная одаренность

         В первую очередь необходимо отметить, что на современном этапе развития  общества и, образования, в частности, детям всех возрастов предоставляется достаточно возможностей для реализации своего интеллектуального и творческого потенциала.

         Научно-исследовательская деятельность учащихся организуется, как правило, через школьное научное общество, существующие в 19 образовательных учреждениях.

В рамках программы организовывается участие одаренных детей в региональных областных, окружных, всероссийских, международных конкурсах, форумах, конференциях, фестивалях.

Творческая одаренность

Мероприятия в рамках работы «Одаренные дети» направлены на выявление способных детей и их дальнейшую поддержку и развитие.

Технологии организации творческой деятельности одаренных детей  включают в себя: 

  • индивидуальное и групповое обучение по программам творческого развития в определенной области,
  • использование проектных методик,
  • технологии педагогического сопровождения и наставничества,
  • очно-заочные школы,
  • детские научно-практические конференции, семинары,
  • творческие лаборатории, мастер-классы,
  • система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад,
  • каникулярные сборы, лагеря.

Физическая одаренность

В данном направлении усилия образовательных учреждений и системы дополнительного образования объединены по формированию положительного отношения к физической культуре и спорту.

Учащиеся, имеющие высокий уровень учебной мотивации, дополнительно занимаются в спортивных секциях. Одаренные дети направляются в ДЮСШ, в которых дети развиваются под руководством профессиональных тренеров – преподавателей.

Одаренные дети участвуют в региональных областных, окружных, всероссийских, международных соревнованиях и сборах. Регулярно занимаются и отдыхают в спортивно-оздоровительных лагерях.  

Социальная одаренность

В ряде школ города работает «Школа лидера», программа которой включает в себя мероприятия, формирующие социальную активность учащихся.

Всероссийская акция «Я-гражданин России» предоставляет возможности для развития социальной одаренности учащихся общеобразовательных учреждений. Данная акция вызывает интерес и пробуждает социальную активность ребят.

 

Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей эффективно если:

  • детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;
  • создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
  • выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников;
  • структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.
Информация
  • Размещено 13.07.2021 11:59
  • Просмотры: 11

Теги