Профессиональная ориентация — это система научно-практических мероприятий, направленных на подготовку подрастающего поколения к самоопределению в выборе будущей профессии.

Профессиональная ориентация — важный элемент на пути выбора профессии школьников. Если профинформация призвана сформировать у молодежи общие представления о различных профессиях и условиях подготовки кадров, то профессиональная ориентация представляет собой комплекс практических мер, оказывающих влияние на выбор профессии.

Цель работы по профориентации обучающихся общеобразовательных учреждений города направлена на  совершенствование профориентационной работы с учётом личностных особенностей обучающихся и социально-экономических потребностей республики и города.


Профориентационная работа обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Йошкар-Олы для профессионального самоопределения подростков включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты:

- Профориентационная работа в 5-6 классах охватывает различные

уровни образовательной деятельности: учебную, дополнительное образование, внеурочную, воспитательную работу, психолого-педагогическое сопровождение и др.

- В 7-8 классах при сохранении направлений появляются новые формы

работы: профориентационные квесты и социальные пробы и т.д.

- Основное содержание деятельности предполагается с выпускниками

школы, поскольку этот этап обучения чрезвычайно важен для профессионального самоопределения, так как обеспечивает выбор дальнейшего образовательного маршрута. По окончании 9 класса часть обучающихся поступает в колледжи, поэтому организация совместной профориентационной работы предполагает совместную реализацию элективных курсов и организацию предпрофессиональных проб на базе учреждений СПО.

 

Несмотря на традиционность профориентационной работы, модель профориентации обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений г. Йошкар-Олы в рамках реализации программы профориентационной работы можно назвать инновационной, так как

- направлена на индивидуализацию и системность образовательных

траекторий профессионального самоопределения подростков;

- предлагает поэтапные решения в зависимости от стержневых задач: формирование сферы интересов (5-6 классы), активную деятельность по формированию универсальных допрофессиональных компетенций (7-8 классы и 8-9 классы) на основе профориентационно ориентированной проектной деятельности и профориентационных игр, организацию предпрофессиональной подготовки - предпрофессиональных проб (социальных, технических, творческих) и практик - совместно с партнерами (8-9 классы);

- ориентирована на реальные условия развития рынка труда с учетом возможностей обучающихся и потребностями кадрового обеспечения высокотехнологичных и иных рабочих специальностей;

- позволяет комбинировать и тиражировать инструменты организации профориентационной деятельности.

 

Актуальность создания системы профориентационной деятельности в школе определяется необходимостью формирования личностной готовности и способности обучающихся к непрерывному образованию, формированию допрофессиональных и предпрофессиональных компетенций, созданию условий осознанного выбора профессии при получении основного общего образования.

Профориентационная работа в образовательном процессе является важнейшим этапом в целостном процессе профессионального самоопределения личности.

Формирование системы профориентационной деятельности в школе связано с решением задач позитивной социализации обучающихся и равных возможностей для получения качественного образования.

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определена возможность сетевой формы реализации образовательной программы (ст.15), которая предполагает новые форматы сетевого взаимодействия различных организаций и появление таких прецедентов, как сетевые образовательные программы и программы сетевого взаимодействия.

В области организации профессиональной подготовки учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Йошкар-Олы» заключила договор сотрудничества (сетевого взаимодействия)  с  ГБПОУ Республики Марий Эл «Марийский лесохозяйственный техникум» по программам профессиональной подготовки по профессии «Рабочий зеленого строительства». Для организации профессиональной ориентации детей

МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Йошкар-Олы» имеет партнерские отношения с учреждениями среднего профессионального и высшего образования: Торгово-технологическим колледжем, Йошкар-Олинским техникумом сервисных технологий, Марийским лесохозяйственным техникумом, Марийским политехническим техникумом, Автодорожным техникумом, Марийским государственным университетом, ПГТУ, Бизнес – инкубатором.

Комплекс современных практикоориентированных форматов со школьниками достаточно широк. Он включает в себя: организацию профориентационных практических и исследовательских проектов; конкурсы профессионального мастерства для школьников; интерактивные профориентационные экскурсии или экспедиции; ученические фирмы и бизнес-инкубаторы; программы предпрофессионального и профессионального обучения школьников; профессиональные пробы.

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Йошкар-Олы» работает система предпрофильного обучения - «школа-техникум» для обучающихся 9 классов, которые  совместили  обучение в школе и  ССУЗах города. Общеобразовательное учреждение взаимодействует с ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар - Олинский строительный техникум» - по программе профессиональной подготовки «Маляр», с ГБОУ СПО Республики Марий Эл «Автодорожный техникум» -   по  программе профессиональной  подготовки  профессии «Слесарь по ремонту автомобиля», с ГБПОУ РМЭ «Торгово-технологический колледж» - по программам профессиональной подготовки «Пекарь» и «Кондитер».

С 2020 года реализуется проект  «Школа – ВУЗ»: ФГБОУ ВО « ПГТУ»  с  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Йошкар – Олы». Учащиеся  7 классов до окончания 11 класса обучаются азам компьютерного 3 D моделирования, проектированию  объектов, графики, моделирования и живописи, по окончании курса ребята получат  сертификаты "помощника архитектора», это поможет им сделать  свой  профессиональный  выбор  по  окончании  11  классов.

 

С целью   учета интересов, склонностей и способностей обучающихся, создания условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования в общеобразовательных учреждениях города реализуются программы  профильного обучения, а так же осуществляется углубленное изучение отдельных предметов. В 9-ти общеобразовательных учреждениях осуществляется индивидуальный отбор, в связи с созданием условий для углубленного и профильного изучения отдельных предметов.

Создание педагогических классов способствует  привлечению профессионально ориентированных и мотивированных ребят в педагогическую профессию.

В январе 2022 г. было подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Министерством образования и науки Республики Марий Эл и ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» по созданию и организации педагогических классов в школах.

Подписание соглашения является продолжением совместных проектов по реализации мероприятий, направленных на поддержку и развитие кадрового потенциала в образовательных организациях республики, привлечение молодых учителей в систему общего образования, профориентационной работы с обучающимися старших классов для привлечения в педагогическую профессию.

Педагогические классы будут открыты на базе школ г. Йошкар-Олы (№№ 1,7, 10,19, СемСШ) в рамках сетевого взаимодействия с ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет».

Планомерная, целенаправленная систематическая работа с подрастающим поколением способна изменить плачевное положение профессии «учитель» и привлечь учеников старших классов в ряды молодых педагогов.я

 

Одним из направлений профориентационной работы является  поступление обучающихся общеобразовательных учреждений по договору о целевом  обучении  по образовательной программе высшего образования.

Специфика целевого набора в том, что студент учится бесплатно, но после окончания учебного заведения должен по договору отработать не меньше 3-х лет в той организации, которая направила его на обучение.

В этом году 12 выпускников школ города заключили договоры о целевом  обучении  по образовательной программе высшего образования на педагогические специальности (направления подготовки) с общеобразовательными учреждениями и ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» 13 подали заявки на поступление на педагогические специальности.ием

. Это своего рода

Для заинтересованности подростков во влечение в предпринимательскую деятельность учащиеся гимназии № 14, школ № 10 и № 31 стали участниками информационно-образовательной смены по предпринимательству «Неделя молодёжного предпринимательства».

 

Общеобразовательные учреждения города участвуют в реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по ранней профессиональной ориентации.

Для обучающихся 6-11 классов проводятся:

 комплексная онлайн – диагностика  на сайте Проекта;

 мероприятия профессионального выбора- профессиональные пробы, где участники под руководством наставника знакомятся с интересующей их компетенцией и выполняют задания из реальной профессиональной деятельности на базе профессиональной образовательной организации;

 Всероссийские профориентационные уроки;

 обучение педагогов- навигаторов общеобразовательных организаций новым методикам и технологиям в области профессиональной ориентации обучающихся;

Муниципальные общеобразовательные учреждения участвуют в профориентационных онлайн-мероприятиях Всероссийский открытый урок «ПроеКТОриЯ». В рамках реализации открытых онлайн-уроков, реализующих с учетом опыта цикла открытых уроков «ПроеКТОриЯ», состоялись демонстрации выпуска «Шоу профессий», направленного на знакомство школьников с профессией «Сварщик» (4373 чел) и «Электромонтажник» (353 чел), «Моя профессия - моя история» (1509 чел.),  «Полный улёт»  ( 738 чел.), «Стоп-снято» (1117),  «Технология моды» (1555 чел.),  «Формула успеха» (1359), « Дело вкуса» (549 чел).

В целях успешного участия школьников города Йошкар-Олы  в Проекте определены 12 педагогов – навигатора из числа педагогических работников общеобразовательных организаций города (школы №№ 1, 2, 3, 7, 9, 13, 16, 19, 23, 27, 30),  в задачи которых входит оказание педагогической, информационной, организационной поддержки обучающихся в Проекте, а также  проведение профориентационных уроков в рамках Всероссийской профориентационной недели по материалам, предоставленным Федеральным оператором Проекта.

 

В рамках деятельности федерального центра компетенций по профориентации «Zасобой» создан проект «Аргератор профориентационных возможностей «ProfStories», 899 обучающихся из 12 муниципальных школ воспользовались данным сайтом. Также в рамках проекта создан сервис «Цифровой помощник для выбора профессии» для обучающихся 8 - 11 классов общеобразовательных организаций.

 

В целях популяризации современных рабочих профессий, повышения их престижа в обществе, привлечения молодых инициативных людей к получению рабочих профессий в период с 14 по 18 февраля 2022 года состоялся Х Открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Республики Марий Эл (далее - Чемпионат). В рамках деловой программы Чемпионата были запланированы профориентационные мероприятия для школьников, включающие в себя онлайн-трансляции соревнований с площадок Чемпионата, виртуальные экскурсии, онлайн-мастер-классы.

Все муниципальные школы приняли активное участие. 5668 учеников и 147 педагогов посетили данные площадки чемпионата.

В 2021 году двое обучающихся  8 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10  г. Йошкар-Олы» стали участниками чемпионата   по специальности «Кондитерское дело. Юниоры. (заняли 2 и 3 места).

 

В рамках реализации мероприятий регионального проекта «Популяризация предпринимательства», входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» организована деятельность Центра школьного  предпринимательства на базе ГБУ Республики Марий Эл  «Дворец Молодежи Республики Марий Эл».

В рамках профориентационной работы управлением образования совместно с ГКУ РМЭ «Центр занятости населения города Йошкар-Олы» проведено анкетирование выпускников 9-х классов с целью выявления их профессиональных предпочтений, в котором приняли участие 2186 учащихся.

 

Налажено взаимодействие с образовательными организациями СПО, проводятся встречи с представителями колледжей, осуществляется посещение профориентационных событий: Дни открытых дверей (МОСИ –  компьютерная диагностика по методике «Карта интересов», МарГУ - тест-драйв МарГУ), анкетирование выпускников 9-х,11-х классов (ГКУ РМЭ «Центр занятости населения города Йошкар-Олы»), конкурсы на базе учреждений СПО (Межрегиональный открытый  чемпионат по парикмахерскому искусству «Модный образ»), участие в Едином дне профессионального самоопределения «Мир профессий».

 

В целях помощи учащимся выпускных классов в выборе профессии,  профессиональной самореализации и перспективах работы в ИТ-сфере в  Республике Марий Эл,  в офисе компании iSpring (ул. Вознесенская, 110) прошли профориентационные семинары «ТОП-20 профессий в продуктовой ИТ-компании»  для обучающихся 11-х классов общеобразовательных организаций города Йошкар-Олы, которые посетили 112 учеников.

Несмотря на всестороннюю профориентационную деятельность мниципальных общеобразовательных учреждений города Йошкар-Олы, имеются ряд проблем:

- недостаточная  активизация профориентационной работы на уровне 5-6

классов согласно возрастным особенностям;

- недостаточная включенность в процесс профессионального

самоопределения учащихся 5-8 классов;

- низкая мотивация большинства школьников и их родителей (законных

представителей) в выборе профессий;

- ограниченность возможностей получения информации о потребности

городских предприятий в кадрах;

- отсутствие системного комплекса диагностических методик, используемых

в профориентационной работе, включающих также интеллектуальные и  личностные психодиагностики;

- нескоординированность работы учителей-предметников по выявлению, развитию способностей обучающихся;

- нескоординированность работы классных руководителей по преемственности профориентационной работы, по организации индивидуальной работы с учащимися и их родителями (законными представителями) для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции;

- однообразность системы профинформирования;

- обеспечения определения учащихся в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе;

- обеспечения развития навыков: разбираться в содержании профессиональной деятельности,  соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами, анализировать свои возможности и способности, формировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности.

Таким образом, несмотря ни на что, профориентация обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Йошкар-Олы, в том числе на основе партнерства с различными образовательными организациями, направлена на формирование у обучающихся личностных и метапредметных результатов образования, достижение социально-педагогических эффектов, обеспечивающих эффективность пропедевтического профессионального самоопределения подростков и осознанный выбор дальнейшего образовательного маршрута.

Информация
  • Размещено 12.10.2022 08:01
  • Просмотры: 212

Теги