Информационно-методическое сопровождение / Профориентация / Профориентация 2021-2022 / Организация профессиональной ориентации учащихся муниципальных общеобразовательных организаций города Йошкар-Олы
Профессиональная ориентация — это система научно-практических мероприятий, направленных на подготовку подрастающего поколения к самоопределению в выборе будущей профессии.
Профессиональная ориентация — важный элемент на пути выбора профессии школьников. Если профинформация призвана сформировать у молодежи общие представления о различных профессиях и условиях подготовки кадров, то профессиональная ориентация представляет собой комплекс практических мер, оказывающих влияние на выбор профессии.
Цель работы по профориентации обучающихся общеобразовательных учреждений города направлена на совершенствование профориентационной работы с учётом личностных особенностей обучающихся и социально-экономических потребностей республики и города.
Профориентационная работа обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Йошкар-Олы для профессионального самоопределения подростков включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты:
- Профориентационная работа в 5-6 классах охватывает различные
уровни образовательной деятельности: учебную, дополнительное образование, внеурочную, воспитательную работу, психолого-педагогическое сопровождение и др.
- В 7-8 классах при сохранении направлений появляются новые формы
работы: профориентационные квесты и социальные пробы и т.д.
- Основное содержание деятельности предполагается с выпускниками
школы, поскольку этот этап обучения чрезвычайно важен для профессионального самоопределения, так как обеспечивает выбор дальнейшего образовательного маршрута. По окончании 9 класса часть обучающихся поступает в колледжи, поэтому организация совместной профориентационной работы предполагает совместную реализацию элективных курсов и организацию предпрофессиональных проб на базе учреждений СПО.
Несмотря на традиционность профориентационной работы, модель профориентации обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений г. Йошкар-Олы в рамках реализации программы профориентационной работы можно назвать инновационной, так как
- направлена на индивидуализацию и системность образовательных
траекторий профессионального самоопределения подростков;
- предлагает поэтапные решения в зависимости от стержневых задач: формирование сферы интересов (5-6 классы), активную деятельность по формированию универсальных допрофессиональных компетенций (7-8 классы и 8-9 классы) на основе профориентационно ориентированной проектной деятельности и профориентационных игр, организацию предпрофессиональной подготовки - предпрофессиональных проб (социальных, технических, творческих) и практик - совместно с партнерами (8-9 классы);
- ориентирована на реальные условия развития рынка труда с учетом возможностей обучающихся и потребностями кадрового обеспечения высокотехнологичных и иных рабочих специальностей;
- позволяет комбинировать и тиражировать инструменты организации профориентационной деятельности.
Актуальность создания системы профориентационной деятельности в школе определяется необходимостью формирования личностной готовности и способности обучающихся к непрерывному образованию, формированию допрофессиональных и предпрофессиональных компетенций, созданию условий осознанного выбора профессии при получении основного общего образования.
Профориентационная работа в образовательном процессе является важнейшим этапом в целостном процессе профессионального самоопределения личности.
Формирование системы профориентационной деятельности в школе связано с решением задач позитивной социализации обучающихся и равных возможностей для получения качественного образования.
В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определена возможность сетевой формы реализации образовательной программы (ст.15), которая предполагает новые форматы сетевого взаимодействия различных организаций и появление таких прецедентов, как сетевые образовательные программы и программы сетевого взаимодействия.
В области организации профессиональной подготовки учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Йошкар-Олы» заключила договор сотрудничества (сетевого взаимодействия) с ГБПОУ Республики Марий Эл «Марийский лесохозяйственный техникум» по программам профессиональной подготовки по профессии «Рабочий зеленого строительства». Для организации профессиональной ориентации детей
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Йошкар-Олы» имеет партнерские отношения с учреждениями среднего профессионального и высшего образования: Торгово-технологическим колледжем, Йошкар-Олинским техникумом сервисных технологий, Марийским лесохозяйственным техникумом, Марийским политехническим техникумом, Автодорожным техникумом, Марийским государственным университетом, ПГТУ, Бизнес – инкубатором.
Комплекс современных практикоориентированных форматов со школьниками достаточно широк. Он включает в себя: организацию профориентационных практических и исследовательских проектов; конкурсы профессионального мастерства для школьников; интерактивные профориентационные экскурсии или экспедиции; ученические фирмы и бизнес-инкубаторы; программы предпрофессионального и профессионального обучения школьников; профессиональные пробы.
В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Йошкар-Олы» работает система предпрофильного обучения - «школа-техникум» для обучающихся 9 классов, которые совместили обучение в школе и ССУЗах города. Общеобразовательное учреждение взаимодействует с ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар - Олинский строительный техникум» - по программе профессиональной подготовки «Маляр», с ГБОУ СПО Республики Марий Эл «Автодорожный техникум» - по программе профессиональной подготовки профессии «Слесарь по ремонту автомобиля», с ГБПОУ РМЭ «Торгово-технологический колледж» - по программам профессиональной подготовки «Пекарь» и «Кондитер».
С 2020 года реализуется проект «Школа – ВУЗ»: ФГБОУ ВО « ПГТУ» с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Йошкар – Олы». Учащиеся 7 классов до окончания 11 класса обучаются азам компьютерного 3 D моделирования, проектированию объектов, графики, моделирования и живописи, по окончании курса ребята получат сертификаты "помощника архитектора», это поможет им сделать свой профессиональный выбор по окончании 11 классов.
С целью учета интересов, склонностей и способностей обучающихся, создания условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования в общеобразовательных учреждениях города реализуются программы профильного обучения, а так же осуществляется углубленное изучение отдельных предметов. В 9-ти общеобразовательных учреждениях осуществляется индивидуальный отбор, в связи с созданием условий для углубленного и профильного изучения отдельных предметов.
Создание педагогических классов способствует привлечению профессионально ориентированных и мотивированных ребят в педагогическую профессию.
В январе 2022 г. было подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Министерством образования и науки Республики Марий Эл и ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» по созданию и организации педагогических классов в школах.
Подписание соглашения является продолжением совместных проектов по реализации мероприятий, направленных на поддержку и развитие кадрового потенциала в образовательных организациях республики, привлечение молодых учителей в систему общего образования, профориентационной работы с обучающимися старших классов для привлечения в педагогическую профессию.
Педагогические классы будут открыты на базе школ г. Йошкар-Олы (№№ 1,7, 10,19, СемСШ) в рамках сетевого взаимодействия с ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет».
Планомерная, целенаправленная систематическая работа с подрастающим поколением способна изменить плачевное положение профессии «учитель» и привлечь учеников старших классов в ряды молодых педагогов.я
Одним из направлений профориентационной работы является поступление обучающихся общеобразовательных учреждений по договору о целевом обучении по образовательной программе высшего образования.
Специфика целевого набора в том, что студент учится бесплатно, но после окончания учебного заведения должен по договору отработать не меньше 3-х лет в той организации, которая направила его на обучение.
В этом году 12 выпускников школ города заключили договоры о целевом обучении по образовательной программе высшего образования на педагогические специальности (направления подготовки) с общеобразовательными учреждениями и ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» 13 подали заявки на поступление на педагогические специальности.ием
. Это своего рода
Для заинтересованности подростков во влечение в предпринимательскую деятельность учащиеся гимназии № 14, школ № 10 и № 31 стали участниками информационно-образовательной смены по предпринимательству «Неделя молодёжного предпринимательства».
Общеобразовательные учреждения города участвуют в реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по ранней профессиональной ориентации.
Для обучающихся 6-11 классов проводятся:
комплексная онлайн – диагностика на сайте Проекта;
мероприятия профессионального выбора- профессиональные пробы, где участники под руководством наставника знакомятся с интересующей их компетенцией и выполняют задания из реальной профессиональной деятельности на базе профессиональной образовательной организации;
Всероссийские профориентационные уроки;
обучение педагогов- навигаторов общеобразовательных организаций новым методикам и технологиям в области профессиональной ориентации обучающихся;
Муниципальные общеобразовательные учреждения участвуют в профориентационных онлайн-мероприятиях Всероссийский открытый урок «ПроеКТОриЯ». В рамках реализации открытых онлайн-уроков, реализующих с учетом опыта цикла открытых уроков «ПроеКТОриЯ», состоялись демонстрации выпуска «Шоу профессий», направленного на знакомство школьников с профессией «Сварщик» (4373 чел) и «Электромонтажник» (353 чел), «Моя профессия - моя история» (1509 чел.), «Полный улёт» ( 738 чел.), «Стоп-снято» (1117), «Технология моды» (1555 чел.), «Формула успеха» (1359), « Дело вкуса» (549 чел).
В целях успешного участия школьников города Йошкар-Олы в Проекте определены 12 педагогов – навигатора из числа педагогических работников общеобразовательных организаций города (школы №№ 1, 2, 3, 7, 9, 13, 16, 19, 23, 27, 30), в задачи которых входит оказание педагогической, информационной, организационной поддержки обучающихся в Проекте, а также проведение профориентационных уроков в рамках Всероссийской профориентационной недели по материалам, предоставленным Федеральным оператором Проекта.
В рамках деятельности федерального центра компетенций по профориентации «Zасобой» создан проект «Аргератор профориентационных возможностей «ProfStories», 899 обучающихся из 12 муниципальных школ воспользовались данным сайтом. Также в рамках проекта создан сервис «Цифровой помощник для выбора профессии» для обучающихся 8 - 11 классов общеобразовательных организаций.
В целях популяризации современных рабочих профессий, повышения их престижа в обществе, привлечения молодых инициативных людей к получению рабочих профессий в период с 14 по 18 февраля 2022 года состоялся Х Открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Республики Марий Эл (далее - Чемпионат). В рамках деловой программы Чемпионата были запланированы профориентационные мероприятия для школьников, включающие в себя онлайн-трансляции соревнований с площадок Чемпионата, виртуальные экскурсии, онлайн-мастер-классы.
Все муниципальные школы приняли активное участие. 5668 учеников и 147 педагогов посетили данные площадки чемпионата.
В 2021 году двое обучающихся 8 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Йошкар-Олы» стали участниками чемпионата по специальности «Кондитерское дело. Юниоры. (заняли 2 и 3 места).
В рамках реализации мероприятий регионального проекта «Популяризация предпринимательства», входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» организована деятельность Центра школьного предпринимательства на базе ГБУ Республики Марий Эл «Дворец Молодежи Республики Марий Эл».
В рамках профориентационной работы управлением образования совместно с ГКУ РМЭ «Центр занятости населения города Йошкар-Олы» проведено анкетирование выпускников 9-х классов с целью выявления их профессиональных предпочтений, в котором приняли участие 2186 учащихся.
Налажено взаимодействие с образовательными организациями СПО, проводятся встречи с представителями колледжей, осуществляется посещение профориентационных событий: Дни открытых дверей (МОСИ – компьютерная диагностика по методике «Карта интересов», МарГУ - тест-драйв МарГУ), анкетирование выпускников 9-х,11-х классов (ГКУ РМЭ «Центр занятости населения города Йошкар-Олы»), конкурсы на базе учреждений СПО (Межрегиональный открытый чемпионат по парикмахерскому искусству «Модный образ»), участие в Едином дне профессионального самоопределения «Мир профессий».
В целях помощи учащимся выпускных классов в выборе профессии, профессиональной самореализации и перспективах работы в ИТ-сфере в Республике Марий Эл, в офисе компании iSpring (ул. Вознесенская, 110) прошли профориентационные семинары «ТОП-20 профессий в продуктовой ИТ-компании» для обучающихся 11-х классов общеобразовательных организаций города Йошкар-Олы, которые посетили 112 учеников.
Несмотря на всестороннюю профориентационную деятельность мниципальных общеобразовательных учреждений города Йошкар-Олы, имеются ряд проблем:
- недостаточная активизация профориентационной работы на уровне 5-6
классов согласно возрастным особенностям;
- недостаточная включенность в процесс профессионального
самоопределения учащихся 5-8 классов;
- низкая мотивация большинства школьников и их родителей (законных
представителей) в выборе профессий;
- ограниченность возможностей получения информации о потребности
городских предприятий в кадрах;
- отсутствие системного комплекса диагностических методик, используемых
в профориентационной работе, включающих также интеллектуальные и личностные психодиагностики;
- нескоординированность работы учителей-предметников по выявлению, развитию способностей обучающихся;
- нескоординированность работы классных руководителей по преемственности профориентационной работы, по организации индивидуальной работы с учащимися и их родителями (законными представителями) для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции;
- однообразность системы профинформирования;
- обеспечения определения учащихся в выборе дальнейшего профиля обучения в старшей школе;
- обеспечения развития навыков: разбираться в содержании профессиональной деятельности, соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами, анализировать свои возможности и способности, формировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности.
Таким образом, несмотря ни на что, профориентация обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города Йошкар-Олы, в том числе на основе партнерства с различными образовательными организациями, направлена на формирование у обучающихся личностных и метапредметных результатов образования, достижение социально-педагогических эффектов, обеспечивающих эффективность пропедевтического профессионального самоопределения подростков и осознанный выбор дальнейшего образовательного маршрута.