Меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних

Согласно положениям действующего законодательства Российской Федерации совершеннолетия гражданин достигает в возрасте 18 лет. До достижения этого возраста к несовершеннолетним гражданам применяется термин «дети». Семейным Кодексом определяется перечень прав ребенка, которые должны выполняться вне зависимости от условий проживания и воспитания несовершеннолетнего. Контроль над соблюдением прав ребенка, а также функция защиты его интересов возлагается на родителей. Если таковые отсутствуют либо по какой-то причине лишены своих прав, данная задача возлагается на опекунов, усыновителей, а в случае их отсутствия или отстранения, на администрацию детского учреждения и органы опеки и попечительства.


Права несовершеннолетних

Семейным Кодексом РФ за ребенком закреплен ряд имущественных и неимущественных прав. К последним относятся следующие положения, определенные в ст. 54-58 СК РФ: 

Дети в возрасте до 18 лет имеют право проживать с родителями по возможности в семье. Если родители не лишены родительских прав, дееспособны и не отстранены от воспитания ребенка в связи с злоупотреблением алкоголем и наркотиками, место проживания ребенка определяется с родителями или с одним из них. Под воспитанием подразумевается весь комплекс мер, направленных на заботу, контроль развития и физического состояния ребенка, обеспечение его образования и содержания. Также родители обязаны уделять внимание моральному состоянию ребенка и формированию нравственных ценностей. 

Право на общение с родственниками. Если это не исключено решением суда, ребенок имеет право на общение со всеми кровными родственниками, в том числе и с бабушками и дедушками. Если один из родителей препятствует этому общению, он нарушает права несовершеннолетнего. 

Право детей иметь и выражать свое личное мнение. Мнение ребенка должно учитываться при принятии любого решения, непосредственно касающегося его интересов. Важно понимать, что, начиная с десятилетнего возраста, мнение несовершеннолетнего учитывается, а порой и является определяющим при принятии судебных решений в отношении лишения и восстановления родительских прав, определения места проживания ребёнка, а также при усыновлении и изменении имя, отчества и фамилии. 

Любой ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Отчество ребенка определяется по имени отца, а фамилия может переходить от одного из родителей. 

Право ребенка на защиту своих прав и интересов. Основные функции по защите прав и интересов ребенка возлагаются на родителей. Если родители проживают раздельно с ребенком, это не освобождает их от обязанности защищать его интересы. Если родители отсутствуют, лишены родительских прав, недееспособны либо злоупотребляют алкоголем и наркотическими средствами, все функции по защите прав ребенка возлагаются на опекуна, усыновителя или органы опеки и попечительства. На момент, когда ребенок пребывает в детском воспитательном или лечебном учреждении, контролировать соблюдение их прав должна администрация данного центра. 

Несовершеннолетние имеют право на защиту от злоупотребления родителей и уважение их человеческого достоинства. Под этим пунктом подразумевается широкий спектр факторов. Родители должны обеспечить ребенку комфортные условия для психического развития и поддержания оптимального морального состояния.

 

Меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних: графики проведения совместных межведомственных рейдовых мероприятий, направленных на выявление детей из семей, находящихся в социально опасном положении и предусматривающие участие в них представителей органов управления образованием, представителей образовательных организаций, КДН и ЗП, органов опеки и попечительства, территориальных ПДН УМВД России. Сведения о несовершеннолетних и родителях, находящихся в социально опасном положении, объединены в единую базу данных, которая позволяет своевременно осуществлять адресную профилактическую работу с конкретным ребенком и конкретной семьей.

Формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни. Реализация в образовательных учреждениях профилактических программ и лекториев с участием медработников по формированию навыков здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения по отношению к своему здоровью: "Полезные привычки" (1-4 классы), "Полезные навыки" (5-9 классы), "Полезный выбор" (10-11 классы), "Всё, что тебя касается", "15", "ЛадьЯ", "В здоровом теле - здоровый дух", "Твой организм - твоё богатство", "Всё в твоих руках", "Режим дня для выпускников при сдаче ЕГЭ", "Профилактика асоциальных привычек".

Формирование у обучающихся ценностного отношения к жизни. Ежемесячное проведение тематических классных часов, направленных на формирование у обучающихся с 1 по 11 класс ценностного отношения к жизни: "Учимся строить отношения", "Ты не один", "Настроение на "отлично", "Способность к прощению", "Испытание одиночеством", "Не навреди себе!" и др. Ежеквартальное проведение с учащимися 8-11 классов круглых тематических столов: "Мои жизненные ценности", "Социальные роли человека", "Причины детской и подростковой жестокости", "Спешите делать добро"; диспутов: "Где грань между реальностью и виртуальностью?", "Семья - это то, что с тобою всегда", "Конфликты: стратегии выхода"; брифингов: "Стрессы. Как ими управлять", "Как противостоять давлению среды"; панельных дискуссий: "Проектируем свое будущее", "Вечные ценности в жизни человека"; ролевых и ситуационных игр: "Все в твоих руках", "Конфликты в нашей жизни", "Город разных точек зрения". Проведение психологических занятий с элементами тренинга: "Как повысить свою самооценку", "Способы преодоления стресса", "Доверие в общении", "Суметь увидеть хорошее", "Я выбираю жизнь..."; конкурсов: рисунков "Краски счастливой жизни", "Пусть всегда буду Я!", "Я рисую счастливую жизнь", "Мой девиз по жизни"; сочинений, стенгазет, информационных сайтов, областные, муниципальные, городские и школьные акции, тематические выставки творческих работ обучающихся "Я люблю тебя жизнь!", "Твой выбор".

Размещение на сайтах образовательных организаций информации о работе телефона доверия, распространение памяток "Телефон доверия".

Диагностика подростков с целью выявления групп риска - особенностей личности и поведения ребенка, мотивационной сферы и динамики ее развития, эмоционально-волевой сферы (уровень тревожности, активности, актуальные страхи) и динамики ее развития, влияния эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенности различными сторонами образовательного процесса, личностной сферы (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамики ее развития. Для исследования уровня тревожности среди несовершеннолетних используется стандартный тест Спилбергера-Ханина как методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности.

Основные формы работы с несовершеннолетними по профилактике суицидального риска:

  • обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии;
  • меры по предупреждению конфликтных ситуаций среди обучающихся;
  • мониторинг (личностных и поведенческих проблем младших школьников, диагностика уровня готовности учащихся к переходу из одной ступени обучения в другую; адаптации учащихся к обучению в следующей ступени; личностных особенностей школьников в период возрастных кризисов; безопасности образовательной среды; состояния работы по обеспечению безопасности жизни детей и предотвращения преступлений в отношении несовершеннолетних; жестокого обращения с детьми);
  • развивающие занятия;
  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия, консультации;
  • консультации ребенка и родителей;
  • горячая линия.
Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе

 

Поведенческие

Словесные

Эмоциональные

Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно, отдаляющие от близких людей

Уверения в беспомощности и зависимости от других

Амбивалентность (двойственность) переживаний ("люблю-ненавижу")

Склонность к опрометчивым и безрассудным поступкам

Прощание

Беспомощность,

безнадежность

Чрезмерное употребление алкоголя или таблеток

Разговоры или шутки о желании умереть

Переживание горя

Посещение врача без очевидной необходимости

Сообщение о конкретном плане суицида

Признаки депрессии

Расставание с дорогими вещами или деньгами

Двойственная оценка значимых событий

Вина или ощущение неудачи, поражения

Приобретение средств совершения суицида

Медленная, маловыразительная речь

Чрезмерные опасения или страхи

Подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовления к уходу

Высказывания самообвинения

Чувство собственной малозначимости

Пренебрежение внешним видом

 

Рассеянность или растерянность

 

Ряд исследователей считают, что наибольшую значимость для прогнозирования суицидальной опасности имеют значение следующие факторы (в порядке убывания меры информативности): 

  1. восприимчивость, впечатлительность; 
  2. гипореактивный эмоциональный фон в период конфликтов; 
  3. низкий уровень самооценки; 
  4. стремление к уединению, замкнутость; 
  5. уход от неблагоприятных (нагрузочных) ситуаций; 
  6. примитивность, незрелость суждений; 
  7. переживание физического отставания; 
  8. снижение толерантности к фрустрациям; 
  9. служебные конфликты; 
  10. изоляция, отвержение от социального окружения; 
  11. затруднения в перестройке ценностных ориентаций; 
  12. предшествующие суицидальные высказывания. 

При завершенных суицидах встречались следующие типы акцентуаций характера – астеноневротический (50,9%), инфантильно-незрелый (21,8%), сенситивный (10,9%), эмоционально-зависимый (9,1%) и ограниченно-комформный (7,3%).

Одним из наиболее часто встречающихся факторов, способствующих покушению на самоубийство, является депрессия. Она может быть следствием потери объекта любви и сопровождаться печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Могут появиться такие психосоматические симптомы, как потеря аппетита, расстройство сна, усталость, снижение сексуального интереса. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно. Часто ее стараются скрыть за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями.

Риск самоубийства более высок среди молодых людей, увлекающихся наркотиками или алкоголем. Употребление алкоголя или наркотиков повышает вероятность действий, совершаемых под влиянием внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть наступает при передозировке и является непреднамеренной.

Стресс также может стимулировать суицидные намерения. Результаты исследований показывают, что лица, принадлежавшие к группам повышенного риска совершения самоубийства, имели много сомнительных знакомств, отличались низким уровнем самооценки и большим количеством стрессовых ситуаций.

Отчасти причиной стресса может послужить тяжелая домашняя обстановка. Стрессовые ситуации могут возникать и в повседневной жизни: трудности с учебой, колебания при выборе профессии, попытки найти свое место в обществе, конфликты на сексуальной почве (особенно без эмоциональной близости) и чувство неуверенности в себе - все эти факторы способствуют возрастанию напряженности.

Неуверенность в будущем также свойственна покушающимся на самоубийство молодым людям. Они, как правило, ничего не ждут от будущего и смотрят вперед без надежд и реальных планов. В настоящем же они видят только дискомфорт и страдание.

Некоторые склонные к самоубийству молодые люди характеризовались как незрелые личности, слабо контролирующие свои эмоции.

Склонные к самоубийству молодые люди отличаются слабым уровнем идентификации своей личности, а ведь идентификация необходима для обретения чувства собственного достоинства, осмысленности существования и целеустремленности.

Самоубийство может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые молодые люди страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Другие угрожают самоубийством, отчасти из-за ожидаемой вины, когда голоса призывают к внешней агрессии. Для подавляющего большинства совершивших самоубийство подростков были характерны длительные периоды неуравновешенного поведения с проявлением признаков и симптомов психического расстройства, особенно депрессии, и употребление наркотических веществ.

Важными эмоциональными компонентами причин самоубийства являются чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Девушкам может показаться, что они беременны. Их попытки покончить с собой являются способом наказать себя или своего молодого человека. Чувство вины и стыда из-за внебрачной беременности - сильный мотивационный фактор для совершения самоубийства.

Самоубийства молодых людей часто связаны с проблемами в межличностных отношениях. В таких случаях самоубийство становится актом агрессии, направленным внутрь, на самого себя, вместо убийства противника как акта агрессии, направленного наружу. Забеременев, девушка может попытаться отомстить молодому человеку, совершив самоубийство (внутренняя агрессия), чтобы таким образом заставить его почувствовать вину, или же убив его самого (внешняя агрессия). Из всех агрессивных действий, на которые способны люди, самоубийство (иногда) - одно из самых экстремальных. Это акт насилия, направленный против любимых людей, общества, а также против самого себя. Близкие самоубийцы всегда остаются в недоумении, где они совершили ошибку.

Мотивы суицидального поведения кроются в трансформации личностной структуры, вызванной воздействием на нее различных внутренних или внешних факторов высокой интенсивности. К внутренним факторам мы можем отнести смену мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, осознание некоторых экзистенциальных проблем и многие-многие другие. Внешними же факторами можно считать воздействие культурного, социального окружения, изменения в материальной обеспеченности, а также потеря привычных индентификаций с собственным телом и другие. Нужно, однако, заметить, что границы влияния внешних и внутренних переменных на индивида весьма условны и нередко сменяют или дополняют друг друга.

Таким образом, мы имеем все предпосылки для того, чтобы предположить, что суицидальный кризис не имеет своего собственного места в классификации кризисных состояний и является пиковым выражением наиболее интенсивных личностных кризисов.

Более того, не во всех случаях кризисов можно наблюдать суицидальное поведение. Наиболее частым это явление становится в период протекания так называемой «негативной дезинтеграции» в структуре личности. В отличие от позитивной, в негативной дезинтеграции практически отсутствуют потенциальные возможности для личностного роста.

Роберто Асаджоли утверждал, что на пути к достижению полного духовного сознания человек может проходить через пять критических стадий: кризисы, предшествующие духовному пробуждению; кризисы, вызванные духовным пробуждением; спады вслед за духовным пробуждением; кризисы на стадии духовного преображения и состояние, именуемое «темная ночь души».

Однако же, когда духовный кризис приводит таких людей к сущностному пониманию их смертности, они могут начать испытывать невероятное сопротивление, а многие приходят к внезапному осознанию непрочности жизни. Такое открытие может опустошить людей, не склонных или неготовых столкнуться со своим страхом смерти, но оно может стать освобождающим для тех, кто готов принять факт своей смертности, так как полное принятие смерти может освободить их для того, чтобы насладиться каждым мгновением жизни.

Однако для многих людей, переживающих духовный кризис, это осознание становится болезненным и настолько неожиданным, что может подтолкнуть к абсурдному, казалось бы, решению - уйти из жизни. Вот почему представляется важным проведение психотерапевтической работы с людьми, находящимися в состоянии психодуховного кризиса, с целью интеграции их отношения к смерти.

Признаки депрессии у детей и подростков

Менее чем три десятилетия назад депрессия рассматривалась как преобладающее расстройство у взрослых: дети считались слишком незрелыми для развития депрессивных расстройств, а подростковое плохое настроение рассматривалось как часть "нормального" подросткового колебания настроения. Депрессия у детей и подростковая депрессия вполне реальны.

Депрессия у подростков связана с рядом неблагоприятных причин, включает социальные и образовательные нарушения, а также проблемы физического и психического здоровья. Хотя исследования по курсу и корреляциям депрессии выявили важные сходства в развитии признаков депрессии у подростков, они также выявили и возрастные вариации. В результате, исследователи продолжают оценивать степень, в какой депрессия ребёнка, подростка и взрослого человека отражает одно и то же основное состояние. 

Только в последние два десятилетия депрессия у детей начала восприниматься очень серьезно. Депрессивный ребенок может притворяться больным, отказываться ходить в школу, цепляться за родителя или беспокоиться о том, что родитель может умереть. Старшие дети могут обижаться, попадать в беду в школе, быть злыми, грубыми и чувствовать себя непонятыми.

Поскольку нормальное поведение варьируется от одного возраста к другому, трудно определить, проходит ли ребенок через временную "фазу" или страдает депрессией. Иногда родители начинают беспокоиться о том, как изменилось поведение ребенка, или учитель говорит, что "ваш ребенок изменился, он сам не свой". В таком случае, если педиатр исключает физические симптомы, он вероятно, предположит, что ребенка должен оценить другой специалист, предпочтительно психиатр, который специализируется на лечении детей.

Один из семи подростков испытывают депрессию каждый год. Депрессия – это излечиваемая болезнь и это не просто пара печальных дней. Подростковая депрессия связана с постоянным чувством грусти или раздражительности, которые мешают ребенку или подростку функционировать.
У детей, находящихся в стрессе от потери близкого человека, или у кого есть трудности с вниманием, обучением, проблемы с поведением или есть тревожное расстройство, имеется более высокий риск депрессии. Широкое использование социальных сетей также связано с повышенным риском депрессии. Депрессия также имеет тенденцию распространяться в семьях, особенно когда семья объединена каким-то общим негативным событием. Не обязательно потеря близкого человека. Например, в семье алкоголик или тиран-психопат.

Поведение депрессивных детей и подростков может отличаться от поведения депрессивных взрослых. Детские и подростковые психиатры советуют родителям осознать признаки и симптомы депрессии у своих подростков и более младших детей.

Что нужно знать о депрессии подросткам и их родителям. Если один или несколько из этих признаков депрессии сохраняются, необходимо обратиться за помощью.

 
Признаки депрессии у детей и подростков 

Дети

Подростки

Печальное настроение

Печальное настроение

Потеря свойственной детям энергии

Чувство скуки

Нарушения сна, соматические жалобы

Чувство усталости

Изменение аппетита или веса

Нарушения сна, соматические жалобы

Ухудшение успеваемости

Неусидчивость, беспокойство

Снижение интереса к обучению

Фиксация внимания на мелочах

Страх неудачи, чувство неполноценности

Чрезмерная эмоциональность

Самообман - негативная самооценка

Замкнутость

Чувство "заслуженного отвержения"

Рассеянность внимания

Заметное снижение настроения при малейших неудачах

Агрессивное поведение

Чрезмерная самокритичность

Непослушание, склонность к бунту

Сниженная социализация

Злоупотребление алкоголем или наркотиками

Агрессивное поведение

Прогулы в школе, колледже, плохая успеваемость

 

Ребенок, который часто играл с друзьями, теперь может проводить большую часть времени в одиночку и не иметь интересов. Вещи, которые когда-то были забавными и привлекательными, приносят лишь незначительную радость подавленному ребенку. Дети и подростки в депрессии, могут говорить, что хотят умереть или могут говорить непосредственно о самоубийстве. Они подвержены повышенному риску суицида. Важно понять, что за этим кроется: желание обратить на себя внимание или есть реальные опасения за жизнь этого ребёнка. Они могут увлечься этими идеями и "попробовать", не понимая до конца последствий. Депрессивные подростки могут начать употреблять алкоголь или наркотики, как способ облегчить своё состояние и почувствовать себя лучше.

Дети и подростки, которые вызывают проблемы дома или в школе, также могут страдать от депрессии. Поскольку ребёнок не всегда может казаться грустным, родители и учителя могут не понимать, что неприятное поведение является признаком депрессии. Когда их спрашивают напрямую, эти дети могут признать, что они недовольны или грустны.
Ранняя диагностика и лечение необходимы для детей с депрессией. Депрессия – настоящая болезнь, требующая профессиональной помощи. Комплексное лечение часто включает как индивидуальную, так и семейную терапию. Семейная терапия необходима и обязательна на мой взгляд. Например, когнитивная поведенческая терапия (КПТ) и межличностная психотерапия (МПТ) представляют собой формы индивидуальной терапии, которые весьма эффективны при лечении депрессии. Лечение может также включать использование антидепрессантов. Родители должны попросить своего врача-педиатра направить их к квалифицированному специалисту в области психического здоровья, который может диагностировать и лечить депрессию у детей и подростков. Если депрессия наблюдается у ребёнка младшего школьного возраста или дошкольника, его спасёт только семейная психотерапия, точнее, без неё никуда, это основа. Как правило, это и занятие персонально с ребёнком и всей семьёй и в разных вариациях, и даже совсем без ребёнка. Ребёнок болеет болезнями родителей.

В исследованиях депрессивных школьников выявлено около двух третей молодых людей с депрессией, которые имеют по крайней мере одно сопутствующее психическое расстройство, а более 10% показывают два или более (синдром дефицита внимания с гиперактивностью [СДВГ] или расстройство поведения или что-то ещё). В дошкольных исследованиях показатели коморбидности еще выше, и это уже три из каждых четырех депрессивных дошкольников. 

Лечение и профилактика депрессии у молодежи
Большинство методов лечения детской депрессии были впервые разработаны для лечения взрослых и впоследствии использовались у молодых людей. В настоящее время проводится оценка лечения дошкольников с депрессией, в которых идёт фокусировка на трех основных фактических методах лечения депрессии у детей старшего возраста и подростков: фармакотерапия флуоксетином или другим ингибитором обратного захвата серотонина; когнитивная и поведенческая терапия и межличностная терапия.

Другие факторы, влияющие на планирование лечения, будут включать наличие сопутствующих заболеваний и материнского психического здоровья. Удивительно, но мало доказательств в отношении того, как лечить сопутствующую патологию при депрессии – лучше ли лечить депрессию или состояние сопутствующей болезни или и то, и другое, и при каких обстоятельствах? Клиницисты обычно принимают индивидуальные решения, рассматривая сначала состояние, которое является более хроническим или представляется наиболее серьезным. Что касается материнского психического здоровья, то данные свидетельствуют о том, что лечение депрессии у матери может помочь облегчить депрессию у потомства. Результаты исследования матерей с депрессией, получавших лечение, показали, что ремиссия материнской депрессии ассоциируется со значительным улучшением депрессии у детей.

Депрессия у мальчиков и девочек. Отличия

Депрессия оказывает различное влияние на мозговую активность пациентов мужского и женского пола в определенных областях мозга. Открытие гендерно-специфического воздействия на деятельность мозга показывает, что девочки-подростки и мальчики-подростки могут испытывать депрессию по-разному. Мужчины и женщины, по-видимому, страдают от депрессии по-разному, и это особенно заметно у подростков. В возрасте 15 лет девочки в два раза чаще страдают депрессией, чем мальчики. Существуют различные возможные причины этого, в том числе проблемы с восприятием своего меняющегося тела, гормональные колебания и генетические факторы, где девочки больше подвержены риску наследования депрессии. Различия между полами накладывает отпечаток и на то, как проявляется расстройство и его последствия. Мужчины более склонны страдать от постоянной депрессии, тогда как у женщин депрессия имеет тенденцию быть более эпизодической. По сравнению с женщинами у депрессивных мужчин также больше шансов пострадать от последствий депрессии, таких как злоупотребление психоактивными веществами и самоубийство. Но женская и соответственно девичья депрессия всё-таки более распространена.

Информация
  • Размещено 12.11.2019 13:00
  • Просмотры: 3160

Теги