Воспитательная работа и дополнительное образование / Социально - психологическая служба / Деятельность социально психологической службы
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса – один из основных ресурсов, создающих условия для повышения качества образования, охраны и защиты прав его участников. Это четко организованная система квалифицированной целенаправленной работы всех школьных служб, в которые входят социальный педагог, психолог, логопед, инспектор по охране прав детства, во взаимодействии их друг с другом. Деятельность каждой из подструктур осуществляется не только посредством индивидуальной работы, но и через создание Советов профилактики, психолого-педагогических комиссий, психолого-медико-педагогических консилиумов.
Таким образом, основными задачами, реализуемыми в ходе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе, становятся:
Эффективность и результативность психолого-педагогического сопровождения обусловливается рядом факторов: плановостью, системностью организации деятельности входящих в него подструктур; целенаправленностью; многосторонностью, дифференцированностью. Успешность психолого-педагогического сопровождения зависит также и от четкой организованности и умения взаимодействовать друг с другом.
Предлагаемые методические рекомендации представляют собой теоретическую базу для организации деятельности субъектов психолого-педагогического сопровождения (в частности психологов и социальных педагогов).
Функции и роли социального педагога
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям и их родителям, а также учителям школы, выполняет следующие функции:
Аналитико-диагностическая функция реализуется посредством:
- изучения и оценивания особенностей социальной микросреды образовательного учреждения, семейного воспитания и внешкольного окружения детей и подростков, требующих особого внимания;
- прогнозирования возможных влияний среды на школьников;
- выявления личностных особенностей и достоинств обучающегося, его «проблемное поле»;
- изучения и оценивания особенностей деятельности и обучения школьника;
- установления причин неадекватного поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия их семей;
- содействия выявлению особо одаренных школьников;
- содействия выявлению обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
Прогностическая функция заключается:
- в прогнозировании процесса воспитания и развития личности школьника на основе анализа социальной и педагогической ситуации, оказании помощи в саморазвитии и воспитании детей и подростков;
- в планировании собственной социально-педагогической деятельности на основе анализа результатов предыдущей работы.
Организационно-коммуникативная функция представляет собой:
- привлечение общественных организаций, учреждений дополнительного образования и др. в процесс воспитания детей и подростков, в совместный труд и отдых;
- участие в формировании взаимоотношений в детской и подростковой среде, оказание влияния на отношения детей, подростков и взрослых.
Коррекционная функция социального педагога заключается в следующем:
- ограждение от негативного влияния окружающей социальной среды;
- коррекция самооценки школьников, помощь в избавлении от вредных привычек.
Координационно-организаторская функция представляет собой:
- организацию социально-значимой деятельности детей и подростков;
- привлечение учащихся к различным видам деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней и возможностей детей и подростков;
- организация коллективной творческой деятельности детей с участием взрослых;
- координация деятельности всех субъектов социального воспитания;
- взаимодействие с органами социальной защиты и помощи.
Функция социально-педагогической поддержки и помощи заключается:
- в оказании квалифицированной педагогической помощи школьнику в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении и самореализации;
- в оказании квалифицированной педагогической помощи родителям и педагогам по вопросам установления взаимоотношений с детьми и подростками;
- в установлении доверительных отношений с клиентами.
Охранно-защитная функция – это:
- защита прав и интересов детей и подростков и их объединений посредством использования системы правовых норм, законов;
- содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, совершающих противоправные действия.
Психотерапевтическая функция представляет собой:
- участие в обеспечении положительного эмоционально состояния детей и подростков;
- оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций;
- участие в снятии депрессивных состояний детей и подростков в рамках деятельности;
-содействие в создании ситуаций успеха школьников.
Социально-профилактическая функция предполагает собой:
- организация системы профилактических мер по предупреждению асоциального поведения детей и подростков;
- участие в формировании их нравственно-правовой устойчивости;
- организация системы мер социального оздоровления детей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Реабилитационная функция заключается в организации системы мер по социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, испытывающих различные затруднения, приводящие к социальной дезадаптации.
Цели и задачи деятельности педагога-психолога
в образовательном процессе
Основная цель деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении – содействие формированию развивающего образа жизни учащихся, их индивидуальности; развитие у школьников творческих способностей, создание у них позитивной мотивации к обучению; выявление и коррекция психологических причин нарушения личностного и социального развития; профилактика условий возникновения подобных нарушений.
В рамках реализации поставленной цели психолог:
Задачи деятельности педагога психолога в образовательном учреждении следующие:
Важным моментом работы педагога-психолога в образовательном процессе является его научно-методическая деятельность, которая помогает в обеспечении педагогов и администрации школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии, а также содействует распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии.
Педагог-психолог в образовательном учреждении участвует в подготовке и реализации психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.
К основным направлениям деятельности педагога-психолога в образовании относятся:
Для наиболее эффективной деятельности педагогу-психологу необходимо работать в тесном контакте с учреждениями здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, которые оказывают помощь образовательным учреждениям в воспитании детей и подростков.
Причины постановки учащегося или семьи на внутришкольный учет
Решение о постановке на внутришкольный учет учащегося или семьи принимается школьным Советом профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с Федеральным Законом № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», законом Республики Марий Эл №42-З от 09.11.2005 г. «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Марий Эл» и школьным Положением о постановке на внутришкольный учет, которое принимается на педагогическом совете образовательного учреждения.
Причинами постановки на учет учащихся могут быть:
Причинами постановки на учет семьи могут быть: