Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса – один из основных ресурсов, создающих условия для повышения качества образования, охраны и защиты прав его участников. Это четко организованная система квалифицированной целенаправленной работы всех школьных служб, в которые входят социальный педагог, психолог, логопед, инспектор по охране прав детства, во взаимодействии их друг с другом. Деятельность каждой из подструктур осуществляется не только посредством индивидуальной работы, но и через создание Советов профилактики, психолого-педагогических комиссий, психолого-медико-педагогических консилиумов.

Таким образом, основными задачами, реализуемыми в ходе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе, становятся:

  • изучение личности школьника и классного коллектива в целом, а также факторов и ресурсов их прогрессивного развития на всех ступенях образовательного процесса, формирование банка данных;
  • организация дифференцированной работы с различными категориями учащихся (одаренные дети; дети, имеющие трудности в обучении; школьники с девиантным поведением; дети, находящиеся в социально-опасном положении и т.д.) и их семьями;
  • создание благоприятного психологического климата в отдельных классных коллективах и образовательном учреждении в целом;
  • поддержка и защита прав и здоровья учащихся;
  • создание условий для оптимального развития участников образовательного процесса в рамках инновационной деятельности образовательных учреждений;
  • оказание практической помощи педагогам;
  • создание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе, предупреждение конфликтных ситуаций;
  • создание условий для сохранения психологического здоровья педагогов.

Эффективность и результативность психолого-педагогического сопровождения обусловливается рядом факторов: плановостью, системностью организации деятельности входящих в него подструктур; целенаправленностью; многосторонностью, дифференцированностью. Успешность психолого-педагогического сопровождения зависит также и от четкой организованности и умения взаимодействовать друг с другом.
Предлагаемые методические рекомендации представляют собой теоретическую базу для организации деятельности субъектов психолого-педагогического сопровождения (в частности психологов и социальных педагогов).

Функции и роли социального педагога

Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям и их родителям, а также учителям школы, выполняет следующие функции:

  • Аналитико-диагностическую;
  • Прогностическую;
  • Организационно-коммуникативную;
  • Коррекционную;
  • Координационно-организаторскую;
  • Функцию социально-педагогической поддержки помощи;
  • Охранно-защитную;
  • Психотерапевтическую;
  • Социально-профилактическую;
  • Реабилитационную.

Аналитико-диагностическая функция реализуется посредством:
- изучения и оценивания особенностей социальной микросреды образовательного учреждения, семейного воспитания и внешкольного окружения детей и подростков, требующих особого внимания;
- прогнозирования возможных влияний среды на школьников;
- выявления личностных особенностей и достоинств обучающегося, его «проблемное поле»;
- изучения и оценивания особенностей деятельности и обучения школьника;
- установления причин неадекватного поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия их семей;
- содействия выявлению особо одаренных школьников;
- содействия выявлению обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
Прогностическая функция заключается:
- в прогнозировании процесса воспитания и развития личности школьника на основе анализа социальной и педагогической ситуации, оказании помощи в саморазвитии и воспитании детей и подростков;
- в планировании собственной социально-педагогической деятельности на основе анализа результатов предыдущей работы.
Организационно-коммуникативная функция представляет собой:
- привлечение общественных организаций, учреждений дополнительного образования и др. в процесс воспитания детей и подростков, в совместный труд и отдых;
- участие в формировании взаимоотношений в детской и подростковой среде, оказание влияния на отношения детей, подростков и взрослых.
Коррекционная функция социального педагога заключается в следующем:
- ограждение от негативного влияния окружающей социальной среды;
- коррекция самооценки школьников, помощь в избавлении от вредных привычек.
Координационно-организаторская функция представляет собой:
- организацию социально-значимой деятельности детей и подростков;
- привлечение учащихся к различным видам деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней и возможностей детей и подростков;
- организация коллективной творческой деятельности детей с участием взрослых;
- координация деятельности всех субъектов социального воспитания;
- взаимодействие с органами социальной защиты и помощи.
Функция социально-педагогической поддержки и помощи заключается:
- в оказании квалифицированной педагогической помощи школьнику в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении и самореализации;
- в оказании квалифицированной педагогической помощи родителям и педагогам по вопросам установления взаимоотношений с детьми и подростками;
- в установлении доверительных отношений с клиентами.
Охранно-защитная функция – это:
- защита прав и интересов детей и подростков и их объединений посредством использования системы правовых норм, законов;
- содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, совершающих противоправные действия.
Психотерапевтическая функция представляет собой:
- участие в обеспечении положительного эмоционально состояния детей и подростков;
- оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций;
- участие в снятии депрессивных состояний детей и подростков в рамках деятельности;
-содействие в создании ситуаций успеха школьников.
Социально-профилактическая функция предполагает собой:
- организация системы профилактических мер по предупреждению асоциального поведения детей и подростков;
- участие в формировании их нравственно-правовой устойчивости;
- организация системы мер социального оздоровления детей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Реабилитационная функция заключается в организации системы мер по социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, испытывающих различные затруднения, приводящие к социальной дезадаптации.

Цели и задачи деятельности педагога-психолога
в образовательном процессе

Основная цель деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении – содействие формированию развивающего образа жизни учащихся, их индивидуальности; развитие у школьников творческих способностей, создание у них позитивной мотивации к обучению; выявление и коррекция психологических причин нарушения личностного и социального развития; профилактика условий возникновения подобных нарушений.
В рамках реализации поставленной цели психолог:

  • содействует созданию социальной ситуации развития, которая соответствует индивидуальности учащихся и обеспечивает психологические условия для охраны здоровья и развития личности школьников, родителей, педагогов;
  • содействует приобретению учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для социального общения, получения профессии, достижения успеха в жизни;
  • оказывает психологическую помощь учащимся исходя из их индивидуальных особенностей, способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
  • содействует педагогам и родителям в воспитании детей и подростков.

Задачи деятельности педагога психолога в образовательном учреждении следующие:

    • психологический анализ социальной ситуации развития в школе; выявление основных проблем и причин их возникновения; выработка и реализация путей их разрешения;
    • помощь в личностном и интеллектуальном развитии школьников на всех возрастных этапах;
    • помощь учащимся в самоопределении и саморазвитии;
    • содействие формированию позитивного социально-психологического климата в образовательном учреждении (на уровне классных коллективов и в школе в целом);
    • психологическое сопровождение образовательных программ, в том числе и инновационных, с целью их адаптации к интеллектуальным и личностным особенностям обучающихся;
    • выявление, коррекция и профилактика отклонений в социальном и психологическом здоровье школьников;
    • психологическое сопровождение работы с одаренными детьми.

Важным моментом работы педагога-психолога в образовательном процессе является его научно-методическая деятельность, которая помогает в обеспечении педагогов и администрации школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии, а также содействует распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии.
Педагог-психолог в образовательном учреждении участвует в подготовке и реализации психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.
К основным направлениям деятельности педагога-психолога в образовании относятся:

  • психологическое просвещение;
  • психологическая профилактика;
  • психологическая диагностика;
  • психологическая коррекция;
  • консультативная деятельность.

Для наиболее эффективной деятельности педагогу-психологу необходимо работать в тесном контакте с учреждениями здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, которые оказывают помощь образовательным учреждениям в воспитании детей и подростков.

Причины постановки учащегося или семьи на внутришкольный учет

Решение о постановке на внутришкольный учет учащегося или семьи принимается школьным Советом профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с Федеральным Законом № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», законом Республики Марий Эл №42-З от 09.11.2005 г. «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Марий Эл» и школьным Положением о постановке на внутришкольный учет, которое принимается на педагогическом совете образовательного учреждения.
Причинами постановки на учет учащихся могут быть:

  • систематическое невыполнение домашнего задания, отказ от работы на уроке, постоянное отсутствие тетради, учебника, систематическое отсутствие во время проведения контрольных работ, смех, выкрики, разговоры на уроках;
  • пропуски учебных занятий без уважительных причин;
  • драки, грубость, сквернословие;
  • драки, приводящие к телесным повреждениям;
  • курение;
  • употребление спиртных напитков;
  • употребление психоактивных или наркотических веществ;
  • совершение преступления или соучастие в нем;
  • систематическая порча государственного и личного имущества;
  • издевательства над учащимися другой национальности, вероисповедания; систематические издевательства над младшими или более слабыми учащимися;
  • единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза здоровью другого человека;
  • совершение несовершеннолетним правонарушения, за которое установлена административная ответственность.

Причинами постановки на учет семьи могут быть:

  • жестокое обращение с детьми;
  • злоупотребление спиртными напитками, психоактивными или наркотическими веществами;
  • невыполнение или ненадлежащее выполнение своих родительских обязанностей по обучению, воспитанию и содержанию детей.
Информация
  • Размещено 02.11.2016 01:44
  • Просмотры: 77

Теги