1.   Конституция Российской Федерации;

2.   Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ;

3.   Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ;

4.   Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;

5.   Федеральный закон от 25.07.2002г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

6.   Федеральный закон от 06.03.2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

7.   Федеральный закон от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;

8.   Федеральный закон от 27 мая 1996г. №57-ФЗ «О государственной охране»;

9.   Федеральный закон от 18 апреля 1991г. №1026-1 «О милиции»;

10.    Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»;

11.    Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"

12.    Приказ МВД России от 14.07.2005г. №047 «О некоторых мерах по усилению борьбы с экстремизмом».

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в нашей стране не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозно- го или языкового превосходства. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.


Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом определены Федеральным законом от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму». В законе указано, что организационные основы противодействия терроризму определяются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органа- ми государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

В борьбе с терроризмом могут применяться Вооруженные силы Российской Федерации. Это необходимо для пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами; пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства; пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Для защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в период проведения контртеррористической операции может вводиться специальный правовой режим.

В данный период допускается: проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов

  • доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности; удаление физических лиц с отдельных участков местности, а также отбуксировка транспортных средств; усиление охраны общественного порядка; ведение контроля телефонных переговоров, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях информации о лицах, подготовивших и совершивших террористический акт;
  • использование транспортных средств, принадлежащих организациям, независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения; временное отселение физических лиц в безопасные районы; 
  • ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах и другие меры безопасности.

Государство осуществляет компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террори- стического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших.

Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, из средств федерального бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение.

Борьба с терроризмом осуществляется также органами федеральной службы безопасности (ФСБ). Федеральным законом от 03.04.1995 №40-ФЗ

«О Федеральной службе безопасности» установлено следующее.

Мероприятия по борьбе с терроризмом, проводимые ФСБ, могут быть вызваны необходимостью пресечения террористического акта; выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта; добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма. В борьбе с терроризмом проводятся гласные и негласные, оперативно-боевые и иные мероприятия, особый характер которых определяется условиями борьбы с терроризмом.

Проведение мероприятий по борьбе с терроризмом, ограничивающих права граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании постановления судьи.

В неотложных случаях, когда промедление может привести к совершению террористического акта и поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, либо когда имеются данные, позволяющие предполагать, что в жилом помещении совершается или совершен террористический акт, либо когда осуществляется преследование лица, подозреваемого в причастности к совершению террористического акта, сотрудники органа по борьбе с терроризмом имеют право беспрепятственно входить в жилое помещение, а также приостанавливать оказание услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничивать использование сетей связи и средств связи.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены штрафные санкции в отношении должностных и юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с финансированием терроризма, или непредставление сведений о подобной деятельности. Или воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неис- полнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Административными правонарушениями также являются:

  • массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения; 
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой;
  • нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Уголовными преступлениями, предусмотренными уголовным кодексом Российской Федерации, являются:

  • совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях;
  •  захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить ка- кое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника;
  •  заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;
  •  создание вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием или его финансирование;
  • угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона;
  • незаконное приобретение, хранение, использование, передача или разрушение ядерных материалов или радиоактивных веществ;
  • посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
  • действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
  • организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации;
  • публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
  • создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, а равно руководство таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности;
  • участие в экстремистском сообществе;
  • организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;
  • участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

Под преступлениями экстремистской направленности в Уголовном кодексе Российской Федерации понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

В Российской Федерации противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

  • принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
  • выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятель- ности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

К профилактическим мерам относятся воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Если имеются сведения о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель, либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения, либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения.

Общественному или религиозному объединению либо иной организации может быть вынесено предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. Предупреждение общественному или религиозному объединению либо иной организации выносится Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором.

В Российской Федерации запрещаются распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности и использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности; запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

Ответственность, установленная законодательством Российской Федерации, предусмотрена для должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, за высказывания о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности.

За осуществление экстремистской деятельности иностранные граждане и лица без гражданства, равно как и граждане Российской Федерации, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. 

При проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования запрещается иметь при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам; не допускается привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов.

Основные цели обеспечения национальной безопасности определены Указом Президента РФ от 12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

В данном документе указано, что национальная безопасность включает:

  • национальную оборону;
  • государственную и общественную безопасность;
  • повышение качества жизни российских граждан; экономический рост;
  • обеспечение безопасности в сфере науки, технологии и образования, здравоохранения, культуры, экологии живых систем и рационального природопользования;
  • стратегическую стабильность и равноправное стратегическое партнерство.

Основные характеристики состояния национальной безопасности включают:

  • уровень безработицы (доля от экономически активного населения); децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10%наименее обеспеченного населения); уровень роста потребительских цен;
  • уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
  • уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
  • уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;
  • уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

Важную роль в организации борьбы с терроризмом и экстремизмом играют нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, подзаконные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие отдельные направления деятельности в области борьбы с терроризмом и экстремизмом, порядок межведомственного и международного взаимодействия в данной сфере.

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы противодействия экстремизму, является Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который впервые в российской истории закрепил легальное определение понятия «экстремизм» в форме экстремистской деятельности. 

Пункт 1 статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской  деятельности» 

 квалифицирует  экстремистскую  деятельность(экстремизм) как:

 

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации (ст. 278, 279 УК РФ);
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность (ст. 205, 2051, 2052, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ);
  • деяния, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ);
  • нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ);
  • совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти, либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения (ст. 20.3 КоАП РФ);
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения (ч. 2 ст. 141 УК РФ);
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения (ч. 2 ст. 141 УК РФ);
  • публичное, заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей преступления экстремистской направленности (ст. 129 УК РФ);
  • публичные призывы к осуществлению вышеперечисленных действий либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения (ст. 280 УК РФ);
  • финансирование вышеперечисленных действий либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, те- лефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг (ст. 208, 2052 УК РФ).

Законодательством Российской Федерации определены следующие возможные субъекты экстремистской деятельности: общественные и религиозные объединения, иные организации и физические лица.

В Российской Федерации запрещается создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Экстремистской организацией может быть признано общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которой по основаниям, предусмотренным ст. 7, 8 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», судом принято решение о его ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Общественным объединением в России признается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 19 мая 1995 года №82 (в ред. от 23 июля 2008 №160-ФЗ) «Об общественных объединениях».

Общественные объединения могут существовать в одной из следующих организационно-правовых форм:

  • общественная организация;
  • общественное движение; 
  • общественный фонд; 
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности; 
  • политическая партия (ст. 7 названного Закона). Необходимо иметь в виду, что общественные объединения, за исключением политических партий, могут осуществлять свою деятельность без государственной регистрации и образования юридического лица. Согласно ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение считается созданным с момента принятия на съезде или общем собрании решения о его создании, об утверждении устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные, местные, а также международные общественные объединения (ст. 14 и 47 указанного Закона).

Религиозное объединение, согласно ст. 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 года) «О свободе совести и о религиозных объединениях» – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Из указанного Закона следует, что религиозные объединения на территории России могут существовать в двух формах: как религиозные группы и как религиозные организации.

Религиозная группа, в соответствии с законодательством, представляет собой добровольное объединение граждан, созданное в целях совмест- ного исповедания и распространения веры и осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица (ст. 7 указанного Закона).

Фактически для ее создания достаточно согласия некоторого числа граждан, их желания совместно исповедовать и распространять ту или иную религиозную идею. Граждане могут не уведомлять органы местного самоуправления о своем решении, кроме тех случаев, когда они намерены в дальнейшем преобразоваться в религиозную организацию.

Таким образом, в соответствии с законодательством, религиозное объединение в форме религиозной группы будет являться созданным с момента фактического начала деятельности, например, после проведения первого собрания, на котором совершалось богослужение или обсуждались вопросы, связанные с вопросами веры, и т.д.

Религиозная организация в отличие от религиозной группы – добровольное объединение не только граждан Российской Федерации, но и лиц, постоянно и законно проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном порядке в качестве юридического лица (ст. 8 указанного Закона). Религиозная организация считается созданной с момента ее государственной регистрации (ч. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ).

В зависимости от территории, на которой действуют объединения, они могут быть местными, т.е. действующими в одной местности либо в одном городском или сельском поселении, или централизованными, т.е. состоящими не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Следует иметь в виду, что до момента государственной регистрации религиозное объединение может функционировать как религиозная группа.

Под иными организациями следует понимать любые коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации, согласно ст. 50 ГК РФ, – это хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческие организации, согласно ст. 50 ГК РФ, – это потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды, а также другие организации, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Физические лица – граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПУБЛИЧНЫЕ ПРИЗЫВЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ст. 280 УК РФ)

Одной из центральных статей, специально предназначенных для пресечения проявлений экстремистской деятельности, является ст. 280 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». 

При ее применении следует учитывать следующее:

под призывами следует понимать активное воздействие в устной, письменной (печатной) или изобразительной (наглядно- демонстрационной) форме, в том числе с использованием технических средств, на сознание и волю людей с целью их побуждения к осуществлению экстремисткой деятельности. Хотя Федеральный закон от 25.07.02 №114-ФЗ «О про- тиводействии экстремистской деятельности» отождествляет экстремистскую деятельность с экстремизмом, тем не менее, речь идет не о призывах к экстремизму вообще (в широком политико-идеологическом смысле), а только о призывах к осуществлению экстремистской деятельности, кото- рая является практически аспектом экстремизма;

перечень видов экстремистской деятельности, данный в п. 1, 2, 3,  4 ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» является исчерпывающим. Следовательно, за каждый вид экстремистской деятельности (помимо призывов к их осуществлению) предусмотрена уголовная ответственность в виде самостоятельного состава (составов) преступлений;

публичные призывы не должны быть обращены персонально к кому- либо конкретно, они носят общий характер и обращены к неопределенному (неограниченному) кругу лиц. В противном случае это будет подстрекательством к конкретному преступлению экстремистского характера (массовым беспорядкам, насильственному захвату власти и т.д.);

характер призыва как побуждения к деятельности и его содержание должны быть очевидными (не завуалированными, не вытекать из контекста и т.п.);

с субъективной стороны преступление, предусмотренное ст. 280 УК РФ, совершается только с прямым умыслом. Виновный сознает, что призывает многих граждан к осуществлению определенного вида экстремисткой деятельности (например, к насильственному захвату власти) или к нескольким видам экстремистской деятельности (к массовым беспорядкам и насильственному захвату власти), понимает общественно-опасный характер этих призывов и желает таким образом склонить людей к осуществлению экстремистской деятельности. Мотивы преступления (политические, националистические, религиозные и т.д.) на квалификацию преступления не влияют;

в тех случаях, когда публичные призывы привели к совершению других преступлений, что охватывалось умыслом виновного, он несет ответственность по совокупности преступлений. Например, если публичные призывы к насильственному захвату власти привели к ее реальному захвату в каком-то районе (регионе), то содеянное должно квалифицироваться по совокупности ст. 278 и 280 УК РФ;

публичные призывы к некоторым видам деятельности входят в объек- тивную сторону единого преступления и не требуют квалификации по совокупности. Так, публичные призывы к вооруженному мятежу являются организацией вооруженного мятежа, поэтому квалифицируются только по ст. 279 УК РФ;

при квалификации публичных призывов возникает вопрос о конкуренции норм, предусмотренных ст. 280 и ст. 2052 УК РФ. 

Ввиду различия в объектах преступлений по данным статьям, ст. 280 УК РФ не следует считать общей нормой по отношению к ст. 2052 УК РФ (в нормативном смысле, а не в смысле явлений экстремизма и терроризма). По УК РФ – это раздельные нормы. Статья 2052 вычленена путем изъятия из целого (экстремизма) его части (терроризма) ввиду специфического круга потерпевших (ни в чем не повинных граждан). Поэтому публичные призывы к террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма квалифицируются только по ст. 2052 как самостоятельное преступление. Вместе с тем здесь возможна реальная совокупность преступлений, когда наряду с призывами к террористической деятельности имели место и призывы к какому-либо виду экстремистской деятельности (кроме терроризма). Только в этих случаях возможна одновременная квалификация деяния по статье 280 и 2052 УК РФ.

В части 2 ст. 280 УК РФ предусмотрена повышенная ответственность за использование при публичных призывах средств массовой информации (далее – СМИ). Под СМИ (согласно закону «О средствах массовой информации») следует понимать периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации.

Под распространением продукции СМИ (согласно закону «О средствах массовой информации») понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещания), демонстрация кино- хроникальных программ. Помещение информации на сайты сети Интернет и других электронных сетей является ее распространением. Вопрос о том, относится ли сайт Интернета к СМИ, является в настоящее время весьма спорным и в теории, и в судебной практике. В случае если речь идет об электронных СМИ, зарегистрированных в установленном порядке, то это подпадает под действие ч. 2 ст. 280 УК РФ. В остальной, абсолютно подавляющей части Интернета, размещение на сайтах экстремистской информации не подпадает под действие ч. 2 ст. 280 УК РФ.

Применительно к распространению материалов, содержащих призывы к экстремистской деятельности, следует исходить из того, что эта форма отдельно не криминализирована. Она образует преступление, если «вписывается» в понятие публичных призывов. Речь идет о распространении, рассчитанном на ознакомление с этими материалами неопределенного круга лиц. Нет признака публичности при индивидуальном распространении материалов (передача рукописи лицу для рецензии, выяснение его мнения, пополнение личного архива и т.п.).

Необходимо отграничивать публичные призывы от спонтанных заявлений, группового обсуждения проблем (спора), выработки позиции в кругу единомышленников и т.д. Необходимо учитывать, что призывы – это целенаправленная деятельность (целенаправленное действие), которой занимаются, как правило, убежденные сторонники экстремистских способов борьбы. Поэтому очень важно оценивать ситуацию, в которой имели место призывы (выступления на митинге, собрании, перед возбужденной толпой или используя иное скопление людей).

Понятие публичности связано не только с количеством присутствующих, но в ряде случаев – и с местом совершения призывов. Последнее важно в отношении призывов в изобразительной (наглядно- демонстрационной) форме (например, вывешивание плаката на безлюдной площади в ночное время).

Совершение рассматриваемых призывов или иных «экстремистских преступлений» согласованно (совместно, в контакте) с представителями иностранного государства или иностранной организации (по их поручению, инструкции, поддержке, в том числе с их финансированием, при условии антиконституционных политических обязательств или уступок) образует совокупность с государственной изменой – ст. 275 и 280 (либо ст. 2052) УК РФ, т.е., если призывы направлены против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации и, разумеется, если указанные обстоятельства надлежаще установлены и доказаны.

Уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности подлежат только физические лица. В связи с тем, что данные призывы во многих случаях содержатся в СМИ или размещаются в сети Интернет, необходима жесткая правовая реакция в отношении юридических лиц (или иных организаций), публикующих (размещающих) данные призывы. Механизм реагирования на деятельность таких организаций в зависимости от их правового статуса подробно расписан в законе

«О противодействии экстремистской деятельности». При наличии признаков экстремистской деятельности данные организации должны предупреждаться, после чего в случае продолжения ими данной деятельности ликвидироваться в судебном порядке (если речь идет об юридических лицах) или запрещаться в том же порядке (при отсутствии статуса юридического лица). Основания и процедура для такого реагирования четко и подробно расписана в законе «О противодействии экстремистской деятельности».

Следует иметь в виду, что публичное оправдание экстремизма уголовно не наказуемо.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВОЗБУЖДЕНИЕ НЕНАВИСТИ ЛИБО ВРАЖДЫ, А РАВНО УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА (ст. 282 УК РФ)

Действующее в России законодательство запрещает возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 29) запрещаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Статья 282 УК РФ устанавливает ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Состав преступления сконструирован как формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения деяний, указанных в диспозиции, наступления общественно опасных последствий не требуется.

Часть 1 ст. 282 УК РФ содержит признаки двух самостоятельных составов преступления:

1)   действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе;

2)   действия, направленные на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.

Объективная сторона преступления, предусмотренного настоящей статьей, характеризуется альтернативно:

1)   действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе;

2)   действия, направленные на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.

Обязательными признаками объективной стороны являются публичность соответствующего деяния или использование средств массовой информации при его совершении.

Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц, следует понимать любые действия (распространение листовок, периодических и непериодических печатных изданий; публичные выступления, распространение материалов с использованием сети Интернет и т.д.), имеющие своей целью сформировать негативные, недоброжелательные установки по отношению к представителям определенной общности, а также умалить или оскорбить их достоинство по признакам, перечисленным в диспозиции ст. 282 УК РФ. Эти действия должны быть совершены публично, например, на митинге, собрании членов общественного объединения, либо с использованием средств массовой информации.

Содержание признака «публичность»: в большинстве случаев ученые понимают под ним открытое, гласное, предназначенное для широкого круга лиц выражение своего мнения в устной (выступлении) или письменной форме.

К публичному распространению информации, направленному на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства можно отнести и ее распространение с использованием компьютерных сетей. Прежде всего потому, что они становятся доступными практически неограниченному числу пользователей, т.е. любому человеку, имеющему компьютер, подключенный к глобальной сети, и интересующемуся такой проблематикой. Даже в тех случаях, когда подобные материалы размещены на «закрытых» сайтах, т.е. их просмотр возможен только при наличии специального пароля, они все равно являются публичными, поскольку адресованы неопределенному числу посетителей.

В практике встречаются ситуации, когда ксенофобские послания обнаруживаются пользователями в их электронных почтовых ящиках. В таких случаях публичность имеет место лишь при условии, что эти письма направлялись большому числу лиц. Если же получателем было одно лицо, то рассматриваемый нами признак отсутствует, а содеянное подлежит квалификации в зависимости от содержания материалов.

Возбуждающей в соответствии со ст. 282 УК РФ является такая информация, которая содержит отрицательную эмоциональную оценку и формирует негативную установку в отношении определенной диспозицией указанной статьи УК РФ группы, подстрекает к ограничению их прав или  к насильственным действиям против них. Она порождает напряженность в обществе, формирует негативные стереотипы, создает питательную почву для конфликтов.

Не является информацией, направленной на возбуждение вражды, простая констатация фактов, которая не несет никакого отрицательного заряда. Возбуждающей вражду она становится только тогда, когда используется для иллюстрации тезиса, имеющего негативную окраску.

Возбуждение ненависти или вражды – распространение идей и взглядов, вызывающих неприязнь к образу жизни, культуре, традициям, языку, религиозным обрядам граждан определенной группы. Направленность такого действия – посеять вражду между определенными этническими или социальными группами, представителями различных религиозных конфессий и т.п.

Действия, направленные на унижение достоинства, имеют более узкую направленность: показать неполноценность, ущербность той или иной группы людей либо отдельных ее представителей по тем критериям, которые указаны в диспозиции ст. 282 УК РФУнижение достоинства выражается в распространении ложных измышлений, тенденциозно подобранных сведений об истории, культуре, обычаях, психологическом складе людей,их верованиях, идеях, о событиях, памятниках, документах, входящих в число национальных или религиозных ценностей, позорящих или оскорбляющих, например, этническую или конфессиональную группу либо ее отдельных представителей, заключающих в себе издевку, отвращение или презрение к ним и др. Статья 282 УК РФ является специальной нормой по отношению к ст. 130 УК РФ.

В процессе расследования главным объектом исследования и основным источником доказательств служит сам текст публикации, выступления, требующий содержательного и юридического анализа (подробнее об этом см. параграф 2.4. настоящих методических рекомендаций).

Дать правильную оценку материалам в таком случае помогут основные признаки, характеризующие возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе с точки зрения общественной опасности.

Главными из них являются:

  • оправдание геноцида, репрессий, депортаций по национальному признаку;
  • требования переселения, вытеснения из различных сфер деятельности лиц определенной национальности;
  • угрозы в отношении лиц той или иной национальности, конфессиональной принадлежности;
  • приписывание враждебных действий и намерений одной группе людей, нации, расе, религии по отношению к другим;
  • формирование и подкрепление негативного этнического стереотипа, отрицательного образа нации, расы, религии;
  • перенос различного рода негативных характеристик и пороков отдельных представителей на всю этническую или религиозную группу;
  • приписывание всем представителям этнической или религиозной группы стремления следовать тем древним обычаям, традициям, которые негативно оцениваются современной культурой;
  • утверждения об изначальной враждебности определенной нации, религиозной группы по отношению к другим;
  • объяснение бедствий и неблагополучия в прошлом, настоящем и будущем существованием и целенаправленной деятельностью определенных этнических, расовых, религиозных групп;
  • побуждение к действиям против представителей какой-либо нации, конфессии.

Таким образом, если в процессе проверки при содержательном анализе публикации (публичного выступления) будет установлено, что в тексте или его части содержится один или несколько перечисленных выше признаков, необходимо решать вопрос о возбуждении уголовного дела.

Субъект преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ – общий, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

Значительную сложность на практике вызывает установление признаков субъективной стороны возбуждения ненависти либо вражды, а также унижение достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой- либо социальной группе. Субъективная сторона в данном случае характеризуется прямым умыслом и целями: возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство по указанным признакам. Виновный осознает общественную опасность публичного или с использованием средств массовой информации совершения действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, и желает совершить именно такие действия.

На практике сложилась опасная тенденция отказывать в возбуждении уголовных дел по данной статье за отсутствием в деянии состава преступления именно в связи с «невозможностью» установления признаков субъективной стороны.

При решении вопроса о наличии умысла в действиях виновного и его направленности следует принимать во внимание, что текст (публикация или выступление) представляет собой не случайный набор слов, а обдуманное и целенаправленное действие. Практически это означает, что если в результате предварительного расследования будет установлено, например, что основная цель автора публикации – подвести читателя к пониманию необходимости вытеснения представителей той или иной национальности из различных сфер общественной деятельности, то можно сделать вывод о наличии у лица умысла на совершение действий (в данном случае –   на написание и публикацию в газете статьи), направленных на возбуждение национальной ненависти либо вражды.

В диспозиции ч. 2 ст. 282 УК РФ законодатель в качестве квалифицирующих признаков указал следующие: применение насилия или угроза его применения; лицом с использованием своего служебного положения; организованной группой.

Под применением насилия относительно п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ следует понимать физическое насилие, которое может выражаться, напри- мер, в причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью либо в нанесении побоев, причинении физической боли, а также любых насиль- ственных действиях, не повлекших тяжкого вреда здоровью либо смерти потерпевшего.

Следует отметить, что в том случае, если действия, предусмотренные ч. 1 ст. 282 УК РФ, сопровождались истязанием лица, то подобные деяния выходят за рамки насилия, указанного в п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ, и требуют квалификации по совокупности п. «з» ч. 2 ст. 117 и п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ.

Не охватывается п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ и организация массовых беспорядков. В данном случае имеет место идеальная совокупность, когда одним действием лицо совершает преступления, предусмотренные разными статьями УК РФ. Таким образом, данные действия подлежат квалификации по совокупности ст. 212 и ч. 1 ст. 282 УК РФ.

Под угрозой применения насилия в данном случае следует понимать угрозу физическим насилием, т.е. совершением побоев, причинением вреда здоровью любой тяжести, а также угрозу убийством. Дополнительной квалификации по ст. 119 УК РФ не требуется.

Использование лицом служебного положения применительно к п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ означает, что субъект применяет находящиеся в его компетенции права и полномочия, а также форменную одежду, атрибутику, служебное оружие или удостоверение, а равно сведения, которыми он располагает в связи со своим служебным положением, для осуществления деяний, предусмотренных ст. 282 УК РФ. Таким образом, использование служебного положения предполагает наличие у субъекта дополнительных возможностей для совершения преступления в связи с занимаемой должностью в государственных или негосударственных структурах и использование им этих возможностей. Например, редактор газеты тенденциозно подбирает материалы, содержание которых формирует негативные установки в отношении лиц той или иной национальности.

Субъект преступления в данном случае специальный – лицо, имеющее служебный статус в органах государственной власти, местного самоуправления, их учреждениях, в коммерческих и иных организациях.

Под организованной группой в данном случае следует понимать устойчивую группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Как показывает анализ практики, возбуждение ненависти либо вражды по указанным признакам осуществляется организованной группой лиц.

Об ее устойчивости применительно к данному составу свидетельствуют: хорошо разработанная структура (руководитель, организатор, ближай- шие соратники, рядовые члены) и четко распределенные роли; длительный период ее существования; наличие жестких внутренних правил и регламентации жизни; постоянство форм и методов преступной деятельности.

Для квалификации содеянного по этому признаку должно быть установлено, что лица объединились в эту группу с целью совершения одного или нескольких преступлений, например, для осуществления действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды по указанным признакам. В качестве критериев наличия указанной цели могут выступать заявления в программных документах объединения, листовках.

 

Участники организованной группы могут являться исполнителями совершаемых ею преступлений или не принимать непосредственного уча- стия в них, выступая в качестве организаторов и пособников. Однако согласно закону все участники организованной группы признаются соиспол- нителями и несут ответственность по п. «в» ч. 2 ст. 282 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ22.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОГО СООБЩЕСТВА (ст. 2821 УК РФ)

Уголовная ответственность за организацию экстремистского сообщества установлена в ст. 2821 УК РФ, помещенной в главе 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» раздела X «Преступления против государственной власти».

Непосредственными объектами, на которые посягает настоящее деяние, являются: основы конституционного строя и безопасность государства, а применительно к ч. 3 ст. 2821 УК РФ – еще и государственная власть, интересы государственной службы, службы в органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также службы в коммерческих и иных организациях.

Объективную сторону состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 2821 УК РФ, характеризует любое из следующих действий:

1) создание экстремистского сообщества;

2) руководство таким сообществом; 

3) руководство его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями;

4) создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества.

В ч. 1 ст. 2821 УК РФ экстремистское сообщество определено как организованная группа лиц, созданная для подготовки и совершения преступлений экстремистской направленности.

Под преступлениями экстремистской направленности в соответствии с приложением 2 к ст. 2821 УК РФ следует понимать преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями и пунктом «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ.

Рассматриваемое преступление окончено с момента начала действий по созданию экстремистского сообщества либо объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества; 

либо с момента начала осуществления руководства экстремистским сообществом либо его частью или структурным подразделением (ч. 1 ст. 2821 УК РФ), либо с момента участия в таком сообществе (ч. 2 ст. 2821 УК РФ).

Субъект рассматриваемого преступления общий – вменяемое лицо, достигшее 16-ти лет.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется: виной в виде прямого умысла; целью подготовки или совершения любого из указанных выше преступлений экстремистской направленности; любым из следующих мотивов: идеологическая, политическая, расовая, национальная, религиозная или социальная ненависть или вражда.

В том случае, если сообщество создается с иными целями, например, для совершения исключительно тяжких или особо тяжких преступлений при отсутствии специального мотива, то содеянное следует квалифицировать по ст. 210, либо, в зависимости от обстоятельств, по совокупности ст. 2821 и ст. 210 УК РФ.

В ч. 2 ст. 2821 УК РФ установлена обособленная ответственность за участие в экстремистском сообществе.

В ч. 3 ст. 2821 УК РФ закреплен квалифицирующий признак деяний, предусмотренных в ч. 1 и 2 той же статьи, – совершение соответствующих деяний с использованием служебного положения.

Субъект данного состава преступления – специальный – лицо, имеющее служебный статус в органах государственной власти, местного само- управления, их учреждениях, в коммерческих и иных организациях.

Стоит учитывать, что в соответствии с приложением 1 к ст. 2821 УК РФ лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвида- ции или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ст. 2822 УК РФ)

Уголовная ответственность за организацию деятельности экстремистской организации установлена в ст. 2822 УК РФ, помещенной в главе 29

«Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» раздела X «Преступления против государственной власти».

Непосредственными объектами, на которые посягает настоящее деяние, являются основы конституционного строя и безопасность государства.

Объективная сторона настоящего преступления выражается в организации деятельности экстремистской организации. Понятие экстремистской организации содержится в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002г. №114 и рассматривалось в параграфе 2.1. настоящих методических рекомендаций.

В том случае, если в деятельности религиозного или общественного объединения либо иной организации будут обнаружены признаки, указанные в ч. 2 ст. 8 указанного Закона, то в судебном порядке может быть принято решение либо о его ликвидации, либо о запрете деятельности.

В соответствии с настоящим законом ликвидированы могут быть религиозные организации, общественные объединения либо иные организации, имеющие статус юридического лица.

Запрет на деятельность применяется в отношении религиозных групп и общественных объединений, которые не зарегистрированы в качестве юридических лиц.

Если же религиозное или общественное объединение было ликвидировано по иным основаниям, чем указаны в ч. 2 ст. 8 Федерального закона

«О противодействии экстремистской деятельности», то действия лица, вновь организовавшего его деятельность, не могут быть квалифицированы по ст. 2822 УК РФ.

Например, религиозная организация в судебном порядке может быть ликвидирована в связи с принуждением своих членов и последователей и иных лиц к отчуждению имущества в свою пользу (основание предусмотрено ст. 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объ- единениях»). Организация ее деятельности после ликвидации не будет образовывать состава преступления, предусмотренного ст. 2822 УК РФ.

В отличие от ст. 239 и 2821 в ст. 2822 УК РФ установлена ответственность за организацию деятельности только таких религиозного или общественного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с наличием в ней признаков экстремизма.

Под организацией деятельности следует понимать любые действия, направленные на восстановление структуры объединения либо иной орга- низации, по формированию направленности и задач деятельности, по привлечению сторонников, по материально-техническому обеспечению, результатом которых стало возобновление и налаживание или возобновление деятельности подобных сообществ.

Состав рассматриваемого преступления – формальный. Оно признается оконченным с момента совершения действия (организации деятельности экстремистской организации), наступления общественно опасных последствий не требуется.

Субъект – общий – вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16-ти лет.

С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что организует деятельность экстремистской организации, и желает совершать эти действия.

В ч. 2 ст. 2822 УК РФ установлена ответственность за участие в дея- тельности экстремистской организации.

Содержание понятия участия не отличается от аналогичных признаков ч. 2 ст. 2821 УК РФ23.

Согласно примечанию 1 к ст. к 2822 УК, лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которой вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В уголовном законодательстве Российской Федерации существует множество уголовно-правовых норм, разработанных в целях борьбы и противодействия преступлениям экстремистской направленности. Данные нормы подразделяются следующим образом:

1.   Нормы, специально предназначенные для пресечения проявлений экстремистской деятельности (статьи 280, 282, 2821, 2822 УК РФ).

2.   Нормы, направленные против актов террористической деятельности как крайних проявлений экстремизма (статьи 205, 2051, 2052, 206, 208, 211, 277, 278, 279, 360 УК РФ).

3.   «Универсальные» нормы, предусматривающие ответственность за преступления вне связи с экстремизмом, но нередко совершаемые или могущие совершаться в экстремистских целях (статьи 105, 111, 112, 115, 116, 119, 126, 127, 136, 148-151, 156, 209, 210, 212-214, 2152, 240, 241, 243, 244, 294-298, 317-319, 321, 3221, 323, 329, 330 УК РФ).

4.   Сопутствующие «экстремистским преступлениям» составы других преступлений, требующих квалификации по совокупности.

Одной из наиболее сложных стадий уголовного производства по де- лам террористической и экстремистской направленности является доказывание составов преступлений.

Доказывание представляет собой процесс собирания, проверки и оценки доказательств в целях установления обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ. Цель процесса доказывания – установление обстоятельств, подлежащих доказыванию. Процесс доказывания есть процесс установления истины по уголовному делу, осуществляемый для решения задач судопроизводства. В процессе доказывания должны быть установлены все обстоятельства, позволяющие квалифицировать содеянное в отношении каждого деяния и его участника. От правильной первоначальной квалификации состава преступления во многом зависит процесс установления истины по конкретному уголовному делу.

В доказывании составов экстремистских преступлений наметилась тенденция использования заключений экспертов в качестве центральных доказательств посредством получения выводов экспертов о фактическом наличии в деянии лица признаков экстремистского преступления. Такая тенденция является ошибочной, т.к. перед экспертами не могут ставиться вопросы правового характера, на которые ни один эксперт не может и не вправе давать ответы. Также по большинству проявлений экстремистской деятельности применительно к оценке характера и содержания этих призывов предмет экспертизы отсутствует, т.к. по многим вопросам правовую оценку обязан предоставить сам следователь.

Вместе с тем в ряде случаев экспертиза необходима – там, где действительно требуются специальные знания (наиболее часто такого рода экспертизы проводятся при доказывании разжигания национальной и расовой розни).

Информация
  • Размещено 12.11.2019 09:27
  • Просмотры: 8514

Теги