Августовская конференция педагогических работников - август 2020 года

В 2020 году педагогическая конференция посвящена приоритетным направлениям, задачам, связанным с реализацией и достижением целей национального проекта «Образование».

Августовская педагогическая конференция «Педагог будущего: реализация целей национального проекта «Образование» дает старт новому учебному году.

Национальный проект «Образование» предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой


Образовательное пространство города предоставляет возможности для получения образования на всех уровнях общего образования и определяет нашу с вами ответственность за обеспечение современных условий и качественного образования и воспитания подрастающего поколения.

Сеть муниципальных образовательных организаций города Йошкар-Олы включает в себя 100 учреждений.

66  дошкольных  образовательных учреждения посещают 16 622 ребенка.

Систему дополнительного образования детей представляют 5 разных по направлениям деятельности учреждения, в которых занимались более 3 743  воспитанников, в том числе летний оздоровительный центр им. В.Дубинина.

В 2019-2020 учебном году обучение в две смены велось в 21 общеобразовательном учреждении города. Количество детей, обучавшихся во II смену, к сожалению, увеличилось, т.к. возросла численность обучающихся и воспитанников на 2024 человека, соответственно увеличилось число групп для детей дошкольного возраста на 29 единиц и классов для школьников на 55 единиц, возросла и численность работников на 48,4 единиц.

В новом учебном году в школы города придет более 28 700 учащихся, из них, более 3 600 (трех тысяч шестисот) первоклассников. По сравнению с прошлым годом численность обучающихся увеличилась на  3,8 %.

Учитывая положительную динамику демографического прогноза и миграционные процессы в общеобразовательных учреждениях, ожидается дальнейший рост количества учащихся.

Перевод образовательного процесса в односменный режим без строительства новых школ не представляется возможным, именно поэтому управление образования реализует свою работу в национальных проектах: «Образование», «Демография», федеральных проектах «Содействие занятости женщин», «Поддержка семей, имеющих детей»  и в региональном проекте «Современная школа».

Развитие системы образования занимает одно из центральных мест в структуре национальных проектов. Это означает, что человеческий капитал де-факто признается важным элементом социально-экономического развития России.

Напомню, что национальный проект «Образование» ориентирован на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно- нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций.

В качестве стратегических и приоритетных целей и задач совместной работы управления образования города Йошкар-Олы и  педагогических коллективов муниципальных общеобразовательных учреждений можно выделить практикоориентированность системы образования; доступность и качество образовательных услуг; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности; обеспечение безопасной образовательной среды, развитие психолого-педагогического сопровождения детей; развитие современной и безопасной цифровой образовательной среды, электронного обучения; профессиональное развитие педагогических работников, создание условий для развития наставничества.

Сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется  формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой, едиными требованиями, подходами во всех регионах нашей страны.

В настоящее время оценочными процедурами Всероссийской системы  качества образования являются:  основной государственный экзамен, единый государственный экзамен, национальное исследование качества образования, Всероссийские проверочные работы (ВПР). ВПР позволят осуществлять мониторинг результатов введения ФГОС и послужат развитию единого образовательного пространства в РФ.

В 2019-2020 учебном году охват детей и подростков от 6,6 до 18 лет общим образованием составил 100%. Успеваемость в школах города достигла 99 %. Качество знаний обучающихся составило  46  %.

Одним из объективных показателей качества общего образования по-прежнему остается государственная итоговая аттестация.

В 2019-2020 учебном году государственная итоговая аттестация из-за  введения режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения  коронавирусной инфекции проводилась не так как всегда.

ОГЭ (основной государственный экзамен)  не проводился.  ЕГЭ  (единый государственный экзамен) состоялся, но только для тех ребят, которым он нужен для поступления в вуз. Аттестаты были выданы всем выпускникам 9-х и 11-х классов на основе итоговых годовых оценок.

Аттестат с отличием получили 65 выпускников основного общего образования, что составляет 3,6 % от числа выпускников 9-х классов (АППГ– 4,3 % соответственно). При распределении выпускников 9-х классов укрепилось предпочтение в выборе учреждений среднего профессионального образования, доля учащихся поступивших в 10-й класс составляет 45,4% (АППГ – 47,8% ).

Аттестаты о среднем общем образовании получили 1002 выпускников. С отличием и медалью «За особые успехи в учении» окончили школу 82 выпускника 11 классов (АППГ – 85 чел.). Медалисты составили 7,9 % от общего числа выпускников 11-х классов (АППГ – 7,2 %).

Государственную итоговую аттестации по программам среднего общего образования проходило  937  человек.

Для сдачи ЕГЭ было задействовано четыре пункта проведения экзаменов - лицеи №11 и № 28, гимназия № 14 и школа № 30. Для проведения экзаменов были предприняты все противоэпидемические меры.

Анализ результатов ЕГЭ показал, что средние тестовые баллы выпускников муниципальных образовательных учреждений по таким предметам, как русский язык, математика физика находятся на уровне школ республики. (аналитическое сравнение средних баллов в ЦИТОКО выполняется)

Наибольшее количество высокобальников по русскому языку – 260  выпускников, по обществознанию – 57 выпускников. По профильной математике более 81 балла получили 45  выпускников. По английскому языку – 28 человек, физике – 25 выпускников.

5 выпускников муниципальных общеобразовательных организаций по результатам единого государственного экзамена получили 100 баллов: 1 выпускник МБОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы» (русский язык), 2 выпускника МОУ «Лицей № 11» (история, математика (профиль),  2 выпускника МБОУ «Гимназия № 4 им. А.С.Пушкина» (химия, обществознание).

С одной стороны, показатели ГИА не используются в качестве критериев оценивания эффективности деятельности учителя, школы, с другой, результаты ГИА должны стать предметом глубокого коллективного анализа в каждой школе, в методической службе, для осознания пробелов в подготовке обучающихся.

Мы все знаем, что к школе предъявляются сегодня высокие требования.

С целью создания оптимальных условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и их социальной поддержки, ведется целенаправленная и систематическая работа по направлению «Одаренные дети».

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно-исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях и работы школьных научных обществ учащихся. В городе действует 22 школьных научных общества.

Одним из важных направлений в работе с одаренными детьми является - профессиональная ориентация одаренных детей посредством повышения их мотивации к трудовой деятельности.

В области организации профессиональной подготовки учащихся школа № 15 заключила договор сотрудничества с  ГБПОУ Республики Марий Эл «Марийский лесохозяйственный техникум» по программам профессиональной подготовки по профессии 17530 «Рабочий зеленого строительства».

Для организации профессиональной ориентации детей средняя школа № 19 имеет партнерские отношения с учреждениями среднего профессионального и высшего образования: Торгово-технологическим колледжем, Йошкар-Олинским техникумом сервисных технологий, Марийским лесохозяйственным техникумом, Марийским политехническим техникумом, Автодорожным техникумом, Марийским государственным университетом, ПГТУ, Бизнес – инкубатором.

Нет сомнений, что в нашей стране живет большое количество одаренных детей, которые на «отлично» справляются со школьной программой. Но зачастую у таких обучающихся нет возможности проверить свои знания и обнаружить предел этих знаний. Именно для таких целей служит Всероссийская олимпиада школьников, она помогает обучающимся раскрывать свои таланты и возможности.

На территории городского округа «Город Йошкар-Ола» приняло участие 16812 учащихся из 36 образовательных учреждений. Самым массовым и многочисленным является школьный этап олимпиады, в котором участвуют учащиеся 4 - 11 классов.

В целом количество участников Олимпиады увеличилось  на  944 человека (на 5,6%).

В школьном этапе всероссийской олимпиады школьников участвуют обучающиеся 4 классов – 512 человек по математике  и 542 человека по русскому языку.

В муниципальном этапе Олимпиады по 22 предметам приняли участие 1588 обучающихся 7-11 классов. Победителями и призерами стали 405 человек.

В региональном этапе Олимпиады команду города Йошкар-Олы представляли 372 обучающихся 8-11 классов. Учащиеся школ города заняли 133 призовых места, что составляет 35,7 % от числа участников.

В 2020 году  в школах будет продолжена работа по осуществлению инклюзивного образования в рамках реализации права выбора образовательного учреждения родителями детей с ОВЗ.

В муниципальных общеобразовательных учреждениях города Йошкар-Олы создаются условия для получения качественного образования обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами.

В 2019-2020 учебном году в 26-ти образовательных учреждениях города реализовались адаптированные программы для 521 ребенок (глухие,  слабослышащие, с задержкой психического развития, умственно отсталые, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.)  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Важным компонентом образовательной среды для детей с особыми потребностями является система сопровождения городской психолого-медико-педагогической комиссии и консилиумов образовательных учреждений.

В МБОУ "СОШ с.Семеновка г. Йошкар-Олы" , в МБОУ «Гимназия № 14 г. Йошкар-Оы» продолжат обучение дети с диагнозом «Расстройство аутистического спектра».

В новом учебном году в СОШ № 12 открывается специальный коррекционный класс  (6-8 человек) для детей с расстройством аутистического спектра.

Для классов, где обучаются особенные дети, созданы все необходимые условия для успешного образовательного процесса.

Новым   содержательным  направлением   работы   должно стать

«выращивание» системы родительского просвещения. Именно такая задача решается в рамках реализации федерального проекта  «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» при поддержке информационно-просветительского портала «Растим вместе». Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Росток» в рамках данного проекта реализуется мероприятия, направленные на создание системы оказания услуг консультативной помощи родителям.

К числу мероприятий по оказанию услуг консультативной помощи родителям относится: создание рабочих мест для оказания услуги в очной, дистанционной, выездной (на дому) формах; обучение специалистов, оказывающих услуги; оказание услуги родителям; проведение мониторинга удовлетворенности родителей полученной услугой.

В рамках данного проекта функционирует Служба оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей, в условиях муниципалитета г. Йошкар-Ола. С целью увеличения количества получателей услуги ППМС-центр создал сеть консультативных пунктов (15 пунктов – МОУ 4, 7, 15, 29; ДОУ 10, 14, 16, 17, 31, 42, 43, 49, 76, 84, 90), 10,17,39,16,42,43)  общее количество консультаций в 2020 году составит не менее 10 тысяч.

Родители (законные представители) получают помощь специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога) бесплатно и в удобное для них время, по вопросам воспитания и обучения ребенка, в решении возникших проблем в сфере образования, предотвращения возможных проблем в сфере образования и планирования собственных действий в случае их возникновения, получают информацию о собственных правах, правах ребенка в сфере образования.

За первое полугодие 2020 года было проведено 3462 консультации в очной и дистанционной форме.

Важным инфраструктурным проектом является проект «Цифровая образовательная среда». Это одно из направлений обеспЕчения качества общего образования. Проект является поддержкой новой технологической среды в системе образования, развитие дистанционного образования и образования сервисов для учащихся.

В рамках реализации федерального  проекта «Информационная структура» национальной программы   "Цифровая экономика Российской Федерации" было осуществлено подключение к скоростному доступу сети «Интернет» в общеобразовательных организациях № 3, 4, 17);  в ряде школ внедряется целевая модель цифровой образовательной среды (СОШ № 1, 11, 13, 14, 28, 29, 30), а также несколько школ участвуют в апробации цифровой платформы Сбербанка, которая представляет собой первый в России цифровой инструмент для реализации Персонализированной модели образования с возможностью для масштабирования в общеобразовательных школах (СОШ №№ 1, 4, 11, 12, 14, 17, 21, Семеновская СШ).

Не смотря на проделанную работу, практика показывает, что современный уровень технического оснащения образовательных организаций города сдерживает дальнейшую цифровую трансформацию системы образования. Телекоммуникационная инфраструктура не позволяет в полной мере обеспечить реализацию образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Сохраняется актуальная проблема, препятствующая повышению эффективности управления образованием - отсутствие единой информационной инфраструктуры, обеспечивающей автоматизацию процессов управления в региональной системе образования, а также электронное взаимодействие участников отношений в сфере образования.

В современных условиях результативной является инновационная работа, цель которой – внедрение инновационных технологий, проектирование инновационных идей, оценка уровня инновационного потенциала педагогов. В образовательных организациях города Йошкар-Ола функционируют 10 региональных инновационных площадок:  в Гимназии № 4,  СОШ № 5 «Обыкновенное чудо», СОШ  № 3 г., Гимназия № 14, СОШ № 15, СОШ № 16,  СОШ № 19, СОШ № 29, СОШ № 1.

СОШ №  6, 12, 15, 17, 27 являются опорными школами по финансовой грамотности;

Сетевая педагогическая мастерская по теме "Проектная деятельность младшего школьника по направлению ИК-технологий в процессе реализации содержания УМК Перспектива" работает в СОШ № 6 и в Гимназии №26 им. А.Мальро - на базе "Издательства "Просвещение" (Москва)

В современных условиях инновационная работа, цель которой – внедрение инновационных технологий, проектирование инновационных идей, оценка уровня инновационного потенциала педагогов – является очень результативной.

Отдельно остановлюсь на теме организации питания обучающихся. Это важный вопрос, так как касается жизни и здоровья детей.

Охват горячим питанием обучающихся за 2020 год составляет 94, 8 % , охват двухразовым горячим питанием за 2020 год составляет – 5,1 %.

Из регионального бюджета выделяются средства на оказание мер социальной поддержки отдельным категориям обучающихся и воспитанников - детям из много­детных семей, детям, имеющим статус «обучающийся с ограничен­ными возможностями здоровья».

Охват горячим питанием в среднем за учебный год льготной категории детей от фактически присутствующих: из многодетных семей -  составляет 98,4%, детей с ОВЗ  100%.

В связи с ограничительными мероприятиями на территории Республики Марий Эл, на период распространения новой коронавирусной инфекции обучающие общеобразовательных учреждений находились на дистанционном обучении.

В соответствии с Федеральным законом  была организована выдача продуктового набора (сухого пайка) для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из многодетных семей.  В общеобразовательных учреждениях г. Йошкар-Олы количество обучающихся, получающих продуктовый набор (сухой паек) составило - 4207 человек.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации с 1 сентября 2020 г. обучающиеся 1-4 классов будут обеспечены бесплатным горячим питанием.

В общеобразовательных учреждениях проведен мониторинг состояния пищеблоков и определена потребность в оснащении их дополнительным технологическим оборудованием и инвентарем. В 7 ( СОШ № 3,12,13,16,29,30, Семеновская СШ) общеобразовательных организациях приобретаются холодильное и технологическое оборудование, пароконвектоматы, мармиты, кухонная и столовая посуда, разделочный инвентарь и т.д.

В целях повышения качества образования граждан, проживающих на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», развития социальной инфраструктуры новых микрорайонов города разработана муниципальная программа «Комплексное развитие муниципальных учреждений в сфере образования городского округа «Город Йошкар-Ола».

В 2019 году ведены в эксплуатацию два детских сада на 320 мест каждый в микрорайоне «Восточный» и микрорайоне «Интеграл», а также пристрой на 80 мест к детскому саду № 49.

Строительство новых школ и детских садов является важным и самым финансово затратным мероприятием проекта «Современная школа». В рамках проекта «Современная школа» в текущем году привлечены средства федерального бюджета,  которые направлены на строительство средней школы в микрорайоне  9В г. Йошкар-Олы на 825 мест. 1 сентября новая школа откроет свои двери ученикам микрорайона.

Ведется строительство двух детских садов на 320 мест каждый в микрорайоне «Молодежный» и в створе дома № 38 по ул. Прохорова, сдача в эксплуатацию планируется 01.11.2020 года.

В настоящее время проводятся работы по капитальному ремонту МБОУ «СОШ № 7 г. Йошкар-Олы», также готовится проектно-сметная документация на строительство школы на 1100 мест в микрорайоне «Восточный» и строительство детского сада на 320 мест в микрорайоне «Мирный». 

Дошкольное образование было и остается в фокусе внимания как со стороны органов власти всех уровней, так и со стороны родительской общественности.

Увеличение количества дошкольных образовательных учреждений в г. Йошкар-Оле произошло в связи с реализацией мероприятий национального проекта «Демография» в части строительства детских садов с целью обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет. В рамках регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» создаются дополнительные места, в том числе с обеспечением необходимых условий пребывания детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

В настоящее время МДОУ г. Йошкар-Олы посещают 16622 ребенка, из них 471 воспитанник с ОВЗ, что составляет 2,8 % от общего количества детей дошкольного возраста.

С целью обеспечения эффективности дошкольного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в городе создана сеть специализированных МБДОУ: для детей с ослабленным зрением (№ 5); с заболеваниями аллергического характера (№ 35); с туберкулезной интоксикацией (№ 7);

В дошкольных учреждениях для детей с ОВЗ работают специализированные группы: 2 группы для детей с ДЦП (МБДОУ № 24), 19 групп для детей с нарушением речи и задержкой психического развития  (МБДОУ № 1, 12, 15, 18, 19, 26, 38, 65, 70, 76, 79, 80, 90, Росток).

Дошкольные образовательные учреждения города работают по программам нового поколения. Внедряются альтернативные формы дошкольного образования, такие, как кратковременное пребывание в детских садах для неорганизованных детей.

в 6-ти детских садах (МБДОУ № 34, 39, 43, 70, 79, 80)  функционируют группы неполного дня с 4-х часовым пребыванием для 90 детей (5 дней в неделю без организации питания и сна),

в 10-ти детских садах (МБДОУ № 2,6,16,20,29,34,50,61,65,80) созданы адаптационные группы, которые посещает более 100 детей (2 раза в неделю, от 1 до 1,5 часов в день),

в 6-ти детских садах (МДОУ № 10,17,39,16,42,43) – консультационно-методические центры.

В 2019-2020 учебном году дополнительные образовательные услуги, превышающие рамки соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, как на платной, так и на  бесплатной основе, получали 9584  воспитанника.

На сегодня все муниципальные дошкольные образовательные учреждения готовы к началу нового 2019-2020 учебного года.

Продолжается планомерная работа по реализации других проектов, входящих в состав национального проекта «Образование».

Обозначенные ранее задачи мы не решим без педагогов. Вопросы обеспечения высокого профессионального уровня и достойного социального положения педагогов занимают центральное место, поэтому в рамках проекта «Учитель будущего» акцент внимания смещен
на внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников.

ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий» в рамках федерального проекта «Учитель будущего» проведет курсы повышения квалификации для педагогических работников системы общего образования по совершенствованию предметных и методических компетенций для 104 педагогов города.

За прошедший учебный год 802 педагогических работника муниципальных образовательных учреждений повысили свою квалификацию. Из них 548 человек – это педагогические работники муниципальных общеобразовательных учреждений, 34 – педагогические работники муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования и 220 – педагогические работники муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

23 руководителя и заместители руководителей из общеобразовательных организаций города прошли обучение по программе «Введение в цифровую трансформацию образовательной организации».

Нам необходимо обеспечить профессиональную готовность педагогов к решению современных задач обучения и воспитания.

Учитывая то, что, объективно продолжает оставаться актуальной проблема кадрового обеспечения образования, прошу обратить особое внимание присутствующих руководителей общеобразовательных организаций на необходимость более активного использования механизма целевого обучения.

Обеспечить достаточную разностороннюю развитость детей и подростков, что немаловажно для полноценного и правильного формирования современной личности, в первую очередь, нам позволяет дополнительное образование.

В учреждениях дополнительного образования функционирует 90 объединений, на базе общеобразовательных организаций - 902 кружка. В 2019-2020 учебном году в городе Йошкар-Оле обеспечен охват детей в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования услугами дополнительного образования на 85%.

Воспитанники учреждений дополнительного образования города ежегодно становятся лауреатами, призерами фестивалей и конкурсов различного уровня.

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в 2020 году будут созданы новые места дополнительного образования детей по направлениям:

физкультурно-спортивное «Шахматы» - СОШ № 10,

социально-педагогическое направление -  кабинет ЮИД - Гимназия № 14 . кабинет «Школа безопасности» (СОШ № 24),

художественное направление - кабинет изобразительного искусства – ЦДО, техническое направление – кабинет 3-D моделирования (СЮТ).

Проект «Успех каждого ребенка» направлен на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

Развитие Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»  включает в себя 2 направления: работа с детским и взрослым активом.

РДШ дает возможность для каждого активиста проявить себя в любом из направлений деятельности организации, развить свои способности, обменяться опытом. Традиционными и ежегодными стали семейные конкурсы, проводимые в целях сохранения и развития патриотических семейных традиций, привлечения интереса к истории своей семьи, поддержки семей, пропагандирующих здоровый образ жизни. Обучающиеся школ № 9, 30, 10 приняли участие на Зимнем фестивале РДШ в Москве.

В феврале 2020 года состоялась Практическая школа лидера «Миг».

РДШ дает возможность для каждого активиста проявить себя в любом из направлений деятельности организации, развить свои способности, обменяться опытом. Традиционными и ежегодными стали семейные конкурсы, проводимые в целях сохранения и развития патриотических семейных традиций, привлечения интереса к истории своей семьи, поддержки семей, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Подведены итоги федерального этапа Всероссийского проекта «РДШ - Территория самоуправления». В число финалистов вошла команда из республики «Поколения вместе» МБОУ «Образовательный комплекс «Школа № 29 г. Йошкар-Олы» с проектом «Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!».

В муниципальных общеобразовательных учреждениях г. Йошкар-Олы активно развивается волонтерское движение. В 21 муниципальном общеобразовательном учреждении г.Йошкар-Олы действуют отряды волонтёров. В данном движении состоит 827 волонтеров-активистов, которые ведут пропаганду здорового образа жизни среди сверстников.      

В целях реализации государственной политики в области защиты детства, создания необходимых условий для организации отдыха и оздоровления детей и подростков, обеспечения их занятости в период школьных каникул, администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» совместно с другими заинтересованными ведомствами проводится работа по подготовке организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

Летом 2020 года организованными формами отдыха и занятости планировалось охватить 25 403 обучающихся. Но жизнь вносит свои коррективы в планы, поэтому на запланированную цифру сложно было выйти в настоящее время, но в случае отмены режима повышенной готовности в Республике Марий Эл, управлением образования был запланирован ряд мероприятий по привлечению детей к организованной занятости и отдыху.

С 1 августа  были организованы 2 профильные смены в МАОУДО «Детский оздоровительно-образовательный центр для детей им. В.Дубинина», в которых отдохнуло более 300 детей. Первая профильная смена была проведена  для воспитанников учреждений дополнительного образования: станции юных техников, Азимута, Олимпа, а также обучающихся школ города, вторая смена патриотической направленности была проведена для юнармейцев,  а также активистов и лидеров детских общественных объединений.

Освещая вопросы организации летнего отдыха и занятости детей и подростков в летний период 2020 года, нужно отметить, что особое внимание  направлено на организацию занятости детей «группы риска» и на работу с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Социально значимый проект АНО «Наша инициатива», направлен на социальную реабилитацию и профилактику преступного поведения подростков, находящихся в конфликте с законом «Академия компетенций – дорога в успешное будущее».

В течение ряда лет в рамках исполнения договора о сотрудничестве управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и отдела религиозного образования и катехизации Йошкар-Олинского благочиния Йошкар-Олинской и Марийской епархии  проводится множество совместных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию, по празднованию исторических и православных праздников обучающихся общеобразовательных учреждений. Работа по данному направлению строится в соответствии с планом работы управления образования.

Жизнь вносит свои коррективы, в том числе  и в формат проведения мероприятий, поэтому в связи с объявленным в 2020 году режимом повышенной готовности, конкурсы и мероприятия проводились, в том числе, и  в дистанционном формате.

В целях духовного просвещения, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения, приобщения учащихся к православной культуре, выявлению и раскрытию молодых талантов обучающиеся города принимали участие:

в квест-проекте по святым местам города Йошкар-Олы «Православная тропинка»,

муниципальном  конкурсе творческих работ «Рождественская сказка»,

в муниципальном этапе Международного конкурса детского творчества  «Красота Божьего мира». В связи с празднованием 75- летия  Победы в Великой Отечественной войне, единой нитью конкурса прослеживалась основная тема «Великая Победа: наследие и наследники»,

В целях формирования устойчивого интереса к научным знаниям в гуманитарной сфере учащихся, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую и познавательную деятельность в области истории и культуры Православия, создания необходимых условий для поддержки одаренных детей, в общеобразовательных учреждениях ежегодно проводится общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры.  Всего по городу Йошкар-Оле в школьном туре олимпиады принял участие 61 учащийся. В муниципальный тур прошел 51 школьник из 5 общеобразовательных учреждений.

Вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений находятся на постоянном контроле и в течение года рассматриваются на разных уровнях: на заседаниях Центра взаимодействия по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности городского округа «Город Йошкар-Ола»; на заседаниях круглого стола и расширенных совещаниях субъектов системы профилактики; на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в городском округе «Город Йошкар-Ола»; на заседаниях антинаркотической комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола»; на заседаниях комиссий по законности Собрания депутатов ГО «Город Йошкар-Ола», на коллегиях управления образования, на совещаниях с заместителями директоров по воспитательной работе, социальными педагогами и педагогами-психологами МОУ.

Совместно с субъектами системы профилактики организованы различные акции, проведены рейды по семьям, состоящим на учете: «Помоги собраться в школу», «Каждого ребёнка школьного возраста за парту!», совместно с МВД – акция «Подросток–Занятость», «Подарим детям праздник!» и другие - направленные на предупреждение противоправных деяний несовершеннолетних, выявление фактов неготовности детей к учебному году, а также оказание благотворительной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, по подготовке к школе.

Управлением образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» совместно с МОУ города проводится целенаправленная работа в целях профилактики асоциального поведения, наркомании, алкоголизма, табакокурения среди несовершеннолетних, выявление учащихся, требующих внимания по причине повышенной эмоциональности, склонных к нервно-психической неустойчивости, асоциальному поведению, в МОУ города Йошкар-Олы  сформированы группы динамического наблюдения (ГДН). В ГДН входят учащиеся, нуждающиеся в дополнительном психолого-педагогическом воздействии.

Одной из двух ключевых задач национального проекта - воспитание личности. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил, что содержание образования должно решать две базовые задачи: давать знания и воспитывать нравственного человека.

Он считал, что нравственность – главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую.

В городе в этом направлении много сделано, но, в рамках

национального проекта «Образование», предстоит модернизировать воспитательную деятельность образовательных организаций.

Подводя итог сказанному, хочу особо подчеркнуть, что целью всей нашей с вами работы должно стать создание конкурентоспособной, качественной системы образования, соответствующей стратегии и потенциалу социально-экономического развития Республики Марий Эл.

В рамках реализации национального проекта «Образования» мы должны не только объективно оценить реальную ситуацию, но и эффективно использовать имеющиеся ресурсы и новые возможности.

Образование как система сильна своими традициями и людьми, которые, не жалея сил и времени, совместно с семьёй и всем обществом, ответственно и беззаветно служат своему делу – формированию нового человека! И память о тех, кто делал это до нас, это и есть преемственность и уважение, это и есть воспитание!

 

 

Приоритетные направления развития системы образования городского округа «Город Йошкар-Ола» на 2020-2021 учебный год

 

Муниципальная программа «Развитие системы образования городского округа «Город Йошкар-Ола» определяет основную цель функционирования муниципальных образовательных учреждений. Это обеспечение равного доступа детей к бесплатному полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья, а также обеспечение соответствия качества образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития общества и экономики.

 

Основные направления развития системы образования:

  1. Реализация федеральных и региональных проектов в области образования.
  2. Введение ФГОС общего образования в 10 классах. Реализация мероприятий, предусматривающих поэтапное обновление ФГОС и внедрение обновленных на их основе основных общеобразовательных программ в рамках федерального проекта «Современнаяшкола».
  3. Продолжение реализации мер по (обеспечению) 100-процентной доступности образования для детей ввозрастеот3 до 7 лет, недопущения риска её снижения.
  4. Выполнение мероприятий, направленных на достижение 100-процентной доступности образования для детей от 2 месяцев до 3 лет, в рамках национального проекта «Демография».
  5. Выявление и распространение лучших моделей управления дошкольным образованием в городе Йошкар-Оле, обеспечивающих его доступность икачество.
  6.  
  7. Обеспечение доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная и профессиональная реабилитация.
  8. Становление муниципальной системы оценки качества образования с учетом программ международных, всероссийских и региональных исследований и оценочных процедур.
  9. Организация условий для эффективного профессионального самоопределения и профориентационной работы в муниципальной системе образования.
  10. Совершенствование воспитательного потенциала муниципальной системы образования и системы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.
  11. Увеличение охвата детей доступным и качественным дополнительным образованием; обновлениесодержанияиметодовобучениядополнительногообразованиядетей,обеспечениевариативности дополнительных общеобразовательных программ; развитие кадрового потенциала и модернизацияинфраструктурысистемыдополнительногообразованиядетейврамкахфедеральногопроекта «Успех каждого ребенка».
  12. Совершенствование форм организации летнего отдыха и досуга детей.
  13. Реализация перспективных направлений развития системы физического воспитания через развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом; расширение числа школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг по различным видам спорта; проведение ежегодных массовых мероприятий в области физической культуры и спорта для всех участниковобразовательныхотношений.
  14. Повышение профессионализма педагогических и руководящих работников.
  15. Совершенствование системы информационной открытости образовательного пространства городского округа «Город Йошкар-Ола».
  16. Обновление и укрепление материально-технической базы образовательных организаций, а также создание условий максимально соответствующих требованиям безопасности образовательной деятельности.

 

Результатами реализации данных направлений станет создание условий для эффективной деятельности системы образования Городского округа «Город Йошкар-Ола» и обеспечение достижения нового качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства

Информация
  • Размещено 26.08.2020 08:11
  • Просмотры: 329

Теги