Августовская конференция педагогических работников - август 2023 года

Материалы августовской конференции

Презентация к докладу

Образование в цифрах

Программа конференции

Резолюция

Доклад

 Филипповой Е.Г., начальника управления образования г. Йошкар-Олы на августовской конференции работников образования 29.08.2023 г.

 Разговор о важном: цели и стратегии развития муниципальной системы образования

  1. Ценности и смыслы
  2. Качество и количество кадров – статус педагога - качество образования
  3. Содержание образования: приоритет духовно-нравственного и патриотического воспитания
  4. Условия: современная образовательная среда
  5. Государственно-общественное управление

Сердце системы образования – это ценности и смыслы, лежащие в ее основе. Ценности определяют всё остальное – цели и стратегии развития образования, его содержание и формы, методики, и технологии, подходы к формированию личности человека. Каковы же эти ценности? Современная нормативно-правовая база, публичные заявления руководства нашей страныдают нам ответ на этот важный вопрос.  

Указом президента РФ В.В.Путина от 9 ноября 2022 г. № 809  утверждены Основы государственной политики. В новом документе в пункте перечисления традиционных ценностей о "приоритете духовного над материальным" мы имеем дело с самым настоящим культурным и даже мировоззренческим переворотом. Идея приоритета Духа – магистральная и интегральная тема, которая звучит в пику таким привычным вещам, как, например, идея выгоды.


Признание принципа приоритета духовного над материальным– это изменение всего, изменение природы самого Российского Государства. Жизнь людей тоже должна быть отныне совершенно иначе ориентирована. Не на личный комфорт и стяжание, а на служение, на благородство, на любовь, на дружбу, на милосердие, на сострадание.

На встрече с лауреатами и финалистами всероссийского конкурса "Учитель года" В.В. Путин призвал выстраивать национальную систему образования, чтобы Россия была суверенной. Именно утверждение приоритета духовного над материальнымкак главной традиционной ценности, способно обеспечить решение этой задачи. Прежде всего, по словам главы государства, нужно передать детям "нравственный, культурный код нашего народа", традиционные смысло-образующие духовные ценности.

Основанием такой системы, является единое образовательное пространство. На формирование которого направлены законодательные новации, которые  нам с вами предстоит реализовывать в наступающем учебном году. 

- с 1 сентября 2023 года во всех школах и детских садах России будут введены новые федеральные образовательные программы, учащиеся 10-11 классов будут учиться по единым государственным учебникам истории, внедряется единая модель профориентации, во всех школах вводится должность «Советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями»;

- изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" возвращают участие школьников в общественно-полезном труде. с 1 сентября педагогических работников ждет введение в действие нового Порядка аттестации  Вводятся новые квалификационные категории «Педагог – методист» и «Педагог – наставник».

Итак, уважаемые коллеги, нам с вами предстоит быть активными участниками исторического процесса–построения суверенной системы образования и формирования еоп. Роль учителя здесь самая значимая, именно от учителя зависит качество образования, формирование мировоззрения будущего гражданина, воспитание патриотов, людей высокого духа. Не случайно 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Многое сегодня делается, чтобы облегчить учителю жизнь, подчеркнуть значимость педагогической профессии, привлечь внимание общества к  нелегкому и стратегически важному труду педагога.

для педагогов и руководителей оо создается и предлагается комплекс полезных цифровых инструментов, значительно помогающих организовать работу на новом качественном уровне. Например, одной из целей ФОП является предоставление педагогам готовых наборов документов. Проект «Школа Минпросвещения России» в помощь управленцам и педагогам предлагает Цифровой конструктор программы развития образовательной организации, настольную книгу директора, сервис автоматизированной самодиагностики. Сайт Единое содержание образования содержит удобные конструкторы рабочих программ, учебных планов, проверенных и прошедших профессиональную экспертизу методических материалов, а также базу нормативно-правовых документов. Федеральная государственная информационная система «Моя школа» предлагает Единый доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам для учеников, родителей и учителей https://myschool.edu.ru/. Сегодня учителю для подготовки к занятиям не нужно сидеть в поисковике, «изобретать велосипед» и отыскивать по крупицам необходимый материал на различных ресурсах. Нужная и проверенная информация сконцентрирована на официальных государственных порталах, заботливо сопровождающих нелегкий труд педагога. https://edsoo.ru/

С целью снижения бюрократической нагрузки на педагогов перечень обязательных к заполнению школьными учителями документов ограничен до пяти позиций. Для воспитателей детских садов планируется оставить два документа. В ближайшее время ожидаются решения по снижению объема мониторингов в системе образования; оптимизации информационных систем и сокращению количества запросов, на которые образовательные организации готовят ответы. На муниципальном уровне вопрос уменьшения отчетности также находится на контроле, управлением образования открыта соответствующая «горячая линия», организовано обсуждение управленческих механизмов по снижению документационной нагрузки на педагогических работников в рамках совещаний и семинаров.

В Год педагога и наставника работники муниципальной системы образования (далее –МСО) приняли активное участие в различных акциях и проектах. Участником федерального проекта «Педагогические династии России» стала Йошкар-олинская ДИНАСТИЯ Бажниных – Васеневых – Ивозчиковых – Лежниныхhttps://dinastii.mpcenter.ru/dynasty/23 Елена Валерьевна Васенева почти 30 лет работает учителем биологии в средней общеобразовательной школе № 21. Ирина Владимировна Ивозчикова, внучка основателей педагогической династии, с 1998 года работает тренером-преподавателем в детско-юношеском центре «Азимут», обучает детей спортивному туризму, подготовила более десяти мастеров спорта. В интерактивном проекте «Педагогические династии России» будут собраны Истории российских педагогических династий, которые  войдут в электронный Альманах. Есть предложение создать сборник «Педагогические династии г. Йошкар-Олы» и выпустить его в завершение Года педагога и наставника.

По инициативе управления образования проходит городская акция «Галерея «Лучший педагог», реализуется  муниципальный проект «Наша гордость», в рамках которого на официальном сайте управления создан раздел, где публикуются фотографии и наиболее значимые достижения педагогов МСО. Мы гордимся нашими лучшими наставниками и дорожим молодыми педагогами.

В Городе сложилась и совершенствуется система методического        сопровождения молодых   педагогов и педагогов-наставников, работают: Школа молодого руководителя, Школа резерва, Школа начинающего старшего воспитателя». Успешно работает Совет молодых педагогов, Школа молодого педагога. В прошедшем учебном годумолодыепедагоги  приняли участие в мероприятиях, организованных Региональной организацией  профсоюза в РМЭ совместно с Министерством образования  и науки РМЭ: в работе XI республиканской зимней Школы молодых педагогов, в XIV Всероссийском форуме молодых педагогов и наставников «ТАИР 2023» «Для вас, педагоги!» В рамках форума директора школ Йошкар-Олы также приняли участие в обучающем семинаре: «Школа сегодня: направления и ресурсы инновационного развития», который провел федеральный эксперт в области современной образовательной политики, к.п.н Раис РамазановичЗагидуллин.

В прошедшем учебном году наши молодые педагоги результативно показали себя на (Слайд) Городском конкурсе «Педагогический дуэт», организованном городской профсоюзной организацией, во Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют – 2022», в городском конкурсе «Молодой учитель-2023».

Управление образования совместно с профсоюзной организацией стремится создать условия для закрепления и развития кадров в МСО. В соответствии с Территориальным отраслевым Соглашением предусмотрены меры поддержки молодым педагогам,в течение трех лет после трудоустройства им устанавливается надбавка в размере 60% должностного оклада, студентам старших курсов – в размере 50%. Сегодня, благодаря мэрии города, есть возможность предоставления муниципального служебного жилья учителям-предметникам, наиболее востребованным системой городского образования.

В Год педагога и наставника по решению Главы Республики Марий Эл Ю.В. Зайцева с 1 сентября 2023 года будут увеличены на 15 процентов базовые ставки заработной платы педагогических работников. Повышение заработной платы педагогов в соответствии с майскими указами Президента Российской Федерации– задача, выполнение которой всегда находится на контроле. Результаты мониторинга, проводимого  управлением образования по  средней заработной плате педагогических работников, говорят о ее повышении:

дошкольные учреждения (с учётом дошкольной группы при школе)–34017 рублей;

общеобразовательные учреждения:

(с учетом федеральных выплат за классное руководство) –50348 рублей

(без федеральных выплат за классное руководство) – 45170 рублей;

Учреждения дополнительного образования –37104 рубля.

Конечно, средняя зарплата растет, но мы знаем, что это происходит в основном за счет увеличения нагрузки на педагогов. Нагрузка, в свою очередь, увеличивается по причине дефицита кадров и невысокой оплаты труда на ставку. На сегодня имеется острая потребность в учителях начальных классов, информатики, математики, физики, русского языка и литературы, химии и других предметов, сохраняется и дефицит педагогов-психологов, тьюторов, логопедов, дефектологов. Средняя нагрузка учителей в прошедшем учебном году оставалась высокой и составляла 32 часа в неделю.

Одним из путей решения вопроса обеспечения МСО кадрами это профориентационная работа со школьниками и родителями, нацеленная на поступление выпускников на педагогические специальности. В рамках федеральной программы «Учитель будущего поколения» в 5 школах города открыты классы психолого-педагогической направленности, в которых обучалось 177 человек, из них пока  только 19 учащихся пожелали поступить на педагогические специальности и заключили договоры о целевом  обучении  с Марийским государственным университетом. Это первый опыт в данном направлении. и мы очень надеемся на развитие этого проекта.

Решение проблемы обеспеченности МСО педагогическими кадрами  требует комплексного подхода и без участия поддержки государства, наших социальных партнеров, всех заинтересованных структур нам ее не решить.

Глава Республики Марий Эл Юрий Викторович Зайцев  10.05.2023 г. подписал Указ от № 94 "О мерах по обеспечению развития социального партнёрства в Республике Марий Эл". Принцип государственно-общественного управления образованием является одним из основных и задачи, определенные в Указе, позволят нам совместно с профсоюзом принять дополнительные меры по сплочению коллективов, объединению усилий в закреплении профессиональных кадров, в поиске путей решения  других актуальных вопросов.

Качество образования в первую очередь зависит от качества учителя, эта аксиома лежит в основе федерального проекта «Учитель будущего», который нацелен на модернизацию системы повышения квалификации педагогических кадров и наставничества. С целью актуализации и развития института наставничества управлением образования совместно с Педагогическим институтом и Институтом образования организован и проведен городской Форум педагогов-наставников.

Слайд Эффективными инструментами создания благоприятной мотивационной среды для профессионального развития, выявления творческих и инициативных педагогов является организация  их участия в конкурсах профессионального мастерства, конференциях, форумах, проектах, вебинарах и семинарах, курсах повышения квалификации, программах профессиональной переподготовки.

Так, заведующие МДОУ в 2022 - 2023 учебном году стали делегатами важных российских и международных мероприятий:

- Седьмой Всероссийский съезд работников дошкольного образования (Лаптева Н.С., заведующая МБДОУ «Детский сад №40 «Одуванчик», Маланина С.Н.., заведующая МБДОУ «Детский сад №72 «Солнышко»);

- Второй Всероссийский съезд Управляющих советов образовательных организаций субъектов Российской Федерации (Вертинская В.И., заведующая МБДОУ «Детский сад №80 «Ужара», доклад на пленарном заседании);

- X юбилейный Московский международный салон образования ЕХРO-2023. (Зуева Е.В., заведующая МБДОУ «Детский сад №48 «Маленькая страна», Еремина Е.Б., заведующая МБДОУ «Детский сад №47 «Чудо-остров»).

Участие педагогов в Конкурсах профмастерства способствует развитию исследовательских навыков, формирует новый взгляд на социальную значимость профессии, расширяет круг общения педагогов, развивает их интеллектуальный и творческий потенциал. В 2023 году обладателем премии президента РФ 200 тыс стала победитель конкурса на Поощрение лучших учителей России Чернозем Анна Ивановна, учитель истории и обществознания Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 11 им. Т.И.Александровой г. Йошкар-Олы».Победительницей городского и лауреатом республиканского конкурса Учитель года стала Ларионова Е.М., учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31».Есть значимые победы в профессиональных конкурсах у системы дошкольного образования (Х Всероссийский конкурс «Воспитатели России», Гармаш Ю.В., победитель - воспитатель МБДОУ «Детский сад № 80 «Ӱжара» г. Йошкар-Олы», в номинации «Успешный воспитатель»)

В 2023 учебном году в конкурсе «Воспитатель года» Победительницей муниципального конкурса и лауреатом республиканского этапа стала Щеглова Е.С., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2 «Облачко».

Слайд Федеральный проект «Учитель будущего» предусматривает повышение уровня профессионального мастерства педагогов в форматах непрерывного образования с учетом выявленных профессиональных дефицитов и интересов, а также требований работодателей. Сегодня время диктует необходимость каждому педагогу спланировать ежегодное повышение квалификации по различным актуальным вопросам развития образования. Уже недостаточно только привычных курсов узко-предметной направленности. На повестке дня сегодня мета-предметное повышение квалификации: Кроме профессионального развития, педагог непрерывно должен развиваться как личность. Планирование и реализация своего профессионально-личностного развития - главный элемент, основа национальной системы профессионального роста педработников.

В связи с выбором курса на  формирование единого  образовательного  пространства (ЕОП) необходимо  обратить внимание на значимость двух составляющих развития муниципальной системы образования:

  • с одной стороны, необходимость формирования единого образовательного пространства является основополагающей и приоритетной задачей, что закреплено в федеральном законодательстве;
  • с другой стороны, необходимость создания многообразия возможностей в этом пространстве для развития и самореализации детей с самыми разными способностями и стремлениями. Обращение к сущности понятия «единство» позволяет отметить принципиальную особенность – единое не означает одинаковое.

Стандарты образования задают основу деятельности всей образовательной системы. Однако, особенности развития отдельных организаций подразумевают возможность и необходимость адаптации общих требований к доступным ресурсам и социокультурному контексту, в котором развивается учреждение.

Главным инструментом создания ЕОП является Федеральная образовательная программа. С 1 СЕНТЯБРЯ  2023 ГОДА  ВСЕ  оо  г. Йошкар-Олы будут работать по единым Федеральным образовательным программам.

Цель ФОП - вернуться к базовым ценностям, а именно:

Любовь к Родине и гражданственность.

Нравственность.

Крепкая семья.

Созидательный труд.

Признание большей ценности духовного, нежели материального.

Гуманизм, милосердие, справедливость.

В контексте формирования ЕОП реализуется стратегический проект «Школа Минпросвещения России». Школа в соответствии с концепцией проекта  должна стать центром образования, воспитания и просвещения, объединяющим территориально и духовно детей и взрослых, для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности. В рамках проекта определены единые магистральные направления деятельности школ, формирующих единое образовательное пространство.

Слайд Проект предполагает привить ценностные ориентиры школьникам: шире

вовлекать семью в процесс выбора жизненного пути, формирования мировоззрения детей.

Формирование личностных результатов, обучающихся на основе развития их самосознания, самоопределения, смыслообразования и морально-этической ориентации.

Закрепление всеобщей ответственности за качественное отечественное образование подрастающего поколения страны (родители, государство, профессиональные и бизнес-сообщества, средства массовой информации, общественные объединения, местные территориальные сообщества).

Выстраивание взаимодействия образовательных организаций, педагогов с родителями должно носить клиенто-ориентированный характерю. Это значит:

уметь смотреть на мир и образовательную организацию с точки зрения родителя. принимать их проблемы, как вызовы, а не повинность.
осуществлять индивидуальный подход и проявлять  корректность и внимательность.

Практика обращений родителей показывает, что в большинстве случаев они указывают на проблемные точки, недостатки в нашей работе, исправление которых в конечном итоге делает систему лучше. Поэтому деятельность Родительских комитетов так важна. Она помогает  успешно решать многие задачи: осуществлять общественный контроль за организацией и качеством детского питания, организовывать различные досуговые  и профориентационные мероприятия.

К концу учебного года – каждой образовательной организации необходимо провести самодиагностику и на ее основе разработать Программу развития в соответствии со стратегией, предлагаемой  проектом «Школа Минпросвещения».

Важной составляющей качества образования являются учебные результаты воспитанников. Это, прежде всего, результаты государственной итоговой аттестации, участие обучающихся во всероссийской олимпиаде школьников, олимпиаде ПФО и других интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятиях различного уровня. Эти результаты подробно будут проанализированы и обсуждены в рамках работы секций конференции. В целом МСО показывает в этом плане стабильные результаты. Но задача их повышения по-прежнему остается актуальной и в новом учебном году.

Почти в два раза выросло количество высокобальных результатов ЕГЭ (от 85 и более баллов) по русскому языку – их получили 200(АППГ – 105) выпускников. Значительно увеличилась результативность по обществознанию - высокобальные результаты получили 58 (АППГ - 13) выпускников и по математике – 28 (АППГ – 8)  выпускников. Наибольшее количество высокобалльных результатов (от 85 баллов) в Лицее № 11 – 67 результатов, в Гимназии № 4 – 36 результатов.

5 (АППГ – 3) выпускников муниципальных общеобразовательных организаций по результатам единого государственного экзамена получили 100 баллов: 1 выпускник 19 школы по двум предметам (литература, русский язык), 4 гимназия (русский язык, иностранный язык), 21 школа (химия), 10 школа (русский язык), 1 школа (русский язык).

Одним из важнейших государственных приоритетов сегодня является работа с одаренными детьми, которая организуется в контексте теории множественного интеллекта и реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка».

В городе создан муниципальный Совет по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи, который призван тесно сотрудничать с Региональным центром выявления и поддержки одаренных детей Республики Марий Эл «Волгенче». Выявление талантливых и способных детей начинается уже в детском саду. На это направлены инновационные площадки, которые действуют на базе наших дошкольных учреждений. Например, в рамках проекта «Техно-мир: развитие без границ» у дошкольников формируются предпосылки инженерного мышления, осуществляется тесное сотрудничество со значимыми предприятиями города и Республики (АО «Завод полупроводниковых приборов», ЗАО «Сернурский сыр завод» и др.).

В сентябре 2022 года начал свою работу на базе «Образовательного комплекса «Школа № 29 г. Йошкар-Олы» детский Технопарк Кванториум. Здесь реализуются программы естественнонаучной направленности с применением современного учебного и лабораторного оборудования, проводятся учебные практические занятия по химии, физике, биологии и технологии. Сеть кванториумов в Йошкар-Оле будет развиваться. Цель проекта: Разработать и внедрить новый российский формат дополнительного образования детей в сфере инженерных наук. Обеспечить системное выявление и дальнейшее сопровождение одаренных в инженерных науках детей.

В школе № 19 действует республиканская инновационная площадка «Внедрение новой Концепции преподавания предметной области «Искусство» в условиях массовой школы». Хоровой коллектив школы занял 2 место в номинации «Школьный хор «Песни юности» в первом Всероссийском конкурсе хоровых и вокальных коллективов во Всероссийском детском центре «Орлёнок».

Команде Лицея № 11 предстоит защитить честь города и Республики на Всероссийском интеллектуальном турнире «Лига Знаний: школы и колледжи»  в г. Москве.

В июне 2023 года ребята ДЮЦ «Азимут» попали в десятку лучших обучающихся по туристско-краеведческой направленности по РМЭ и  получили путевку во Всероссийский детский центр «Орленок» на смену «Юный турист «Орленка»: неизведанная Россия».

Все это говорит о том, что в Йошкар-Оле много талантливых и способных детей, и наша задача совершенствовать работу по их выявлению, развитию и дальнейшему сопровождению в соответствии со стратегией социально-экономического и технологического развития города и республики.

В 2023 году по инициативе управления образования введена практика реализации  сетевых муниципальных проектов в области дошкольного образования. Это позволяет рационально распределять ресурсы и решать актуальные профессиональные задачи более эффективно. Слайд.

Большое внимание сегодня уделяется организации воспитательной работы с детьми и молодежью. Этот значимый участок педагогической работы укреплен сегодня введением в школах новой штатной единицы – советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Все школы завершили работу по введению ставок советника директора по воспитанию в штатное расписание с 01.09. Советники директоров школ по воспитанию возглавят отделения Российского движения детей и молодёжи «Движение  первых». Во всех общеобразовательных   организациях   города на сегодня созданы и действуют   первичные   отделения,   которые   станут  фундаментом нового Движения. Управлением образования поддерживается   деятельность РДДМ   «Движение   первых»,  совместно реализуются  крупнейшие  проекты в      области  образования  и воспитания:

«Марийское лето с Движением первых», акция «Рука помощи», Всероссийский форум «Территория смыслов», региональный проект  Марий Эл – территория заботы и заботливых людей».

Советники – это универсальные специалисты, одной из основных задач которых является реализация программ воспитательной работы. Они призваны помочь сделать главный приоритет образования – воспитание – эффективнее и значимее.

В центре внимания воспитательной работы сегодня – её духовно-нравственная и военно-патриотическая, направленность. В рамках договора о сотрудничестве между управлением образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и Йошкар-Олинской  епархией Русской Православной церкви  г. Йошкар-Олы проводятся совместные мероприятия, способствующие духовно-нравственному  воспитанию обучающихся.

Среди наиболее важных можно назвать общероссийскую олимпиаду школьников по Основам православной культуры, в которой приняли участие 169 обучающихся из 9 школ города, муниципальные конкурсы: сочинений-рассуждений «К истокам отечественных ценностей», творческих работ «Пасхальная открытка».

Традиционные встречи Митрополита Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна с родительской и педагогической общественностью также имеют значительное влияние на участников и способствуют их духовно-нравственному просвещению. Встреча на актуальную тему: «Семья: традиционный подход и современность» собрала более 200 родителей и педагогов. https://mari-mitropolia.ru/all_newses/news/?ID=15548

На формирование  духовно-нравственных ценностей, взглядов, убеждений, и осознанных действий на их основе направлен стартовавший в прошедшем учебном году и положительно зарекомендовавший себя проект «Разговоры о важном».

В рамках продолжения реализации проекта в новом учебном году перед нами стоят следующие задачи: расширения разнообразия форм проведения занятий, выстраивание  единой  системы  воспитательной  работы в образовательных  организациях  через  синхронизацию  тематики  «Разговоров  о  важном» с тематическим каркасом активностей РДДМ.

      Множество мероприятий, проводимых в МОС традиционно нацелено на военно-патриотическое воспитание: акции "Блокадный хлеб", «Армейский чемоданчик», "Крымская лаванда", «Вахта Памяти», "Диктанте Победы", «Свеча памяти», научно-просветительского проекта "Без срока давности", городской патриотический конкурс «Герой моего времени», Городской фестиваль-конкурс «Весна. Победа. Юность».

Работа по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения организуется управлением образования  в тесном взаимодействии с ветеранскими и молодежными общественными организациями,  Военным комиссариатом города, управлениями культуры, физкультуры, спорта и молодежной политики администрации Йошкар-Олы.

       В школах города ведется систематическая работа по обновлению экспозиций музеев, залов и уголков боевой славы, открываются мемориальные доски, организуются городские памятные митинги. Так, в марте 2023 года состоялось  открытие памятной доски Герою Российской Федерации Д. Шаймарданову в"Гимназии № 4 г. Йошкар-Олы, 1 марта, у бюста Героя России Марка Евтюхина, прошел традиционный митинг памяти, состоялось вручение Ордена мужества матери погибшего при исполнении воинского долга в ходе специальной военной операции К.Баранова.

В муниципалитете создаются условия для развития  кадетского и юнармейского  движения. Более 1033 ребят в 17 школах города обучаются в кадетских и юнармейских классах, активно участвуют во всех мероприятиях. Большую роль в военно-патриотическом воспитании играют школьные музеи, которые действуют в 15 школах. Восемь из них паспортизированы. Создание и развитие музейных экспозиций   будет продолжено в новом учебном году.

В рамках реализации мероприятий военно-патриотической направленности  ставится задача активизировать работу  школьных спортивных и военно-патриотических клубов; шире использовать         инфраструктуру   учебно-методического  центра «Авангард» в  части  формирования  навыков  в  области  начальной военной подготовки. Особое внимание необходимо уделить привлечению к работе по военно-патриотическому  воспитанию ветеранов боевых действий, в том числе участников специальной военной операции,  а также историческому просвещению.

Большое внимание сейчас уделяется формированию воспитывающей среды школьных пространств. В их оформлении необходимо учитывать обязательные экспозиции, отражающие актуальные направления воспитательной системы: государственные символы РФ; Возможности и проекты для детей: РДДМ «Движение первых», проект для младших школьников «Орлята России», Добро.ru, Навигаторы, Всероссийский проект «Билет в будущее», Всероссийский конкурс «Большая перемена», общество «ЗНАНИЕ», «Больше, чем путешествие»; Вариативные экспозиции: достижения России, исторические личности и т.д. Трафареты, рисунки для оформления разработаны, их нужно творчески применить к оформлению оо.

Важную роль в решении воспитательных задач играет система дополнительного образования детей. В учреждениях дополнительного образования функционирует 100 объединений (АППГ-100), на базе школ действует  905 (АППГ-905)  кружков. Услугами дополнительного образования в городе Йошкар-Оле охвачено 79 % детей.

Основными направлениями деятельности учреждений дополнительного образования детей являются: спортивное, туристско-краеведческое, художественное, техническое и эколого-биологическое. В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в  2022-2023 учебном году  создано 90 новых современно-оснащенных мест для занятий туризмом и робототехникой. В новом учебном году планируется открытие еще 176 мест. Это позволит усовершенствовать работу школьной телестудии, активнее развивать художественное творчество, открыть кружки баскетбола и юных инспекторов движения.

Система профориентационной работы является одной из ключевых задач построения системы образования. Детям важна возможность профессиональной пробы и ознакомления с той или иной профессией. С целью вовлечения школьников 6-11 классов в профориентацию,  Минпросвещения   России   разработало единую  модель профессиональной  ориентации  в Российской  Федерации, которая будет реализовываться в новом учебном году.  В основе модели лежит  профориентационный  минимум, который представляет собой единый  универсальный  набор практик и  инструментов   для   проведения   мероприятий   по  профессиональной   ориентации  обучающихся. В образовательных организациях предусмотрено 3 уровня реализации профминимума, которые школа определяет самостоятельно исходя из имеющихся условий.

Реализация профминимума в 2023/2024 учебном году будет осуществляться по 6 направлениям:

– «Урочная деятельность»;

– «Внеурочная деятельность»;

– «Взаимодействие с родителями или законными представителями»;

– «Практико-ориентированный модуль»;

– «Дополнительное образование»;

Многие из этих направлений в МОС уже реализуются в рамках участия образовательных организаций в проекте «Билет в будущее» в прошедшем учебном году.

Экскурсии в г.Иннополис, на ведущие предприятия Республики Марий Эл

Неделя профессионального самоопределения школьников.

Единый день открытых дверей федерального проекта «Профессионалитет» в Республике Марий Эл в котором приняли участие 1147 человек из 15 школ города.

Дни открытых дверей для обучающихся 9-х и 11-х классов общеобразовательных организаций республики согласно графику. 4266 обучающихся приняли участие в этом мероприятии.

профориентационные онлайн-мероприятия

 Всероссийский открытый урок «ПроеКТОриЯ»

На базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Йошкар-Олы» действует региональная пилотная  площадка «Сетевое взаимодействие «Школа-техникум-ВУЗ» как условие ранней профилизации обучающихся. Создание модели взаимодействия школы с учреждениями СПО и ВУЗами Республики Марий Эл нацелено на сопровождение обучающихся 8-11 классов в процессе профессионального самоопределения. Из 2562 общего количества выпускников 9-х классов 1284 (56%) обучающихся планируют поступать в средние специальные учреждения, а 1030 (44% человек хотят продолжить обучение в 10 классе. Из 919 выпускников 11-х классов  80 ученика планируют продолжать обучение в средних учебных заведениях и 814 обучающихся хотят поступать в высшие учебные заведения.

Таким образом, МОС г. Йошкар-Олы уже активно включена в реализацию профориентационных программ, и единая модель профориентации, предложенная Минпросвещения России, позволит вывести эти проекты на новый более высокий уровень.

Современные требования к условиям обучения и воспитания, к образовательной среде, к пространствам образовательных организаций лежат в основе государственных программ «Развитие образования», «Модернизация школьных систем образования». В рамках реализации этих программ в Йошкар-Оле ожидается дальнейшее обновление и развитие городской образовательной инфраструктуры.

В 2023 году начато строительство новой общеобразовательной школы на 1100 мест в микрорайоне «Восточный». Завершение строительства запланировано на август 2024 г. Результатом будет являться  уменьшение количества учащихся, обучающихся во 2-смену в муниципальных общеобразовательных учреждениях микрорайона «Сомбатхей», что положительно скажется на доступности и качестве образования на территории города Йошкар-Олы.

УО подготовлена и направлена заявка в Министерство образования и науки РМЭ для включения в РАИП на строительство новой школы на 1100 мест в микрорайоне 9 «А». А также подготовлена и прошла государственную экспертизу сметная документация на капитальный ремонт 13-ти  школ города Йошкар-Олы, который запланирован на 2024-2027 г.г.  Реализация этих планов будет способствовать созданию современных условий обучения для наших детей и для работы педагогов.

Хочу поблагодарить всё педагогическое сообщество города Йошкар-Олы за ту большую и самоотверженную работу, которая позволила в прошедшем году достичь значимых результатов в развитии и совершенствовании муниципальной системы образования. Поблагодарить Правительство, Государственное собрание, Министерство образования и науки РМЭ, Собрание депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола», мэрию города за совместную работу и поддержку муниципальной системы образования.

«Важно делать все необходимое для того, чтобы дети получали качественное образование по самым высоким стандартам — от этого зависит экономический и технологический суверенитет страны и достижение национальных целей развития». Это необходимое зависит от качества работы каждого из нас на своем рабочем месте. Масштабные стратегические проекты и изменения в сфере образования потребуют от нас в наступающем новом учебном годумаксимальной отдачи и повышения эффективности в работе. Уверена, мы справимся! Желаю всем здоровья, оптимизма и больших успехов в решении поставленных задач.

Информация
  • Размещено 18.09.2023 07:58
  • Просмотры: 140

Теги